Солнечная система и греческие мифы. Аполлон. Гермес. Меркурий

Евгений Борецкий | 29.12.2014 15:58

МеркурийПервая, самая близкая к Солнцу планета – Меркурий. Он же бог Феб-Аполлон, он же бог Гермес у греков-эллинов, он же бог Меркурий римлян.

Что мы знаем об Аполлоне-Гермесе-Меркурии?

1. Аполлон имеет гордые эпитеты «Солнцеликий» и «Златокудрый».

2. Аполлон же является обладателем титула «Сребролукий».

3. Аполлон – вестник богов (особо подчеркиваю – не посланник, не посыльный, как его часто и абсолютно ошибочно, называют – а именно вестник).

4. Не является порождением греческой мысли – воспринят греками от соседей (от кого именно не определено точно). Его дом – Гиперборея. Там он проводит большую часть года. Прилетает в Грецию только на зиму в колеснице, запряженной стаей белых лебедей, и этой же колесницей отбывает обратно в Гиперборею по весне.

5. На греческих вазах, барельефах, скульптурах изображался виде юноши-подростка.

6. Имеет не по годам пронзительный, пристальный, невыносимо тяжелый взгляд. Ни один – ни смертный, ни бессмертный не смог бы состязаться с ним в «гляделки». Даже сам Зевс-Юпитер и его царственная супруга Гера-Юнона не могут вынести его взгляда и вынуждены отводить взор от грозных очей Аполлона.

7. В противоположность ему Гермес изображался зрелым (если не сказать пожилым) мужчиной в полном расцвете сил, наделенный всеми лучшими чертами, которыми только может обладать мужчина. Божественной супругой Гермеса является Афродита. Если Гермес обладатель самых лучших качеств, которыми может обладать мужчина, то Афродита не только олицетворение божественной красоты – она еще и носительница самых лучших черт, которыми только может обладать женщина. Поэтому брак их удачен, счастлив, спокоен. У них родился сын – Гермафродит (имя производное из двух – Гермес+Афродита), в греческой мифологии не имеющий ни малейшей связи с современным медицинским, физиологическим термином. Добрый сын добрых родителей – унаследовал все самое лучшее, что было как у отца, так и у матери, поэтому Гермафродит – замечательный юноша с характером, которому одновременно присущи как самые лучшие мужские, так и самые лучшие женские добродетели.

8. Гермес – так же вестник (а вовсе не посланник, не мальчик на побегушках) богов.

9. Он же считается покровителем мелких воришек и шулеров-игроков. Например, известно, что Лаэрт – отец Одиссея, будучи внуком Гермеса, выиграл Итаку в кости, именно в результате шулерства и при невидимом покровительстве деда. Пришло же кому-то в голову, сесть играть в кости с внуком бога — покровителя нечистых на руку игроков?!! Другой пример – Ахиллес, зная из пророчества о приближении гибели, завещал свои доспехи тому, кто вынесет его тело с поля боя. Случилось так, что Аякс и Одиссей сыграли в этом одинаково важную роль – один нес тело, другой прикрывал первого от наседавших троянцев. Чтобы разрешить возникший спор было решено бросить жребий именно посредством костей. «Кой черт меня попутал сесть играть в кости с потомком самого Гермеса? – в бешенстве ревел проигравший Аякс – Эта хитрая лиса Одиссей обвела меня вокруг пальца!».

10. Гермес это еще и хранитель межевых границ – на перекрестках дорог, на границах владений устанавливали гермы(название производное от имени Гермеса) – межевые знаки-указатели.

11. У римлян пара персонажей – подросток Аполлон и зрелый муж Гермес сливаются в одного – Меркурия. Меркурий у римлян еще и покровитель торговли и торговцев(что между прочим не так уж и далеко от роли покровителя шулеров).

Итак, почему же Аполлона называют Солнцеликим? Из каких соображений древние греки снабдили его таким необычным эпитетом – ведь кроме Аполлона никто из греческих богов больше этим титулом не наделен? Выдающийся российский знаток славянской и этрусской старины Алексей Наговицин многократно задается этим вопросом!!!

Почему? – Восклицает в своих книгах Наговицин?!!

С какой стати???

И, как бы отвечая сам себе размышляет: может быть, они (в смысле греки) считали его ипостасью самого солнца?

А ведь ответ очень простой! Если вы внимательно посмотрите на приведенную схему Солнечной системы – вы сами сообразите, поймете, увидите, – почему Аполлона называют Солнцеликим. Самая близкая к Солнцу планета Меркурий, она же Аполлон-Гермес этрусков и греков – кому же, как ни ей называться Солнцеликой? Ведь она – в буквальном смысле слова – находится у Солнечного Лика! Или, если хотите, Аполлон своим ликом льнет прямо к Солнечному Диску. Именно поэтому Солнцеликий Аполлон имеет еще и эпитет «Златокудрый». А какие же должны быть кудри у того, кто все время купается в солнечных лучах?

По этой же причине – наиболее близкое расположение к Солнцу – его называют Сребролуким Аполлоном. Исследователи греческой мифологии и в этом случае тоже недоумевают : почему в своих фантазиях, своих сказках древние снабдили Аполлона серебряным луком? Ведь именно Аполлон, и только он является обладателем оного! Зевс-громовержец, разбушевавшись, прыщет с Олимпа стрелами-молниями, но нигде не упоминается о том, что у него лук какой-то необычный, особенный. Никак не акцентируется внимание на луке бога войны Ареса-Марса – лук у него самый обыкновенный. Дева-воительница Вирго-Афина-Портена – появилась на свет в полном боевом облачении и с воинственным боевым криком. Очень много уделено внимания ее щиту — Эгиде, которым она накрывает тех, кого берет под свое покровительство (отсюда и выражение – «под эгидой кого-то или чего-то»). А вот о луке Афины ничего особенного не рассказывается – и у нее, вероятно очень хороший, но ничем необычным не выделяющийся лук.

Так чем же можно объяснить такую отличительную деталь, как серебряный лук?

А объяснить ее можно, на мой взгляд, элементарной этимологической ошибкой – ошибкой перевода древних текстов. Будучи славянофилом и славяноцентристом, я уверен, что значительная часть древнегреческих и древнеримских текстов была писана на славянском языке. Откуда эта уверенность?

Из убеждения, что «этруски» – означает «русские». А из этого убеждения вполне логично проистекает следующее: «научную» славянофобскую и славяноненавистническую теорию о том что сияние западный науки и культуры(в том числе свет эллинской и римской мудрости) просветило и вывело из тьмы невежества наших сирых и убогих предков, темных и необразованных – эту самую теорию следует воспринимать с точностью до наоборот!!!

Это наши великие предки-славяне (и руссы-этруски самые известные среди них) просветили светом своей мудрости дикарей-горцев балканского полуострова(известных по исторической терминологии как греки-эллины), древних диких охотников античной Италии и Испании, древних пастухов Палестины и Египта. Это они создали ирригационную систему вокруг Нила и построили пирамиды Египта, Перу, Китая. И свершили еще много других великих дел.

Что дает основание так считать? А очень многое. Вот один из примеров — когда историки заинтересовались этрусской письменностью, выяснилось, что расшифровка ее наталкивается на непреодолимые трудности. Попытка прочитать этрусские надписи на основе того языка, на котором, как считают ученые, говорили Сократ, Платон и Аристотель – классическом греческом – не дала ни малейших результатов. Использование других языков средиземноморской ойкумены – латыни, иврита, финикийского, койне, древнефранцузского, древнегерманского – тоже ни к чему не привело. Расшифровка зашла в глухой тупик. Этрусская письменность была объявлена нечитаемой, не поддающейся расшифровке. Возникла даже экзотическая теория, утверждавшая, что мол, этруски обладали другим аппаратом мышления. Принципиально другим, совершенно отличавшимся от нашего, современного. Поэтому-де человек, носитель привычной для нас логики, вообще не может читать этрусские тексты.

Но во второй половине XIX-го века темное царство этрускологии прорезал тонкий луч надежды!

Русские славянофилы – не побоялись, и … —
— рискнули использовать для расшифровки этрусских текстов старославянский(или если хотите церковнославянский) язык!..

О чудо!!!

— Этруски, нечитаемые и неподдающиеся расшифровке, заговорили!!! Да как заговорили?!! Заговорили легко узнаваемыми по русским сказкам, былинам, летописям словами и речевыми оборотами!!! Вот-те раз!!!

Но тут самое время задать вопрос на засыпку. Угадайте с трех раз : а как отреагировала на сообщения об удачных расшифровках академическая история? Восторженными рукоплесканиями? Криками: «Браво! Молодцы, так держать!»?

Так нет же!

Седоглавые академики от истории восприняли работы русских историков в штыки! «Не может этого быть!» — кричали профессора и доктора исторических наук — «Не может этого быть, чтобы этруски говорили на языке славян!»… «Не может этого быть, потому что не может быть никогда!!!».

С тех пор прошло уж около 150 лет. За этот период многие исследователи научились легко и уверено читать этрусские тексты, используя предложенные приемы. Другая же часть и слышать не хочет о том, что такое даже теоретически, даже гипотетически возможно. И считают даже само такое предположение ненаучным и абсолютно неприемлемым!

Чем аргументируют они свою непримиримую позицию?

— Держитесь за что-нибудь устойчивое, а то, неровен час, грохнетесь на пол, сраженные железобетонной логикой и гениальною простотой мысли!

Дело в том, что все без исключения официальные исторические школы еще в XVII — XVIII веках установили для себя незыблемую черту – VII век по Рождеству Христову. Именно тогда, по мнению историков, из небытия, неизвестности, из тьмы веков появились первые упоминания о славянах! Сия дата со временем превратилась в неприкасаемую священную корову. А до нее славян еще просто не было!!! По этому все разглагольствования по поводу славян, живших в X-XVII веках до прихода Спасителя на территории Греции, Италии, Египта, Палестины – все это гнусные инсинуации славянофильствующих дилетантов!!!

Впрочем, о чем это бишь я? Кажется, увлекшись, я несколько отклонился от темы. Поэтому вернусь к «Сребролукому Аполлону».

Итак, вооружившись осмыслением славянского происхождения этрусской, а вслед за ней и греко-римской мифологии, решительно утверждаю следующее.

Появление термина «сребролукий» вызвано ошибкой перевода с руссо-этрусского языка на классический греческий, чисто славянского слова «среброликий». Этот термин является полным дубликатом, двойняшкой, синонимом термина «солнцеликий»! Когда малыши в детском садике на листе белой бумаги рисуют солнышко, то они выбирают желтый, оранжевый или красный карандаш. Но мы-то люди взрослые. Поэтому давайте в солнечный день поднимем очи горе, воззрим и задумаемся – нечто Красно Солнце и действительно является красным? А ведь оно не красное и не желтое, оно ослепительно белое, и выражение «белое солнце пустыни» — безусловная реальность, а вовсе не поэтическая метафора, не красивый слоган. Белый цвет Солнечного Диска прекрасно виден, когда мы наблюдаем Солнце сквозь редкие облачка.

Другое дело, что на синем фоне неба оно действительно кажется(только кажется!!!) желтоватым. Но это суть иллюзия, оптический обман зрения, а вовсе не реальный цветовой параметр. Древние прекрасно понимали это. Именно поэтому, как это ни неожиданно, два разных светила – Солнце и Селена-Луна, на самом деле названы одним и тем же именем: ведь слова(именно слова, а не понятия) Солнце и Селена имеют одинаковый костяк, одинаковый скелет согласных – С…Л…Н. Так что «Солн + це» и «Селен + а» – это вовсе не разные слова а одно и то же слово, имеющие в данном случае альтернативный, бинарный вариант фонетического выражения:

«Солнце» = «Селена».

И Солнце и Луна светят одинаковым, ослепительно-серебрянным светом, отсюда и эпитет Аполлона-бога(Меркурия-планеты) – «Среброликий»(а вовсе не «сребролукий») Аполлон.

Как могла возникнуть путаница между термином «среброликий» и «сребролукий»?

— А возникнуть могла такая путаница в одном, и только одном случае!!!

— В том случае, если мифы об Аполлоне переводились на греческий и латынь с древнеславянского – например, руссо-этруского!!!

Объясняю : в времена окончательно и бесповоротно победившего христианства начал, вдруг возрождаться интерес(так называемый Ренессанс) ко всему древнему, в том числе к мифологии. Но вот неприятность — святая духовная консистория приложила титанические усилия(и, как вы знаете, не безуспешно) для выжигания каленым железом из мозгов народа(в большинстве случаев вместе с самими мозгами) древних, дохристианских знаний, понятий, верований. За время разгула святой инквизиции европейские языки довольно сильно трансформировались, и понимать древние тексты стало очень затруднительно. Ревнители старины, из самых лучших побуждений начали пытаться переводить (уж не обессудьте, как умели) малопонятные, с трудом разбираемые, чудом уцелевшие рукописи на современный им, живой язык(например греческий). Некто первый (а ведь всегда и во всем есть кто-то, этот самый «первый»), по недоразумению или умышлено(а может и злоумышленно) прочитал в славянском тексте славянское слово «среброликий» как «сребролукий» — и в таком виде перевел его на греческий язык. Последователи, особенно не вдаваясь в суть, пошли-поехали повторять за ним, множить ошибку. В результате – современные историки теперь заламывают руки, ломают копья, ломают луки – и не могут понять, почему же именно Аполлон (а не Зевс или Марс) является обладателем серебряного лука? И почему именно серебряного (а не бронзового, или стального, или костяного)?

А вот еще вопрос : с чего бы это древние наделили Аполлона таким пронзительным, таким пристальным взглядом? Взгляд Аполлонов так тяжел, что неистовая Гера – первая дама, и в то же время первая интриганка и скандалистка Олимпа, и упившийся кровью, побагровевший от нее Марс – бог войны, появляющийся в сопровождении своих сыновей Фобоса и Деймоса – Страха и Ужаса , и даже сам Зевс – царь богов и повелитель мира не могут выдержать этого взгляда — отводят очи в сторону!

Какая потрясающая аллегория для описания того момента, когда пред рассветом, в светлеющих небесах меркнут одна за другой, гонимые нарастающим светом нового дня планеты – Венера, Марс, Сатурн, Юпитер!!! И когда они все уже отвели свои взоры(очи их закрылись – сами планеты погасли, стали невидимы) – остается над утренним горизонтом, купаясь в лучах утреннего солнца, сиятельный Купавон-Аполлон – ослепительно-яркая, солнце- и сребро- ликая, невероятной, божественной красоты планета – утренний Меркурий!!!

Возможно ли придумать более поэтическое описание для Аполлона-Меркурия, простирающего свой взор с небес на землю в тот момент, когда все остальные боги свои взгляды уже отвели, потупили(а сами планеты уже погасли, растворились в светлеющем небе зарождающегося дня).

Ясно как божий день — эта характеристика Аполлона раскрывает вовсе не личностное свойство некоего сказочного, антропо -, или зоо-, или тео- морфного персонажа. Тут говорится не о боге-мальчике с не погодам пристальным взглядом, а о реальных астрономических параметрах реального космического объекта, а именно – о планете Меркурий!
Точно такое же астрономическое, физическое, научное происхождение и у такого странного феномена, как традиция изображать Меркурия в двух ипостасях – девственный подросток, почти ребенок Аполлон, и пожилой человек, бородатый муж Гермес. Дело в том, что планета Меркурий, вращаясь очень близко вокруг Солнца, никогда не отклоняется от него более чем на пятнадцать градусов. Земной наблюдатель не может видеть его тогда, когда он визуально находится близко к Солнцу – Меркурий «меркнет»,теряется в лучах солнечной кроны, отсюда, по всей вероятности и название : «Меркурий» – «меркнущий» на фоне Солнца! Славянское название! Мы хорошо можем видеть эту планету только тогда, когда он максимально, с точки зрения земного наблюдателя удален от Солнца — на 13-15 градусов. Таких положений есть только два.

Первое это когда Меркурий движется по плоскости эклиптики впереди Солнца, и поэтому планета поднимается над горизонтом раньше Солнца – перед самым рассветом. И это есть расшифровкой титула «Аполлон – вестник богов». «Вестник» а не «посланник», не «посыльный», потому что своим появлением над предрассветным горизонтом он несет весть богам, да и всему миру о скором явлении Солнца-Гелиоса, об окончании ночи и начале нового дня!
Второе – когда Меркурий находится на плоскости эклиптики позади Солнца, и появляется на небе вечером, сразу после заката, когда небо еще не успело полностью угаснуть. Именно тогда, когда солнце только-только скрылось за горизонтом, на небе зажигается первая звезда – вечерний Меркурий, Гермес греческой мифологии. Вот почему и Гермес тоже является «вестником» богов – появляясь первым на вечернем небе, он возвещает миру о том, что день закончился, и вслед за ним сейчас начнут зажигаться на вечернем небе одна за другой остальные планеты и звезды – боги греческой мифологии!

Теперь понятно, почему римский Меркурий у греков имеет две ипостаси – мальчика-подростка Аполлона и брадатого, почти пожилого мужа Гермеса. В народных представлениях молодость всегда ассоциировалась с утром, а вечер со старостью. Например, выражение «на закате жизни» прекрасно нам понятно без всяких объяснений. Точно так же нам хорошо понятно выражение «анекдот с длинной бородой». Отсюда утренний, предрассветный Меркурий – у греков Аполлон, безусый юнец, вестник богов, а Меркурий вечерний, закатный – это уже Гермес, мужчина в летах, бородатый вестник богов.

Та же причина – чисто астрономического происхождения – у такого свойства Гермеса-Аполлона, как покровительство нерушимости границ и полевых межей. Утренний Меркурий-Аполлон и вечерний Меркурий-Гермес своим появлением на небе являют прекрасно видимую границу между днем и ночью. Тоесть, Гермес — вечерний Меркурий – первая звезда, загорающаяся на темнеющем небосводе. А Аполлон — утренний Меркурий – последняя горящая звездочка на светлеющем небе, в то время как остальные уже погасли. Кому же тогда, как не им покровительствовать границам и межевым знакам.
А откуда в греческой мифологии взялся сюжет, в котором гиперборейский, северный бог Аполлон улетает на колеснице, запряженной стаей лебедей к себе домой – в северную Гиперборею? Причем, улетая каждой весной, лето проводит у себя на севере, а по осени, когда отправляются с севера в теплые края лебединые стаи, вместе с ними возвращается назад, к Средиземному морю. Ну просто складывается впечатление, что Аполлона мучают птичьи миграционные инстинкты. Птицы осенью собираются в стаи и отправляются из северных стран в южные – и он за ними. Пришла весна, птицы потянулись на север – и опять он тут как тут – тоже отправляется на север.

А сюжет этот оттуда же, из астрономических наблюдений этрусских жрецов – гаруспиков и авгуров. И действительно, летом в средиземноморье планета Меркурий хорошо видна вечером. А вечерний Меркурий, как мы выяснили – это Гермес. Утром же в ипостаси Аполлона она не видна вовсе – нет Аполлона, улетел он на север. Осенью же Меркурий обгоняет Солнце и переходит из вечерней фазы(Гермеса) в утреннюю(Аполлона). Что и означает прилет, возвращение Аполлона с севера в Грецию. И зиму по греческой мифологии Аполлон проводит в Греции – то есть утренний Меркурий является взору наблюдателя пред рассветом, как вестник богов.

Из всего сказанного можно сделать однозначный вывод – Гермес, Аполлон, Меркурий это не литературные, не фольклорные персонажи. Это не обожествленные предки – цари, вожди, герои. Это не фантазии и не сказки горцев – пастухов коз и собирателей дикорастущих маслин древней Эллады. Это реальные астрономические объекты и реальные наблюдения за ними, изложенные в аллегорической форме мифов, при этом совершенно превратно понятые современными исследователями.

Категории: Мир| Contra Historia

Метки: , , , , , ,