Новая военно-морская стратегия США

Администратор | 8.07.2015 6:36

Военно морской флот СШААмериканский адмирал Уильям Симс (1858–1936) до назначения командующим ВМС США в Европе в ходе Первой мировой войны успел повидать на своём веку много всего: сокращение расходов на флот в эпоху Реконструкции после гражданской войны 1861–1865 годов, разработку адмиралом Мэхэном концепции морской мощи и стремительный рост расходов на флот в годы Первой мировой. Он никогда не стеснялся отстаивать свои взгляды в глубоко консервативной военной среде, справедливо полагая, что ошибки стратегического планирования строительства ВМФ могут привести к большим жертвам впоследствии. Как офицер и мыслитель, он оставил свой след в истории американского флота, поспособствовав превращению США в мирового гегемона, и совсем недавно его избранные эссе, которые всё ещё сохраняют свою актуальность, были переизданы другим американским морским офицером Бенджамином Армстронгом.

Сегодня, в эпоху больших перемен, американцы вновь вынуждены переосмысливать методы проецирования силы в мировом пространстве — в том числе и на море: в марте американские военно-морские эксперты выпустили новую стратегию действий, которая определит направление развития американских ВМС на годы вперёд. В этом материале мы хотели бы разобрать наиболее интересные её положения, оценить стратегические вызовы, стоящие перед американским флотом и рассказать вам о группе офицеров, выигравших Холодную войну на море.

В предыдущий раз американский ВМФ обновлял стратегию в 2007 году. К стандартным функциям добавили ещё и полицейско-гуманитарные: охрана мирового мореходства, помощь нуждающимся и ликвидация последствий стихийных бедствий. Добавили их в том числе потому, что в мире, где во главу угла ставится «война с терроризмом», надо было как-то обосновывать огромные траты на НИОКРы, создание новых кораблей в мирное время (к 2025-му планируется довести их численность до 317; стоит эта программа, по предварительным расчётам, $15–17 млрд в год) и поддержание существующего флота в боеспособном состоянии. Так что та стратегия действий была написана просто чтобы напомнить налогоплательщикам и правительству о нуждах флота. Тезис про защиту мирового мореходства особенно актуален сегодня в Тихоокеанском регионе — на последнем (14-м по счёту) Азиатском саммите по безопасности министр обороны США Эштон Картер заявил, что США продолжат защищать свободу мореходства в этом районе.

Есть только один инновационный момент — там американцы указывали на возможность создания союзного флота из гомеровской тысячи кораблей под командованием США. Обрисовано это было довольно схематично, но в итоге это предложение сыграло свою роль позже.

Тогда американцы были связаны сухопутными войнами в Ираке и Афганистане, но на море, казалось бы, ничто и никто не могло поколебать их позиции. Но это не совсем так: кораблей у США сегодня 289 — меньше, чем в 1960 году (более 600 кораблей), когда суммарный тоннаж американских ВМФ был больше, чем у 13 ближайших стран, 11 из которых являлись (по крайней мере номинально) союзниками США. Масштабные сокращения начались ещё до падения СССР, при Рейгане. Сегодня командование ВМФ требует увеличения количества кораблей до 306, поскольку, по их мнению, это минимальное условие для выполнения поставленных перед флотом задач. Но это ещё что — если выполнить запросы региональных командиров, то количество кораблей должно быть увеличено до 420–450. Одним из предлогов для увеличения числа кораблей называется политика РФ на Украине, но, как верно заметил Александр Кравченко, реальной угрозой Россия для Америки не является, поскольку главной причиной является наращивание Китаем сил ВМФ и агрессивное наступление этой страны в Тихоокеанском регионе. Особенно американцев беспокоит создание Китаем вооружений (например, баллистическая ракета DF-21D, предназначенная для борьбы против кораблей), способных закрыть определённые участки морского пути от внешнего вторжения — т.е. в теории КНР в ближайшие годы сможет не просто объявить бесполётную зону в Южно-Китайском море, но даже эффективно помешать американскому флоту прорваться в закрытую китайцами зону. Возможность создания противником зон с ограничением и воспрещением доступа и маневра (A2/AD, anti-access/area denied operational environment) особенно беспокоит тех, кто составлял стратегию.

Но, может быть, по части технологий американцы лидируют с большим отрывом? Это так, но если раньше американцы безудержно рвались вперёд, то теперь всё чаще спотыкаются. Эскадренные миноносцы типа «Замволт» должны были произвести революцию в отрасли, но из-за слишком высокой стоимости и не оправдавших надежд показателей эффективности и функциональности весь класс ограничится только тремя кораблями. Инновационный концепт боевых кораблей прибрежной зоны в реальности не смог реализоваться — существующие корабли не могут выполнять разные типы миссий и их часто критикуют за недостаток вооружения. Всё вышесказанное не значит, что американский флот в упадке — напротив, всё это сложности высшего порядка, до которых не дорастут в ближайшем будущем даже совместные ВМФ Франции с Англией, двух стран-лидеров ЕС.

Возвращаясь к КНР, необходимо упомянуть о том, что после объявленного Обамой в 2011 году «поворота на восток» (так политкорректно называется политика сдерживания Китая) ВМС США приняли решение перенести в Азиатско-Тихоокеанский регион 60% (!) своих сил. Но реальность внесла свои коррективы: кризисы в Восточной Европе и на Ближнем Востоке (последнее действительно напрямую бьёт по американцам) отвлекают значительное количество кораблей, которые должны были, по идее Вашингтона, грозить КНР. Но прогресс неумолим: с самого 1996 года, когда флоты США и КНР впервые после окончания Холодной войны столкнулись в Тайваньском проливе, американцы перебрасывали в этот район все виды военно-морской техники, включая самые продвинутые образцы. В апрельском докладе о пересмотре отношений с Китаем эта страна указывается как угроза созданному США мировому порядку, которой нужно дать отпор всеми средствами — как военными, так и экономическими. Китайский книжный рынок словно бы подтверждает опасения авторов доклада — в КНР огромной популярностью пользуется книга «Мечта Китая», написанная полковником НОАК Лиу Минфу — там описывается будущее, в котором КНР заменит США на посту мирового гегемона и будет править миром справедливо и добродушно. Интересно, что автор считает американо-китайское противостояние не просто неизбежным, но даже необходимым для развития Китая — по его мнению, в противном случае КНР может быть отброшена на обочину истории.

Стоит заметить, что за 60 лет флоту КНР (ВМС НОАК) пришлось проделать значительный путь, чтобы стать для американцев заметной проблемой именно на море — в первые годы существования КНР (1949–1954) рыболовные суда, побережье и торговый флот континентального Китая регулярно подвергались нападениям флота засевшего на Тайване Гоминьдана, а основу будущего флота страны составил флот перебежчиков из сил тайваньских ВМФ, ответственных за защиту побережья. Первые десять лет китайский флот развивался именно как защитный, хотя в ходе гражданской войны коммунистам удалось захватить у Гоминьдана Хайнань. Период 1960–1976 привёл к деградации флота по причине как Культурной революции, так и военной доктрины Мао (он делал ставку на «народную партизанскую войну»). Перемены начались в 1980-х, когда руководство КНР, разочарованное провальными результатами войны с Вьетнамом, решило взяться за приведение Южно-Китайского моря под свою власть и вложилось в модернизацию флота, которую провёл бывший советский студент адмирал Лю Хуацин, большой друг Дэна Сяопина. С тех пор китайский флот растёт в размерах и ведёт себя всё более развязно по отношению к соседям. Но даже без китайской морской угрозы смещение внимания американского флота в Азиатско-Тихоокеанский регион было неизбежно.

С тех пор, как корабль «Императрица Китая» отправился из Нью-Йорка в 1784 году торговать в Кантон, прошло очень много времени, и ныне 60% американского экспорта идёт в страны этого региона, там же располагаются 5 из 8 стран, владеющих ядерным оружием, и три страны с крупнейшими военными бюджетами.
Точно так же неизбежно и создание КНР собственного мощного военного флота по вполне понятным причинам — 80% покупаемой нефти (которую Китай импортирует уже больше, чем США) и много других важных для его экономики ресурсов проходит по морю — через Малаккский пролив, который китайский флот не контролирует.

Поэтому Пекин подгребает под себя Южно-Китайское море, куда танкеры выходят из Малаккского пролива, и собирается строить базы в Джибути — ведь нужно обеспечить беспрепятственный проход танкеров с нефтью на протяжении всего их очень долгого пути. Характерно, что в новой военной стратегии КНР, выпущенной минувшей весной Госсоветом, морская часть называется «прибрежной активной обороной».

В новой стратегии, так же, как и в предыдущей, подчёркивается важность не просто поддержания существующих союзов, но и создания новых. Правда, на этот раз это не только слова. Мы уже не раз говорили о том, как США строит сеть союзов в регионе для сдерживания КНР. На передовой, судя по имеющимся раскладам, будут Япония и Вьетнам, в качестве стратегического тыла — Филиппины, которые американцы намерены защищать. Тысячи кораблей там не наскребут, а те, что найдутся, наверняка окажутся не самого лучшего качества, но так как с организованным серьёзным сопротивлением китайцы давно не сталкивались, то у американских адмиралов получится связать КНР с помощью своих азиатских союзников (при условии, что также получится заручиться поддержкой Южной Кореи, Индонезии, Малайзии и Австралии) и не выпустить китайский флот из Южно-Китайского моря. Без союзников тут ничего не получится — если помните, даже на Ирак американцы напали в составе огромной коалиции (дважды!), а для экономической войны против Ирана им пришлось приложить невероятные усилия, дабы подключить к санкциям Евросоюз. Чтобы блокировать КНР, американцам придётся напрячься ещё больше и создать коалицию, которая сможет эффективно запереть Китай на земле — собственно, в этом смысл всей дипломатической риторики про дорогих партнёров, кооперацию усилий, общую архитектуру безопасности и т.д. И здесь ВМФ США будет играть, в отличие от предыдущего десятилетия, ведущую роль — чтобы китайская акула не вырвалась на морские просторы. Тут мы подходим к проблеме Индийского океана.

Известный геополитический эксперт Роберт Каплан в своей книге «Муссон: Индийский океан и будущее американской власти» (2010) говорил о том, что рост богатства и влияния КНР и Индии приведёт обе страны к неминуемому столкновению. Китай, озабоченный вопросами энергетической безопасности, опутывает регион сетью экономических и военных соглашений, в то время как Индия вытесняется с этого праздника жизни. Поэтому Индия реактивирует свои старые связи в странах региона (который для неё, по справедливости, является одной огромной Украиной) и также отстраивает новый мощный флот, чтобы конкурировать с Китаем.
Перенос центра тяжести американских ВМС в район Тихого и Индийского океанов также обозначен в недавно опубликованной стратегии. Тут совпадают интересы США и Индии, поскольку Китай строит порты в странах в районе Индийского океана и планирует создание широкой сети баз в регионе. Даже без вторжения в индийскую сферу влияния Индия и Китай имеют достаточно поводов для того, чтобы пойти на войну, а неукротимый рост китайского влияния (пока оно является преимущественно экономическим, китайцы на словах рассматривают свои инвестиции только с этой точки зрения) среди индийских соседей рискует превратить озабоченность Нью-Дели в панику, которая может привести индийцев к куда более плотному сотрудничеству с США или даже военному союзу, направленному против КНР.

На море интересы КНР и Индии прямо пересекаются на Шри-Ланке, где позиции китайцев укрепились за последние годы настолько, что даже победивший на недавних выборах громкий антикитайский кандидат Маитрипала Сирисена сразу после победы отказался от своих слов и одобрил все те китайские стратегические инфраструктурные проекты (в частности, порт в Хамбантоте), против которых высказывался ранее. Политические элиты региона не сильно изменились со времён Джозефа Конрада — слова для них ничего не значат, а лучшим стимулом для каких-либо телодвижений служит звонкая монета или тяжёлая дубина. У китайцев монет много, а американская/индийская дубинка далеко, поэтому процесс интеграции Шри-Ланки в сферу влияния Китая не остановить одними только дипломатическими методами. Недооценивать важность этого государства не стоит — порты Цейлона были опорой колониальных империй португальцев, англичан, французов и голландцев, послужат они и китайцам. Для Пекина же Шри-Ланка — это звено в длинной цепи морских портов, растянувшейся от Пакистана до Южного Китая. С Пакистаном, вечным северным врагом Индии, КНР связывают очень тесные экономические отношения, поскольку эта страна занимает важное место в проекте «Нового Шёлкового пути», но также «особые отношения» китайцы строят с Мальдивами и Коморами, которые войдут в «жемчужное ожерелье» военных и морских баз КНР в Индийском океане.

Решение логистического вопроса в этом регионе для КНР назрело очень давно: отсутствие собственных баз в регионе — ахиллесова пята китайского флота, который и без того страдает от многих проблем организационно-технологического характера. Коммерческие порты, которые КНР отстраивает в странах региона, могут служить для создания военно-морских баз и, строго говоря, ранее упомянутый адмирал Мэхэн считал, что морская торговля и военный флот тесно связаны друг с другом — ничто не мешает «милитаризации» готовящихся портов (или хотя бы возникновению военных портов неподалёку), поскольку, по Мэхэну, близость к основным торговым маршрутам даёт преимущество в случае начала военного конфликта.

На данный момент Индия и США уже имеют очень хорошую историю сотрудничества:

2001 — вскоре после событий 11 сентября индийский флот начал сопровождать американские суда, проходящие через Индийский океан, избавив американский военный флот от необходимости посылать туда боевые корабли;

2004 — американцы помогли индийцам в ликвидации последствий цунами в Индийском океане. Опыт оказался настолько успешным, что страны создали отдельную организацию для таких операций в регионе;

2005–2007 — серия договоров о военном сотрудничество, в том числе и в сфере флота, а также продажа американской военно-морской техники индийцам.

Индийцы наращивают силы своей авианосной группировки — первый авианосец они получили в августе 2013-го, а к концу десятилетия Индия планирует иметь уже три группировки. Но у индийского флота огромные проблемы с функциональной совместимостью: корабли, орудия и самолёты импортируются из России, Франции и США, авианосцы у них британские и советские, в морской авиации используются американские и российские самолёты, подлодки закупаются во Франции, Германии и РФ — заставить всё вместе слаженно работать очень сложно. Великой державой Индии, скорее всего, не стать — но повисеть гирькой на ногах у КНР страна сможет. И американцы берут это в расчёт, поскольку последние полгода активно обхаживают индийского премьера Моди, которому ещё год назад въезд в США был запрещён из-за его предположительного участия в антимусульманских погромах в Индии.

В перспективе ВМС КНР сможет использовать следующие порты в районе Индийского океана: Салала (Оман), Аден (Йемен), Джибути, строящийся Гвадар и Карачи (Пакистан), Хамбантота (Шри-Ланка), Читтагонг (Бангладеш), Ситтве (Бирма) и, как бы странно это ни звучало, Сингапур. В городе-государстве уже имеется американская морская база, но хорошие отношения с КНР у города и его элит длятся дольше его государственности, а с Америкой там просто считаются как с мировым гегемоном, но без особой любви.

Отличным подспорьем в борьбе за Индийский океан для Китая станет мощный подводный флот, который Пекин развивает с середины 1990-х: там есть достаточно серьёзные образцы подводных лодок вроде «Шань» и «Цзинь». Под прикрытием подводных лодок КНР сможет вывести в Индийский океан большой военный флот к 2020-му, самое крайнее — к 2025 году: уже в 2012 году было зафиксировано 22 случая появления там китайских подлодок. И это при том, что в этом районе подлодки обнаружить довольно сложно. Потому китайцы представляют угрозу не только для местных, весьма скромных флотов, но даже для ВМФ США.

В случае гипотетической войны с Китаем американские бомбардировщики полетят с Диего-Гарсия бомбить КНР, на этом пути им нужно будет дозаправиться в районе бангладешского Читтагонга, и его прикрытие обязательно будет обеспечиваться авиацией со стоящего неподалёку авианосца (или даже группы авианосцев), который станет прекрасной мишенью для китайских подлодок.

Но от этого важнейшего стратегического фронта американский флот отвлекают угрозы в других частях света.
Ближний Восток окончательно превратился в реконструкцию фильма «Безумный Макс: Дорога ярости», и потому для ведения той ограниченной войны, которую мы имеем возможность наблюдать, американцам нужны дополнительные корабли и суда. Даже простая периферийная война вроде йеменского конфликта вынудила командование ВМФ США отправить к берегам этой страны целый авианосец. Средиземное море всё ещё остаётся «озером НАТО», но недавние совместные 10-дневные учения китайских и российских моряков в регионе тоже вынудят ВМФ США снять какое-то количество кораблей, дабы отправить их на бесполезное дежурство в этот регион. Вообще, внимание американского флота всё больше отнимает Россия — и речь тут совсем не про Украину: РФ собирается строить новый авианосец, посылает самолёты и подлодки в Северное море, отправляет корабли в Южную Америку — как тут не беспокоиться американским адмиралам? Конфликт в близком к Китаю Жёлтом море может отвлечь значительные силы американского флота, даже если Китай не будет напрямую участвовать в войне — КНДР обладает довольно опасным флотом, который сможет потрепать американцев и нанести им ощутимые потери.

Но как бы то ни было, на новый уровень противостояние с Китаем выйдет после аннексии Тайваня КНР. Сказать, когда это точно произойдёт, сложно. Несмотря на потепление отношений между двумя такими разными Китаями в последние годы и тесные экономические связи, на острове подрастает поколение, настроенное максимально скептически по отношению к континентальному Китаю и превыше всего ставящее политическую независимость Китайской республики. По сути, это предмайданная Украина, где новое поколение только ждёт вступления во власть для того, чтобы отдалиться от КНР подальше. С целью напомнить тайваньцам об их месте в жизни, Пекин в начале лета провёл учения по отработке вторжения на Тайвань, в них участвовал единственный китайский авианосец. И это впервые: осенью 2013-го китайские военные тоже отрабатывали сценарий высадки на Тайвань. В 1996-м, после очередной провокации, чтобы отрезвить горячие головы в Пекине понадобилась переброска двух американских авианосных ударных группировок возле Тайваня. Но способности китайского флота растут, и в следующий раз может иметь место уже реальное вторжение.

Кроме явного и неявного позиционирования Китая как одной из главных угроз могуществу США и аргументов за создание союзов, в стратегии много места уделено разъяснению налогоплательщикам того, насколько важно тратить на флот много денег и поддерживать его в боеспособном состоянии. Это уже внутриполитический момент — последние полтора года военным безуспешно сокращают финансирование, т. е. не заложенные в бюджет деньги они потом дополучают, отправляя дополнительные заявки в Конгресс. В принципе, американская экономика идёт в гору и сокращения финансирования флоту, наверное, бояться не стоит. Но проблема в том, что развивающаяся гонка вооружений (в первую очередь в Азии) может надорвать США.

Возьмём уже упомянутую ранее систему закрытых для враждебного флота зон, которую строит Китай в Южно-Китайском море: согласно стратегической директиве, правительство и флот будут тратить большие деньги на оружие, оборудование и тренировки с целью подготовки персонала для прорыва этих зон. Но на поддержание в боеспособном состоянии уже существующего военно-морского комплекса уже тратятся колоссальные деньги, которые уже не поддерживают широкий разрыв между США и КНР в качестве вооружений. Недавно прошедшая удачные испытания китайская сверхзвуковая крылатая ракета YJ-18 только подстёгивает создание подобных вооружений в регионе и ещё больше нервирует США, которые начинают терять главное — фактор неуязвимости своего флота.

С целью как-то нивелировать преимущество КНР и других потенциальных противников США по части мелких, дешёвых и многочисленных вооружений, американский флот продумывает разные варианты перевооружения. Например, подумывают об установке лазеров на авианосцах нового поколения для того, чтобы противостоять вражеским беспилотникам и ракетам. Кстати о БПЛА — американский флот сейчас пытается решить дилемму, какие же именно дроны нужны флоту:

— «невидимки», летающие на большие расстояния с авианосцев и способные нести большой вес с возможностью дозаправки в полёте (UCAS, Unmanned Combat Aerial System);

— их предположительно многофункциональные и высокоэффективные собратья (UCLASS, Unmanned Carrier-Launched Airborne Surveillance and Strike), чьи заявленные технические характеристики в ходе разработки пришлось значительно снизить, в то время как стоимость, наоборот, стала выше;

Руководство флота уже устало выяснять отношения с контрактниками и готово принять на вооружение любую систему, ведь китайцы не будут ждать.

Не всё ладно и с основой американской морской мощи — авианосцами. Всего их у США 11. Однако с учётом других подобных кораблей (в основном соответствующих характеристикам авианосца — вроде USS America размером с французский авианосец «Шарль де Голль»), которые также могут выполнять функции авианосцев, количество таких кораблей можно смело увеличить до 19. Стоят они очень дорого, причём стоимость различается — «Джордж Буш» стоил $7 млрд, а «Джеральд Форд» уже $13,5 млрд. Но так или иначе авианосец — это очень дорогая штука, которую также нужно долго конструировать. Всё бы ничего, если бы не китайские ракеты DF-21D, которые бьют на расстояние 1749,35 км, в то время как многострадальный истребитель F-35 без дозаправки может пролететь только 1110,45 км. То есть для колониальных войн и демонстрации силы в Латинской Америке, на Ближнем Востоке и в Африке авианосцы подходят, но с их помощью взять на испуг более серьёзного зверя вроде китайцев не получится. Надо понимать, что такие же ракеты будут стараться получить другие страны, что также ограничит существующие возможности ВМФ США по принуждению к миру. Тем более что ракеты эти относительно дёшевы: одна DF-21D стоит до $11 млн за штуку — т.е. один авианосец «Джеральд Форд» равен по стоимости 1227 высокоэффективным ракетам, каждая из которых способна его потопить.

Категории: Мир| государство

Метки: , , , , ,