Революция Мейдзи. Быстрая модернизация Японии

Администратор | 24.06.2016 18:01

Революция МэйдзиВ восьмидесятые годы прошлого века в СССР был популярен анекдот: «Все страны живут в XX веке, за исключением двух — нашей, и Японии. Мы всё еще в XIX, а японцы уже в XXI». Вряд ли за сто лет до этого кто-то мог себе представить, что дикая, азиатская Япония станет одной из передовых держав с развитой экономикой и на равных с европейцами будет воевать в двух мировых войнах.

Всё это удалось благодаря Реставрации Мэйдзи, одной из немногих в истории монархических революций — имевшей к тому же ярко выраженный националистический уклон. Буквально за тридцать лет Япония полностью изменилась.

Япония эпохи сёгуната

В Японии почти всю её историю существовала система управления, не имевшая аналогов в мире — сёгунат. Он установился в 1192 году после победы клана Минамото в феодальной войне Гэмпэй. При особе императора, который царствовал, но не правил, находился военачальник сёгун (полный титул звучал как «сэйи-тайсёгун», «великий полководец, победитель варваров»). Сёгун осуществлял всю исполнительную власть, а также был главнокомандующим. При нём было и правительство, «бакуфу», что переводится на русский как «ставка». Термины «бакуфу» и «сёгунат» в принципе равнозначны.

История Японии насчитывает три сёгуната (Камакура, Асикага и Токугава). Власть сёгунов Токугава установилась после периода сэнгоку дзидай, эпохи враждующих провинций (нечто среднее между феодальной раздробленностью и нашей Смутой). Правили сёгуны Токугава две с половиной сотни лет, как раз до описываемых нами событий. Что представляла собой Япония под их властью, в период Эдо?

При сёгунах Токугава страна была закрыта для иностранцев. Прежде всего это произошло из-за христианства, которое активно распространяли по Японскому архипелагу прибывавшие вместе с иностранными купцами иезуиты. Так как оно не противоречило синтоистскому мировоззрению японцев, новая религия быстро приобретала себе последователей — христианами становились даже князья.

Сёгуны увидели в этом опасность для своей власти. В 1616 году иностранным купцам разрешается торговать только через порт Нагасаки (причём монополия на торговлю принадлежала голландцам, поскольку миссионерскую деятельность они вести не пытались), а японцы лишаются права покидать страну под страхом смерти. На христиан начинаются гонения. Впрочем, около тридцати тысяч из них смогли пережить период травли и дождались нового разрешения на свою веру — после «повторного открытия» Японии.

Отсутствие внешних торговых партнеров негативно повлияло на экономику — японское купечество не было активно и не сколотило себе крупных капиталов. Поэтому японские торговцы быстро обеднели, впоследствии не выдержав конкуренции с западными коммерсантами.

Однако несмотря на закрытость страны, экзотики в устройстве японского общества было мало. Многие историки отмечают большое сходство сословной структуры тогдашней Японии с сословно-классовой структурой многих средиземноморских стран. Правда, существовавшей там на пару веков раньше. Господствующие позиции в обществе занимала военная аристократия, феодалы-даймё и самураи, служилое безземельное дворянство. Ни крестьяне, ни ремесленники не имели никаких рычагов влияния на власть, хотя составляли большинство населения страны и являлись его основной производительной силой.

В целом вполне себе рядовое государство времён позднего Средневековья. Только с большей автономией удельных князей, которая, кстати, регулировалась очень интересным образом. Все даймё были обязаны проводить определённое время в столице. В зависимости от дохода им предписывалось прибывать ко двору сёгуна с определённой свитой. Содержание которой во время путешествия и пребывания в Эдо съедало большую часть дохода князя. Какие уж тут заговоры и мятежи.

Следующей ступенькой социальной пирамиды были самураи. Этот класс, ранее очень богатый, сильно обеднел в Японии Токугава. Это произошло, во-первых, из-за подрыва финансового благополучия большинства даймё: экономя на всём, они урезали финансовое содержание своих самураев. Во-вторых, исправить ситуацию самураи никак не могли. Если в предыдущие эпохи они часто обрабатывали землю, которую брали в аренду у своего сюзерена, то по новым указам не имели права заниматься ни земледелием, ни торговлей, а должны были сосредоточиться исключительно на военном ремесле. А так как никаких войн в условиях централизованной власти не было, самурайство беднело и бездействовало. В сложившемся порядке самураи винили сёгунат. Так один из наиболее консервативных классов японского общества перешел в непримиримую оппозицию к сёгунскому правлению.

После самураев шли тёнины, торговцы. В военно-аристократической системе сёгуната они считались людьми откровенно второсортными. Их жизнь была сильно регламентирована, купцы могли носить лишь определённую одежду, селиться в определённых кварталах, не имели фамилий. К концу сёгунского правления они всё-таки смогли стать значимой социальной силой, обладавшей капиталами. Правительство, правда, относилось к этой социальной силе с явным презрением; торговцы платили ему той же монетой.

Жизнь крестьянства тоже трудно назвать безоблачной. Земледельцы не имели права владеть землей, хоть и крепостничества как такового и не существовало. Крестьяне платили подати феодалу и сёгуну (налоги взимались выращенным рисом) и арендную плату за землю. Совокупно эти сборы отнимали у них до 70% выращенного урожая. Переселяться в города и заниматься ремеслом они не могли.
В общем, к концу правления рода Токугава у большинства японцев созрели вполне конкретные претензии к действующей общественной системе. Открытие Японии иностранцами и произошедшие в связи с этим тектонические сдвиги в социуме лишь ускорили разрешение давно назревшего кризиса. У сёгуна почти не осталось сторонников, кроме тех, кто был чем-то обязан ему лично. А потом приплыли американцы.

Чёрные корабли

8 июля 1853 года на рейде бухты Суруга, к югу от столицы Японии, города Эдо (ныне Токио), японские рыбаки с ужасом смотрели на море. Перед ними были четыре огромных корабля, окутанных облаками пара — эскадра под командованием Мэтью Пэрри, «отца парового флота» американской республики. Пришельцы (здесь видна будущая знаменитая американская школа дипломатии) для начала обстреляли берег, а после высадили командора с посольством на шлюпке. Прибывшим соратникам сёгуна он объяснил, что теперь придётся общаться и торговать, иначе ситуация повторится уже в порту Эдо — на этот счёт у командора были подробные инструкции от правительства США. Операция «Принуждение к дружбе» началась.

Американцы получили значительные торговые преференции и угольные базы для своих кораблей. Поначалу, пока в деле были только янки, общество встретило эти перемены довольно спокойно. До Японии доходили слухи о страшном поражении Китая в Первой опиумной войне. Правительство бакуфу понимало, что не выстоит против «чёрных кораблей» в открытом конфликте. Но на огонёк стали заглядывать и другие европейские державы. В следующие несколько лет подобные неравноправные торговые договоры были заключены с Францией, Великобританией, Голландией.

В 1855 году Российская Империя подписала Симодский трактат, а в 1868 отец Николай Касаткин обратил в православие первого японца.

Почему Япония не стала колонией западных держав — ведь уровень развития её государственности не превосходил уровня индийских княжеств, с успехом разгромленных англичанами? Японцам повезло.

Америка уже тогда предпочитала затягивать малые страны в свою экономическую сферу влияния, французов больше интересовал Индокитай, а британцы давили картечью Тайпинское восстание.

Проблем хватало и без прямого колониального управления. Ведь по договорам торговцы иностранных держав обладали значительными льготами, и этот протекционизм наоборот постепенно разорял японское купечество. Ещё одной проблемой стал «серебряный вопрос».

При сёгунате в Японии был установлен серебряный денежный стандарт, в Европе же наиболее широкое распространение получил золотой. Соотношение цены золота к серебру составляло один к пяти против одного к пятнадцати в Европе. Иностранные коммерсанты начали спекулировать, вывозя из Японии большое количество золота и ввозя в серебро. Огромная утечка золота привела к обрушению цен и началу экономической рецессии. Попытка сёгунского правительства исправить положение через снижение ценности монеты вызвала инфляцию. Кризис принял масштаб катастрофы. При снижении доходов населения шёл обратно пропорциональный рост цен, что поставило на грань нищеты даже аристократию.

Формирование антисёгунской оппозиции

Больше всего пострадали южные княжества, жившие с торговли. Именно с них, с Сацумы и Тёсю, началось распространение антисёгунских настроений. К тому же юг всегда был в оппозиции к Токугава — дома Симадзу и Тёсокабэ противостояли им еще во время междоусобной войны.

Сёгунское правительство, и без того никем особенно не любимое, столкнулось с полномасштабным кризисом доверия. Мол, как же так, «верховный полководец, победитель варваров» с этими самыми варварами справиться не может, позволяя им грабить Японию. И противостоять им не может, в чём японцев убедили наглядно. Великая нация Ямато, считавшая себя вершиной цивилизации, крепко загрустила.

Как обычно бывает в таких ситуациях, народ обратился к преданьям старины глубокой: правили же когда-то страной императоры. И, если верить хронистам, были на короткой ноге с богами, обращали в бегство полчища солдат одним своим взглядом, управляли мудро и справедливо. Так почему бы не вернуть им власть? Тем более что вот он, император Комэй, прямой потомок богини солнца Аматэрасу, большой традиционалист и ксенофоб. Все слои общества пронизала концепция сонно-дзёи, «почитание императора, изгнание варваров». Её сформировали три человека — Сакамото Рёма, Кидо Коин и Ёсида Соин. Остановимся на этих примечательных личностях чуть подробнее.

Кидо Коин (он же Кацура Когоро) — старший самурай в южном княжестве Тёсю. Что-то вроде японского Джеймса Бонда, за которым бегала вся полиция сёгуната, но так и не смогла арестовать. Один из основателей и глава проимператорского движения исин-сиси («люди благородной цели»).

Сакамото Рема — талантливый дипломат, благодаря которому произошло объединение сил Сацумы и Тёсю, двух основных южных княжеств. Именно он высказал мысль о том, что для победы над европейцами нужно научиться делать всё, что делают они, но гораздо лучше. Создатель первой в Японии корпорации «Кайентай», впоследствии ставшей концерном «Мицубиси». Настаивал на переговорах с сёгунатом и мирном решении проблемы, но за несколько дней до переговоров был убит в столице местным самурайским ополчением. Среди своих сторонников был известен тем, что крайне точно предсказывал развитие дальнейших событий: даже если его прогнозы звучали дико, к ним имели обыкновение прислушиваться.

Ёсида Соин — еще один самурай из Тёсю. Много читал и путешествовал по Японии. В 1853-м, когда к берегам Страны восходящего солнца пристала эскадра Пэрри, он добился встречи с командором и на голландском попросился в состав команды — ему хотелось поехать в Штаты. Командору это категорически не понравилось, он отказал, а по законам сёгуната попытка покинуть страну каралась смертной казнью. За молодого самурая вступился князь — Ёсиду для проформы признали буйнопомешанным и для вида посадили на несколько месяцев в тюрьму. Похоже, что японские тюрьмы были местом скучным и плохо охранявшимся, потому что Ёсида открыл там школу для заключенных. Учить людей ему понравилось, и выйдя на свободу он основал «Сока Сандзюку», «вольную академию под соснами», вполне в духе Платона. Среди слушателей академии и зародилось движение «исин-сиси».

Программа была довольно проста — Япония меньше западных держав и отстает от них в прогрессе социальном и техническом. Поэтому нужно модернизироваться с технической стороны и сбросить варваров в море, восстановив свою уютную автаркию. Самураев для этого мало, а значит движение должно быть демократичным и принимать к себе дельных людей из всех сословий.

Революцию заговорщики не планировали, изначально считая возможным повлиять на сёгунское правительство мирным путём. Впрочем, они не скрывали, что если за столом переговоров вопрос решить не получится, в дело пойдут совсем другие аргументы.

Исин-сиси учились владеть огнестрельным оружием, вели пропаганду своих идей среди крестьян и ремесленников. Но в 1858 году сёгунское правительство не издало эдикт, выводивший иностранцев из-под действия японских законов… что противоречило прямой воле императора Комэя. Японию залихорадило, против инакомыслящих начались репрессии. Ёсида Соин был арестован и казнен в 1859-м. Его ученики сыграли решающую роль в революции. Несколько из них, так называемые «пятеро из Тёсю», уехали учиться в Великобританию. Впоследствии все они приняли деятельное участие в модернизации Японии и становлении её промышленности. Иноуэ Каору стал министром внутренних дел, а Ито Хиробуми возглавлял правительство Японии и стал автором первой японской конституции.

Казнь Ёсиды Коина привела к новому витку противостояния. В стране началась холодная фаза гражданской войны, «лихие шестидесятые». Противостояние шло в основном на улицах, как в Веймарской республике. Исин-сиси и сторонники сёгуната резали друг друга, постоянно совершались политические убийства. Японские мальчишки мечтали стать хитокири, боевиками одной из противоборствующих сторон.

Вопреки распространённому мифу, сторонники императора не боролись за открытие страны. Оба враждующих лагеря мечтали о «закрытии» Японии, просто одна выбрала инструментом для достижения своей цели императора, а другая — сёгуна. Ни те, ни другие не противились техническому прогрессу — наоборот, хотели использовать его для изгнания европейцев. На улицах шла политическая резня, Страна Ямато приближалась к полноценной гражданской войне.

Категории: Мир| Contra Historia

Метки: , , ,