Право первой ночи

Евгений Галаган | 15.07.2009 9:19

право первой ночиЭту статью следовало бы написать на исходе прошлого века, когда стали затихать последние канонады приватизации и, казалось, система «рыночных» отношений уже выстроена.

Доморощенная буржуазия, вроде бы, поделила все. Предприятия, которые не были проглочены, за ненадобностью были уничтожены, а остальные стали приносить доход. Небольшой, но регулярный. Об остальном забыли. На время.

Регулярный доход накапливался и, собственно, девать его особо было некуда. Все атрибуты успеха были куплены, мир исследован по нескольку раз в неделю, экзотическая кухня привела к тошноте, косметический ремонт закончен и захотелось чего-то большего.

С 2001 года, когда стал забываться удар азиатского кризиса, привилегированные соотечественники снова решили повернуть историю вспять. Выстрел произвели в самое сердце Украины.

Читая одобренные цензурой произведения украинских классиков, я и предположить не мог, что древний, оставшийся в пыли средневековых фолиантов страх и пренебрежение чужой жизнью, вернутся, и герои Нечуя-Левицкого и Панаса Мирного снова станут актуальными. Поменяется только обложка.

Тенденции развития нашего социума привели к таким мутациям, что не заметить их уже становится смертельно опасным. Появление огромных свободных средств с чудовищной скоростью уничтожило фундамент равенства, над которым корпели несколько поколений. На руинах «нового» родился старый миф – «деньги могут все!» А большие деньги дают бессмертие! Они даже могут отменить законы физики. Новые «архимеды» нашли, наконец, точку опоры.

Уже стали обыденными убийства на дорогах «высокопоставленными» отпрысками. Мы скорее удивимся, если дело кого-то из них запустят в производство. Так, максимум штраф, да пожурят дома за вечерним ужином.

Теперь Лозинский! Этот частный случай, открытый накануне выборов противостоянием ветвей власти, перевернул следующую страницу в «новофеодальной» истории Украины. У нас, оказывается, уже появились собственные лесные угодья. Где охотиться может только «хозяин» – когда угодно и на кого угодно, куда «свободному» гражданину вход запрещен и смертельно опасен. Леса, несущие гибель и страх.

Кировоградская история может произойти с каждым из нас. Любой может «пойти не туда» и не вернуться, захотеть порыбачить и случайно упасть с обрыва. Ну и так далее. Право стало приватизированным, принадлежащим подавляющему меньшинству.

Подчеркиваю: только вышеперечисленные обстоятельства открыли этот случай. Слава богу, в стране есть еще выборы. Только выборы заставили о нем говорить. Правда, в политическом контексте. О социальных изменениях предпочитают молчать.

Феодалы на Грушевского дали ему возможность скрыться. Если это произойдет, Лозинский станет нормой! Как стали нормой Калиновский, Петросян, Файнгольд и иже с ними. Я не хочу жить в стране «Русской правды», где за убийство положен небольшой штраф.

Унизительная бедность и снесшее крышу благосостояние родили умершего демона прошлого – землевладельца. Украинского «ленд-лорда». Жадного и неумелого, жестокого и глупого, не имеющего обязанностей, имеющего лишь право. И население его вотчин – пока еще официально не крепостного.

У них нет исторической памяти. Нам часто показывают зарубежную лубочную любовь к монархам и принцам крови, скромность и естественность европейской аристократии. Их безмерное уважение к законам и народу, который их окружает, забывая, что так было не всегда. Сегодняшняя картина рисовалась на протяжении последних четырех сотен лет. На нее ушли тонны «августейшей крови» и громадные усилия десятков революций и сотен восстаний. И после всего в западном обществе установился баланс сил. Потому что все осознают, к чему в конечном итоге может привести безграничное право и его неконтролируемое использование. При малейшем перегибе, который приводит к выступлениям, власть старается идти на уступки – в этом ее спасение. Балансирование – основа жизни!

На нашей же социальной картине делаются лишь первые мазки. Не выбран даже размер холста, рамки, стиль и вид рисунка. Да и кисти, к сожалению, у подмастерьев.

У Украины никогда не было своего правящего класса. Сколько бы ни говорили об этом новые историки, реальность была совершенно другой. Выбиваясь, они встраивались в существующие системы: Речи Посполитой, Российской империи и, наконец, СССР. Не развиваясь самостоятельно, украинцы лишь внешними атрибутами старались походить на господствующий класс. А это привело к потере главного качества управления – ответственности. За себя, за свой народ, за свое государство. «Моя хата с краю» стало императивом развития. Конечно, хатка должна быть трехэтажной с гаражом, бассейном и прочими побрякушками «шляхты». «Чтобы у нас все было и нам за это ничего не было», — главный тост модернизированного пана.

Получив передышку и свое государство, украинцы стали нагонять упущенное, уходя все дальше в прошлое. Сдерживающих факторов не осталось. Как и чести, достоинства и, главное, разума.

Мы стали захватывать берега морей и поймы рек, засыпать чернозем песком и строить «фешенебельные» хутора. Но этого мало. Отдайте нам леса и заповедники, горы, а потом, может быть, и воздух. Видя ослабленную центральную власть и, подчеркиваю, отсутствие исторической памяти мелкие правители «вынуждены» действовать «здесь и сейчас».

Сначала приватизация промышленности. Разгром науки и образования. Увеличение числа кредитных наркоманов, тайное распределение главного – земельных угодий.

Очень быстрыми темпами государство скатывается в пучину феодальной раздробленности. Поэтому я смеюсь, когда магнаты, засевшие в «сейме» бьются за увеличение самостоятельности регионов. Мол, центр не способен понять нужды их провинций, они отдают слишком много денег, а назад – «с гулькин нос». Как всегда прикрываясь народом.

А приведет это лишь к большему накоплению средств местными «князьками». А деньги, как сказал недавно В.В. Путин, «порождают амбиции». Часто нездоровые. Богатые, как вы понимаете, станут богаче, ну а с бедными итак все понятно. Речь идет о регионах – центральная власть сначала теряет финансовые рычаги, потом конституционные. Дальше федерализация. Следующий шаг – «коронация». Я надеюсь, что так далеко не зайдет, хотя… дальше заглядывать страшно.

Осталось совсем немного. У них уже приватизированы суды. Им послушны правоохранительные органы и военизированная личная «дружина». В Раде у них абсолютное большинство. Уже образовываются династии и мезальянсы. Они пытаются узаконить свои фамилии и комплексы путем бесчисленных изменений Конституции. А потом постараются вложить в головы миллионов знакомый до боли принцип: «nihil novi» – «ничего нового»!

Листание потускневших от времени хроник забавно. Каждая новая страница сгущает краски и усиливает ощущение «дежавю». Молчание и терпение смогут стать отцами права вынесенного мною в название этой статьи.

Решать Вам, кто будет победителем.

Категории: Эксклюзив| мнение

Метки: , , ,

  • Павка

    Это присходит только потому, что сами люди допускают это. У каждого человека (громадянина!) намного больше власти , чем он может себе представить. Тебя унижают на работе, а ты молчишь — А что же мне делать если меня уволят, за что жить?Тебе платят и ты опять молчишь, тобой движит страх….Никто не может осознать, что у него столько же силы (сила денег не причем, есть другие факторы) сколько и у Ахметова, Ющенко, Януковича, Фирташа и всех остальных свино-лэнд лордов которые засели у власти и паразитируют как грибок на дереве украинского народа.