Кризис – не повод ошибаться

Администратор | 7.09.2009 18:28

офисЕсли компания выжила во время кризиса и продолжает стабильно работать, это еще не повод радоваться. По крайней мере, для сотрудников.После опроса порталом SuperJob.ru 1800 работников выяснилось, что больше 40% из них не одобряют действия своего руководителя во время кризиса, а больше трети считают антикризисную политику своей компании несправедливой к тем, кто в ней трудится. Одна из главных претензий к менеджерам состоит в их скрытности и лживости: если бы руководители вели себя открыто, честно и не провоцировали интриг в коллективе, по крайней мере, 15% опрошенных были бы счастливее. Но счастье работников и счастье акционеров далеко не всегда совпадают.

Около 30% опрошенных повезло: их антикризисные меры не коснулись, а может, перемены были настолько незначительными, что сотрудники их не заметили. У остальных ситуация хуже, только 17% респондентов считают принятые меры справедливыми к работникам. Многие сотрудники с обостренным чувством справедливости утверждают, что работодатели используют кризис в корыстных целях: доходы компании на прежнем уровне, а оплату труда понизили. Почти все недовольные жалуются, что зарплаты уменьшились, про премии и вовсе пришлось забыть, а работы стало больше. Добавилось бумажной работы, возмущается начальник отдела из Москвы. Лишь единицы от кризиса выиграли: при полном сохранении зарплаты график работы стал более гибким и удобным (видимо, за счет падения нагрузки).

При ответе на более конкретные вопросы о том, что руководитель во время кризиса сделал неправильно, солидарных с антикризисными мерами становится еще меньше. Полностью поддерживают действия начальства лишь 12% работников, а подавляющее большинство нашли недочеты в антикризисной политике. 11% уверены, что экономить компания стала совсем не там, где надо было: например, урезали заработную плату рядовым сотрудникам, но расширили штат руководителей с высокими окладами. Или другой пример: «Когда половина штата была сокращена (а как вы понимаете, в наших фирмах сокращения не бывает, просто вынуждают уволиться), были приглашены еще директора, так что их теперь по двое в кабинетах», – говорит дизайнер-стилист из Санкт-Петербурга. Недовольны сотрудники и увольнениями не тех, кого нужно, и некорректным проведением увольнений (по 6%), и неравномерным распределением нагрузки (8%).

Немало претензий у сотрудников вызывает то, что коммуникации в компании во время кризиса плохо выстроены. Одни обвиняют руководство в недостаточной информированности: руководство даже не знает, что на самом деле происходит в его компании, поэтому и методы борьбы выбирает неверные. 5% опрошенных критикуют руководителей за то, что те спровоцировали в коллективе интриги. Другие (9% респондентов) недовольны тем, что не знают о дальнейших планах компании и потому не могут подготовиться к переменам. Даже те, кто считают антикризисную политику справедливой, говорят, что «надо было заранее предупредить о предпринимаемых мерах, а не ставить перед фактом».

Пессимистичный взгляд на происходящее – это не всегда реакция обиженных сотрудников. Есть и те, кто считает действия начальства слишком мягкими, а некоторые еще и думают, что меры нужно было принимать раньше: из-за запоздалой реакции менеджеров фирма сейчас находится на грани банкротства. Глава фирмы долго увольнял лишних сотрудников, что привело к ненужным расходам, недоволен менеджер из Абакана.

Далеко не все недовольные винят своих непосредственных руководителей. «Бывший директор нашего офиса – молодец. Очень грамотный руководитель и отличный сотрудник. За что и поплатился своей должностью», – говорит специалист отдела обслуживания из Старого Оскола. Технический директор одной из компаний считает, что ее руководитель сделала все возможное, чтобы предотвратить кризисные последствия: «Начальница активно искала заказы для обеспечения работой подразделения. После увеличения нагрузки сумела пробить повышение зарплаты сотрудникам. Отстаивала сохранение подразделения перед высшим руководством. И даже пыталась трудоустроить коллектив на стороне. Сделала все, что смогла. Но не вышло. Всех уволили».

Есть самокритичные натуры и среди участвовавших в опросе управленцев (наверняка многие из них составили те самые 29%, кто позитивно отнесся к действиям руководства). Директор одной из петербургских компаний не смогла однозначно ответить на вопрос: «Всегда, оглядываясь назад, понимаешь, что можно было сделать кое-что еще, к тому же лучше». Технический директор из Москвы жалуется на себя же: «Год назад не приняла должных мер при первых признаках стремления руководителей других подразделений отбить себе часть деятельности отдела. При кризисе работа ушла к ним, а отдел оказался лишним и был упразднен».

Что касается кадровой политики во время кризиса, то здесь ошибок действительно много, признают менеджеры. Сотрудники всегда в более шатком положении, чем начальство. Если работник стóящий и его увольняют из-за кризиса, а не потому что он не справляется со своими обязанностями, то работодатель должен всячески способствовать новому трудоустройству сотрудника, к примеру, помочь с рекомендательными письмами. В конце концов, кризис – это уже не новость. Это уже образ жизни, а не оправдание для некорректного, поспешного, неграмотного поведения начальников. И во время кризиса такое поведение обходится дороже, чем прежде.

Категории: Игры| офис

Метки: , , ,