Экономика и счастье

Администратор | 30.08.2011 16:42

Счастье против экономикиМы живем в очень тревожные времена. Несмотря на беспрецедентное мировое суммарное богатство, существует множество причин для неуверенности, волнений и недовольства. В США большинство американцев считают, что страна находится «на неверном пути». Пессимизм растет. Это справедливо и для многих других стран.

На этом фоне пришло время пересмотреть основные источники счастья в нашей экономической жизни. Беспрестанное стремление к более высоким доходам ведет к беспрецедентному неравенству и тревогам, а не к большему счастью и удовлетворенностью жизнью. Экономический прогресс является важным и может значительно улучшить качество жизни, но только если к нему стремятся вместе с достижением других целей.

В этом отношении гималайское королевство Бутан было лидером. Сорок лет назад молодой и только что вступивший на престол четвертый король Бутана сделал замечательный выбор: Бутан должен производить «валовое национальное счастье», а не валовой национальный продукт. С тех пор страна экспериментирует с альтернативным целостным подходом к развитию, что способствует не только экономическому росту, но и развитию культуры, психическому здоровью, состраданию и чувству общности.

Десятки экспертов недавно собрались в столице Бутана, Тхимпху, чтобы подвести итоги развития страны. Я вместе с премьер-министром Бутана Джигме Тинли, лидером в обеспечении устойчивого развития и великим борцом за концепцию «ВНС», принимали участников. Мы собрались после того, как в июле этого года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла декларацию, в которой призвала страны изучить, каким образом национальная политика может способствовать счастью в жизни общества.

Все собравшиеся в Тхимпху согласились с важностью достижения большего счастья, а не обеспечения большего валового национального дохода. Вопрос, который мы рассматривали: как достичь счастья в мире, который характеризуется быстрой урбанизацией, средствами массовой информации, глобальным капитализмом и деградацией окружающей среды. Как может наша экономическая жизнь быть перенаправлена на воссоздание чувства общности, доверия и обеспечения устойчивости окружающей среды?

Вот некоторые предварительные выводы.

Во-первых, мы не должны порочить значение экономического прогресса. Когда люди голодны, лишены самого необходимого, например чистой воды, здравоохранения и образования, и когда отсутствует полноценная занятость, они страдают. Экономическое развитие, которое снижает уровень бедности, является жизненно важным шагом в повышении уровня счастья.

Во-вторых, упорное стремление к ВНП в ущерб другим целям также не ведет к счастью. В США ВНП резко возрос за последние 40 лет, но счастья нет. Вместо этого, направленное преследование цели обеспечения ВНП привело к большему неравенству в распределении богатства и власти, способствовало повсеместному росту нищеты, завело в бедность миллионы детей и вызвало серьезную деградацию окружающей среды.

В-третьих, счастье достигается за счет сбалансированного подхода к жизни, как индивидуумов, так и общества. Как индивидуумы, мы недовольны, если мы лишены наших основных материальных потребностей, но мы также не удовлетворены, если погоня за высокими доходами вытесняет наше внимание к семье, друзьям, сообществу, умению сострадать и нарушает наше внутреннее спокойствие. С точки зрения общества, одно дело организовать экономическую политику, чтобы обеспечить улучшение жизненных стандартов, и совсем другое ‑ задействовать все общественные ценности в погоне за прибылью.

И все же проводимая в США политика все чаще позволяет корпоративным прибылям доминировать над всеми другими устремлениями: честностью, справедливостью, доверием, физическим и психическим здоровьем, а также экологической устойчивостью. Корпоративные взносы в пользу избирательных кампаний все больше подрывают демократический процесс, и делается это с благословения Верховного суда США.

В-четвертых, глобальный капитализм представляет много прямых угроз для счастья. Он разрушает природную среду за счет изменения климата и из-за различных видов загрязнения, в то время как из-за непрекращающегося потока пропаганды, оплачиваемой нефтяной промышленностью, многие люди остаются в неведении происходящего. Это ослабление социального доверия и психической устойчивости, с преобладанием клинической депрессии, видимо, возрастает. Средства массовой информации стали способом для корпоративных «посланий», большая часть которых откровенно антинаучна, и американцы страдают от все расширяющегося спектра потребительских пристрастий.

Задумайтесь над тем, как промышленность фаст-фуда использует масла, жиры, сахар и другие вызывающие привыкание ингредиенты для создания нездоровой зависимости от продуктов, что способствует развитию ожирения. Одна треть всех американцев в настоящее время страдает ожирением. Остальной мир, в конечном счете, последует за ними, если страны не ограничат опасную корпоративную практику, включая показ маленьким детям рекламы нездоровой пищи, вызывающей зависимость.

И проблема не только в пище. Массовая реклама вносит свой вклад во многие другие пристрастия потребителя, что подразумевает растущие общественные расходы на здравоохранение, в том числе чрезмерный просмотр телевизора, азартные игры, употребление наркотиков, курение и алкоголизм.

В-пятых, чтобы способствовать счастью, мы должны определить множество факторов, отличных от ВНП, которые могут повысить или понизить благосостояние общества. Большинство стран инвестируют в измерение ВНП, но лишь немного тратят на то, чтобы определить источники плохого здоровья (например, потребление фаст-фуда и чрезмерный просмотр ТВ), что приводит к снижению общественного доверия и деградации окружающей среды. Как только мы поймем эти факторы, мы сможем действовать.

Сумасшедшая погоня за корпоративными прибылями угрожает нам всем. Справедливости ради надо сказать, что мы должны поддерживать экономический рост и развитие, но только в более широком контексте: в том, что способствует устойчивости окружающей среды и значимости сострадания и честности, которые необходимы для социального доверия. Поиски счастья не должны ограничиваться красивым горным королевством Бутан.

Джеффри Д. Сакс — профессор экономики и директор Института Земли при Колумбийском университете. Он также является специальным советником Генерального секретаря по Целям развития тысячелетия в Организации Объединенных Наций.

Перевод с английского – Татьяна Грибова

Категории: Мир| тренды

Метки: , , , , , ,

  • http://aktiv.com.ua/ lionkiller

    — промышленность фаст-фуда использует масла, жиры, сахар и другие вызывающие привыкание ингредиенты для создания нездоровой зависимости от продуктов, что способствует развитию ожирения. Одна треть всех американцев в настоящее время страдает ожирением. Остальной мир, в конечном счете, последует за ними, если страны не ограничат опасную корпоративную практику, включая показ маленьким детям рекламы нездоровой пищи, вызывающей зависимость.

    И проблема не только в пище. Массовая реклама вносит свой вклад во многие другие пристрастия потребителя, что подразумевает растущие общественные расходы на здравоохранение, в том числе чрезмерный просмотр телевизора, азартные игры, употребление наркотиков, курение и алкоголизм-

    Рекламу и фаст-фуд я бы отнес к категории опасных для здоровья товаров. Где-то между водкой и сигаретами… А детей правда очень жаль, они не понимают, что их используют, а они потом используют взрослых и своих ровестников. Слишком сильно стали навязывать нам чужие взгляды и предпочтения…

  • http://aktiv.com.ua/ lionkiller

    Уж точно — не в деньгах счастье!!!