Гены и интеллект

Администратор | 24.01.2012 12:03

Интеллектуальные способности минимум на 75% передаются по наследству. К этому выводу приходит Дитер Э.Циммер в своей новой книге.

Сначала известный научный журналист и многолетний редактор отдела культуры газеты Die Zeit рассказывает о существующем положении дел. Что такое интеллект? Можно ли его измерить? А измерить объективно.

Легко понять, что Дитер Циммер стоит на стороне ученых, усматривающих в развитии интеллекта существенные генетические причины. Эту позицию он пытается доказать на основании наблюдений над близнецами. В книге излагаются результаты «Миннесотского проекта «Близнецы» американского научно-исследовательского института, более 30 лет подряд опрашивающего и исследующего однояйцовых близнецов, разлученных сразу после рождения.

Несмотря на то, что практически идентичные с генетической точки зрения близнецы выросли в очень различных социальных средах, они проявляют поразительное сходство. По результатам исследователей из Миннеаполиса, интеллект примерно на 75% передается по наследству.

Однако Циммер полностью упускает из внимания актуальные результаты исследований по перинатальному развитию мозга. Исследования показывают, что образование синапсов между клетками мозга начинается уже в утробе матери и подвергается влиянию непосредственного окружения.

Вероятно, упущение этого компонента является одним из существенных недостатков книги. С другой стороны, Циммер также цитирует исследования, в которых сравнивается интеллект моно- и гетерозиготных близнецов. Здесь условия перинатального периода не различаются. Таким образом, по разным вариантам различий интеллектуального развития между генетически одинаковыми и неодинаковыми братьями и сестрами можно также сделать вывод о наследственных причинах этих различий.

В целом, по словам Циммера, влияние генома на интеллект даже у взрослых, согласно этим исследованиям, составляет как минимум 75%.

«Но что это означает для общества? — задается вопросом рецензент этой работы. — Широкий спектр влияний окружающей среды, по словам автора, допускает различия IQ в диапазоне от 10 до 20 баллов. Различие между IQ в 90 или в 110 баллов может быть важным при обучении в современной школе, но для генетического предопределения собственной судьбы нужно совершенно другое».

Острым материал Циммера становится в тот момент, когда он начинает говорить об этнических различиях, касающихся интеллекта. При этом он определенно занимает позицию, направленную против расистского образа мысли.

Примечательно, что отличительного генокода исламских этносов не существует. Также он обратил внимание на утверждение, что пониженные способности к математике характерны для всего Средиземноморья, но слабее всего в этом отношении представители христианских стран, в частности Болгарии и Греции.

Луц Дебус | Tageszeitung

Категории: Наука| генетика

Метки: , ,