Россия скупает золото

Администратор | 12.02.2013 13:39

Когда Владимир Путин говорит, что США, злоупотребляя своей долларовой монополией, ставят глобальную экономику под угрозу, это не просто слова. Российский президент делает на это ставку.

При Путине Россия стала не только крупнейшим в мире производителем нефти, но и крупнейшим в мире покупателем золота. За прошлое десятилетие российский Центральный банк добавил к своим запасам 570 метрических тонн металла. По данным МВФ, обработанным Bloomberg, это на четверть больше, чем у занимающего второе место Китая. Масса этого золота втрое превышает массу Статуи Свободы.

«Чем больше у страны золота, тем больше суверенитета у нее будет, если с долларом, евро, фунтом или любой другой резервной валютой произойдет какой-нибудь катаклизм», — заявил по телефону из Москвы депутат нижней палаты парламента от путинской «Единой России» Евгений Федоров.

Однако действия российских властей — не только показатель того, что Кремль опасается девальвации национальных валют ведущих мировых держав, печатающих бумажные деньги без остановки. Объемы российских закупок свидетельствуют о новой расстановке сил в мировой экономической системе.

Золото, которого жаждали все правители России, включая царя Николая II и лидера убивших его большевиков Владимира Ленина, подорожало за время путинских закупок почти на 400%. Центральные банки по всему миру печатают деньги, чтобы спастись от глобального финансового кризиса, истощая аппетит инвесторов в отношении долларов и евро и усиливая погоню за безопасностью.

В 1998 году, в котором Россия объявила дефолт по своему внутреннему долгу, составлявшему 40 миллиардов долларов, унция золота стоила, по данным Bloomberg, столько же, сколько 28 баррелей сырой нефти. Когда Путин год спустя пришел к власти, это соотношение уже снизилось до 11,5 баррелей за унцию. В 2005 году, когда оно упало до 6,5, составив меньше половины нынешнего уровня, президент скомандовал центральному банку покупать.

В ноябре 2005 года в ходе поездки в дальневосточную Магаданскую область, где работают компании «Полюс Золото» и «Полиметалл», Путин приказал Банку России «не стесняться» металла. «Они [резервы] так и называются – “золотовалютные“, поэтому здесь нечего стесняться», — заявил Путин, согласно опубликованной на сайте Кремля стенограмме.

Счастливчик

В то время цена на золото была рекордной за 18 лет и достигала 495 долларов за унцию. Запасы московского центрального банка составляли 387 тонн — или 2,2 % от всего объема резервов (165 миллиардов долларов). За месяц доля золота в резервах достигла, по данным Bloomberg, 3,5%.

8 февраля в 19:24 по московскому времени унция золота с немедленной поставкой стоила 1670 долларов. Золото дорожает уже двенадцатый год и за прошлый год цена на него выросла на 7%. Аналитики ожидают, что в 2013 году эта тенденция сохранится. Согласно среднему значению 26 обработанных Bloomberg прогнозов, к концу года металл будет стоить 1825 долларов за унцию.

«Стратегия Путина в отношении золота лежит в русле его государственнической политики и ресурсного национализма», — считает Тим Эш (Tim Ash), глава отдела по изучению развивающихся рынков в лондонском отделении Standard Bank. «Это игра в оборонительном стиле, но она ведь сработала, не так ли? – заявил Эш, находясь в Москве, — В политике и бизнесе нужна удача, и у этого парня она есть».

Дно Брауна

Другим мировым лидерам везло меньше. Гордон Браун на посту министра финансов продавал золото 30 месяцев подряд вплоть до марта 2002 года и успел продать 400 тонн. Цены в то время были рекордно низкими за два десятилетия. Лондонские таблоиды прозвали этот период «дном Брауна».

Маркус Грабб (Marcus Grubb), возглавляющий отдел анализа капиталовложений во Всемирном золотом совете, утверждает, что политика количественного смягчения, которую проводят ведущие экономики, чтобы поддерживать цены финансовых активов, увеличивает спрос на золото в развивающемся мире. До кризиса центральные банки продавали в общей сложности по 400-500 тонн золота каждый год. Теперь же они покупают примерно по 450 тонн в год, сообщил Граб по телефону из Лондона, где размещается его организация. Лидируют в этом процессе Россия и Китай.

Пока Путин возглавляет погоню за золотом, которую ведут развивающиеся рынки, развитые страны сбрасывают свои запасы. Больше всего золота за прошлое десятилетие продала Швейцария. Проданные ей, по данным Международного валютного фонда на ноябрь, 877 тонн сейчас стоили бы около 48 миллиардов долларов. Франция заняла второе место с 589 тоннами, а Испания, Нидерланды и Португалия продали более 200 тонн каждая.

Восьмое место

Впрочем, даже после путинской азартной скупки золота Россия со своим запасов в 958 тонн занимает, согласно опубликованному 8 февраля докладу Всемирного золотого совета, лишь восьмое место в мире. Первое место занимают США с 8134 тоннами, затем идет Германия с 3391 тонной, а затем базирующийся в Вашингтоне МВФ с 2814 тоннами. Италия, Франция, Китай и Швейцария занимают места с четвертого по седьмое. Если Россия держит в золоте 9,5% резервов, то Америка, Германия, Италия и Франция – более 70%.

Золото банков

Технически эксклюзивное право покупать все добываемое в стране золото принадлежит Гохрану – государственной службе хранения драгоценных металлов. На практике она позволяет коммерческим банкам покупать золото напрямую у добывающих компаний, обычно в форме проектного финансирования, говорит председатель базирующегося в Москве Союза золотопромышленников России Сергей Кашуба.

Когда центральный банк покупает золото, он покупает его у этих коммерческих банков, ведущую роль среди которых в прошлом году играли Сбербанк, «Номос-банк», ВТБ и Газпромбанк, утверждает Кашуба. По оценке Геологической службы США, Россия добыла в прошлом году 205 тонн золота. Это ставит ее на четвертое место после Китая, Австралии и Соединенных Штатов.

По словам Кашубы, на протяжении всей производственной цепочки соблюдаются жесткие меры безопасности. Перевозить частично аффинированное золото от рудников на Дальнем Востоке и на севере Сибири для переработки в другие части страны разрешено только двум организациям. Одна из них Фельдсвязь – курьерская служба, подчиняющаяся напрямую Путину. Вторая – Спецсвязь – была выделена в 1939 году из НКВД специально для транспортировки драгоценных металлов и государственных тайн.

Царские закупки

Россия в прошлом уже проходила через приступы накопления золота. Царь Александр II приказал своему правительству начать копить золото в 1867 году – через несколько месяцев после того, как он продал Аляску, сейчас занимающую второе место среди штатов США по добыче золота, за 7,3 миллиона долларов. Его внук Николай II ввел в 1897 году золотой стандарт. В 1906 году ему, чтобы спасти систему от спекулянтов, пришлось брать кредит у Франции.

Николай, последний российский царь, был вынужден освободить рубль в 1914 году, когда в Европе разгорелась война. Революционное правительство Ленина снова ввело золотой стандарт в 1922 году. Хотя советские рубли и в дальнейшем были формально обеспечены золотом, продажа металла гражданам прекратилась в 1930 году, что лишило эту привязку всякого смысла.

Когда большевики Ленина захватывали в 1917 году власть в Петрограде, как тогда назывался Санкт-Петербург, одной из их первых целей стал Государственный банк с его золотым запасом. По данным с сайта Банка России, они захватили его 7 ноября в 6 часов утра. Вскоре после этого они национализировали все банки, конфисковав золото из их сейфов и хранилищ.

Никаких тайных запасов

Скрытность коммунистов в том, что касалось золотых запасов страны, заставила многих предполагать, что партийные элиты скопили огромное количество золота и вывезли его из Советского Союза перед тем, как в 1991 году он распался.

Последний глава советского Госбанка Виктор Геращенко, дважды занимавший пост главы Банка России, неоднократно опровергал эти домыслы.

«По поводу золота партии у меня ответ один: вы что, дураки, что ли?», — заявил 75-летний Геращенко журналу «Афиша» в прошлом феврале.

Сейчас, когда впереди еще больше пяти лет путинского президентского срока, Россия планирует продолжать покупать.

«Темпы будут определяться рынком, — заявил 25 января в Давосе первый заместитель главы Центрального банка Алексей Улюкаев. – Ускорять или замедлять их – это рыночное решение, и я не собираюсь его обсуждать».

Категории: Мир| тренды

Метки: , , ,