Международный валютный фонд – спасательный круг или экономический киллер?

Евгений Галаган | 2.08.2013 11:34

Надеясь на чужую помощь – всегда остаешься в должниках. Советников интересуют только их интересы, а ответственность ляжет тяжелым бременем на доверившихся. Сегодня мы поговорим об экономическом убийце – МВФ. Это продолжение статьи «МВФ – советник, создающий экономические кризисы» и здесь мы более подробно рассмотрим те негативные последствия, с которыми столкнулся целый ряд стран после решения о «судьбоносных» экономических реформах. Экономическая помощь обернулась гражданскими войнами, геноцидом, геополитическим исчезновением и вечными долгами.

Итак, начинаем

Международный валютный фонд стал удобным инструментом легального внедрения и проводником опасных экспериментов. Созданный как стабилизирующий экономический бастион, со временем, он стал тараном, пробивающим брешь в обороне любой страны.Все легально и, главное, добровольно! Он был придуман вовремя и действует безотказно.

Какие жертвы, в первую очередь, удовлетворят «величие» МВФ. Свобода передвижения капиталов, приватизация (в том числе естественных монополий — железнодорожный транспорт и коммунальные услуги), отказ от защиты природы и охраны окружающей среды; поддержка стабильности национальной валюты путем установления ее зависимости от доллара США и ограничения реальной денежной массы (что приводит к невыплатам зарплат, пособий и дефициту наличных денег, а также к частичной потере национального суверенитета); сокращение зарплат и ограничение прав трудящихся (права на забастовку, прав профсоюзов и т.п.); минимизация или даже ликвидация правительственных расходов на социальные программы — на образование, здравоохранение, удешевление жилья, общественный транспорт и т. п.; усиление налогового давления на бедных и т. п.

Смысл таких реформ, я думаю, понятен. Но почему же тогда список жертв так длинен, а технология, причем в неизменном виде, успешно работает до сих пор? Незнание, страх, недальновидность? Это, плюс предательство государственных управленцев и тотальная финансовая власть Запада.

Список жертв открывает Югославия.

Югославия была первой страной «восточного блока», которая начала перестраивать свою экономику по рецептам МВФ, еще с восьмидесятых годов. Многонациональная Социалистическая Федеративная Республика Югославия была региональной индустриальной державой с успешной экономикой. В течение двух десятилетий, предшествовавших 1980-м годам, ежегодный рост ВВП составлял в среднем 6,1 %, медицинское обслуживание было бесплатным, уровень грамотности превышал 91 %, и продолжительность жизни составляла 72 года.

Югославский взрыв был вызван в том числе и американскими махинациями. Несмотря на неприсоединение Белграда и его обширные торговые отношения с Европейским экономическим сообществом и США, правительство Рейгана избрало своей мишенью именно югославскую экономику. Это отражено в Директиве Совета национальной безопасности 1984 года (NSDD 133) под названием «Политика Соединенных Штатов по отношению к Югославии» с грифом «совершенно секретно». Её неполная, подвергнутая цензуре версия, рассекреченная в 1990 году, в значительной степени выглядит основанной на директиве NSDD 54 по Восточной Европе, разработанной в 1982 году. Последняя защищает всё более «расширяющиеся усилия в продвижении “тихой революции”, имеющие целью низвержение коммунистических правительств и партий», для реинтеграции стран Восточной Европы в рыночную экономику. США ранее присоединились к другим международным кредиторам Белграда в навязывании первого этапа макроэкономической реформы в 1980-х, незадолго до смерти маршала Тито.

Спонсируемые МВФ программы с тех пор последовательно продолжали уничтожение индустриального сектора и постепенно демонтировали югославское государство «всеобщего благоденствия». Соглашения о реструктуризации увеличили внешний долг и обеспечили мандат для девальвации югославской валюты, что сильно ударило по уровню жизни югославов. Именно МВФ потребовал от югославского руководства отказаться от «социалистических планов» выравнивания экономического развития всех регионов страны, что лишило традиционно отсталое Косово огромных государственных дотаций и дало возможность ходжаистской тогда Албании использовать недовольство местного населения «новой экономической политикой» для создания в Косове албанского сталинистского подполья. Первый косовский кризис был в 1981 г., когда сталинистское подполье развязало террор против неалбанского населения и спровоцировало уличные столкновения. Было убито 30 человек, 20 тысяч сербов, черногорцев и евреев бежало из Косова.

К 1984-му югославская госбезопасность разгромила 3 подпольные сталинистские «компартии» в Косове и плюс подпольную ходжаистскую организацию «Путь к свободе». Всё это обошлось югославской казне в сумму, равную 70% займов, полученных от МВФ. Еще почти 25% ушли на оплату услуг экспертов МВФ!

Государственные доходы, которые предназначались на выплаты республикам и автономным краям, пошли вместо этого на оплату югославского долга Парижскому и Лондонскому клубам. Республики в значительной степени были предоставлены сами себе. Одним махом реформаторы устроили окончательный крах федеральной финансовой структуры Югославии и нанесли смертельный удар по федеральным политическим институтам. Кончилось тем, что в 1986 г. МВФ установил над экономикой Югославии полный контроль. Отказ от «выравнивания» вызвал теперь уже недовольство в Сербии, так как закреплял отставание этой республики от Хорватии и Словении, наиболее промышленно развитых. Так МВФ возродил в Югославии сербский национализм (с которым Тито – хорват по национальности – боролся безжалостно, вплоть до выселения сербов из других республик). И именно по рекомендации МВФ Милошевич ответил на новый всплеск насилия в Косове в 1989–1990 гг. принятием поправок к конституции, которые урезали права автономных краев по сравнению с республиками: без этого, оказалось, просто невозможно проводить экономическую политику МВФ – руководство Косова прямо заявляло, что такая политика противоречит югославской конституции.

Осенью 1989-го югославский федеральный премьер Маркович встретился в Вашингтоне с президентом США Джорджем Бушем-старшим для завершения переговоров относительно нового пакета финансовой помощи. В обмен на помощь Югославия согласилась на ещё более широкие «экономические реформы», включая новую девальвацию своей валюты, дальнейшее замораживание зарплат, резкое сокращение правительственных расходов и упразднение компаний, находящихся в коллективной собственности и управляемых рабочими. Белградская номенклатура с помощью западных советников подготовила базу для миссии премьер-министра, осуществив заранее многие из требуемых реформ, включая общую либерализацию законодательства по иностранным инвестициям. «Шоковая терапия» началась в январе 1990-го. Несмотря на то, что инфляция быстро пожирала доходы людей, МВФ предписал заморозить заработную плату на уровне середины ноября 1989 года. Цены продолжали непрерывно расти, а реальная заработная плата сократилась на 41 % за первые шесть месяцев 1990 года. МВФ также управлял югославским Центральным банком. Его жёсткая денежная политика нанесла ещё больший вред способности Федеральной Югославии финансировать свои экономические и социальные программы.

Реформы, навязанные кредиторами Белграду, нанесли также удар в самую сердцевину югославской системы коллективных самоуправляемых предприятий. Как отметил один наблюдатель, «цель состояла в том, чтобы подвергнуть югославскую экономику массированной приватизации и демонтировать “общественный сектор”. Бюрократия Коммунистической партии (главным образом представители армии и госбезопасности) после долгих дебатов выразила свою политическую и экономическую поддержку проводимых реформ — на условиях ликвидации социальных гарантий югославских трудящихся». Это было предложение, от которого отчаявшаяся Югославия отказаться не могла. Наставляемое западными юристами и консультантами, правительство Марковича приняло закон, который принуждал «неплатежеспособные» предприятия к банкротству или ликвидации. Согласно новому закону, в случае невыплат по счетам в течение 30 дней подряд или в течение 30 дней в пределах 45-дневного периода, правительство инициировало процедуру банкротства предприятия в течение следующих 15 дней. Атака на самоуправленческую экономику также включила новое законодательство о банках, разработанное для того, чтобы вызвать ликвидацию «Объединённых банков», находившихся в коллективной собственности. В течение двух лет более чем половина банков страны исчезла, будучи замененной новоиспечёнными «независимыми коммерческими учреждениями». Эти изменения в юридической сфере в сочетании с жёсткой денежной политикой МВФ по отношению к промышленности и открытием экономики для иностранной конкуренции ускорили промышленный спад.

С 1989 до сентября 1990-го обанкротилось более тысячи компаний.

К 1990 году годовой показатель ВВП упал на 7,5 %. В 1991 году ВВП уменьшился ещё на 15 %, в то время как объем промышленного производства сократился на 21 %. Пакет мер МВФ, бесспорно, ускорил крах большей части хорошо развитой тяжелой промышленности Югославии. Другие коллективные предприятия выжили только потому, что прекратили выплату зарплаты работникам. Более чем полмиллиона рабочих, всё еще числившихся в платежных ведомостях предприятий, не получали регулярно зарплату в конце 1990 года. Тем не менее, они были ещё счастливчиками. К сентябрю 1990 года приблизительно 600 тысяч югославов уже потеряли свои рабочие места, и это было только начало. По указанию Всемирного банка еще 2435 промышленных предприятий, включая часть наиболее крупных в стране, были намечены для ликвидации. И работавшие на них 1,3 миллиона рабочих — половина остававшейся в промышленности рабочей силы — была «избыточна». Наступил 1991 год, реальная заработная плата находилась в свободном падении, социальные программы были свёрнуты, безработица стремительно росла. Развал индустриальной экономики был процессом, захватывавшим дух своим масштабом и жестокости.

По требованию МВФ югославское руководство приняло закон о приватизации. Но когда эксперты МВФ вникли в этот закон, они пришли в ярость: закон предусматривал создание в Югославии «народного капитализма», в соответствии с которым иностранный капитал мог рассчитывать только на 10 % акций любого приватизированного предприятия, основным владельцем акций становились трудовые коллективы и, кроме того, приватизация проводилась на сугубо добровольной основе (принудительно можно было приватизировать только предприятия-банкроты). Поэтому МВФ отказался от дальнейшей «работы с Югославией», и был взят курс на развал федерации. Это привело к гражданской войне, в которой погибло 600 тыс. человек, и к распаду единой Югославии. При этом 80 % югославских капиталов, естественно, бежало из воюющей страны в западные банки (из них 70 % – в банки США). В Сербии, однако, у власти оставалась Социалистическая партия, которая и заставила Милошевича принять именно такой закон о приватизации. Поэтому понадобилась еще одна война – якобы из-за Косова, – в результате которой промышленность Сербии была уничтожена американскими бомбардировками, а правительство Милошевича пало. Новое правительство отменило прежний закон о приватизации, открыв, таким образом, Сербию для западного, в том числе американского, капитала.

Еще более разрушительными были действия МВФ в Руанде. Руанда долгое время считалась удачной моделью развития сельского хозяйства. Однако в конце 80-х страна пережила два климатически неблагоприятных года, что вызвало жестокие неурожаи. Под урожай кофе 1989 г. Руанда получила у МВФ грандиозный заем, однако в том же году на мировом рынке произошел обвал цен на кофе. Новые займы МВФ предоставил Руанде только при условии отказа страны от политики продовольственного самообеспечения и отказа от государственной поддержки фермерских хозяйств (поскольку это – «не рыночная политика»), а также при условии девальвации руандийского франка.

Все это вызвало галопирующую инфляцию и крах реальных доходов населения. При этом эксперты из МВФ прекрасно знали, что каждый раз, когда в Руанде начинается экономический кризис, в стране вспыхивает гражданская война. Руанда населена в основном двумя этническими группами: автохтонными земледельцами хуту (около 90 %) и пришедшими с севера в XVI–XVII вв. скотоводами тутси (менее 10 %). Тутси покорили хуту и создали в Руанде феодальную монархию. На протяжении столетий тутси жесточайшим террором поддерживали свою власть в стране. Поэтому хуту испытывают к тутси врожденную ненависть. После достижения Руандой независимости каждый экономический кризис в стране кончался либо тем, что хуту резали тутси, либо тем, что тутси резали хуту. Естественно, в 1990–1991 гг. все повторилось. Профессиональные воины-тутси устроили грандиозную резню хуту, но поскольку хуту было гораздо больше, тутси проиграли и сотнями тысяч бежали в соседние страны. За полгода погибло 1,5 млн человек! Все накопленное национальное богатство было уничтожено, все денежные запасы Руанды перетекли в западные банки. Экономика страны была разрушена. По требованию МВФ новое правительство Руанды разогнало сберегательно-кредитные кооперативы в стране (как «социалистические»), что повлекло за собой массовое разорение фермеров, и заморозило закупочные цены на кофе на уровне кризисного 1989 г. (хотя стоимость жизни в Руанде чрезвычайно выросла, и цена на кофе на мировых рынках также заметной возросла). В результате фермеры массами разорялись (только в 1992 г. они от отчаяния вырубили 300 тыс. кофейных деревьев), а их земли скупали ТНК. Внешний долг Руанды за эти годы вырос со 150,3 млн. долларов США до 804,3 млн.! Сегодня Руанда – страна, не имеющая никаких перспектив и работающая исключительно на то, чтобы платить проценты по долгам.

Не менее впечатляющим было разрушение МВФ экономики Сомали. Сомали нуждалась в финансовых вливаниях из-за расходов, связанных с проигранной сомалийско-эфиопской войной. МВФ предоставил займы под условием проведения политики «жесткой экономии», закупок по демпинговым ценам американского зерна и девальвации сомалийского шиллинга. Это разрушило традиционные связи между двумя основными секторами сомалийской экономики: «кочевой экономикой» (скотоводами) и «оседлой экономикой» (земледельцами и горожанами). Девальвация привела к резкому удорожанию цен на топливо и удобрения, а демпинг американского зерна сделал невыгодным выращивание зерновых. Крестьяне были моментально разорены. Они не смогли покупать товары в городах, что разорило горожан. Те, в свою очередь, не смогли покупать мясо у скотоводов – и скотоводы были вынуждены пустить стада под нож, поскольку не имели денег на их содержание. Экономика страны рухнула.
Кроме того, по требованию МВФ были закрыты госхозы (существовавшие в основном в зонах орошаемого земледелия), что лишило государство основного (помимо налогов) источника доходов. А это, в свою очередь, уничтожило государственные социальные медицинские и образовательные программы. Государство не смогло платить зарплату госслужащим, что повлекло за собой развал госаппарата, а затем и гражданскую войну, унесшую приблизительно 60 тыс. жизней.

Огромный ущерб нанес МВФ и Мексике. Мексика была до 80-х гг. XX в. одной из самых развитых стран Латинской Америки. При этом Мексика была классической страной государственного капитализма. Однако развитие эторазвитие в значительной степени зависело от нефти. Поэтому катастрофическое падение цен на нефть в 80-е гг. нанесло стране нокаутирующий удар. Мексика получила у МВФ большие займы под грандиозные программы (на совершение «нового технологического рывка») – но не смогла отдать эти кредиты. Страна была провозглашена банкротом, и МВФ взял экономику Мексики под свой контроль. В соответствии с навязанным стране «планом Бейкера» были отменены все протекционистские меры, защищавшие внутренний рынок и внутреннего производителя, введено свободное перемещение капиталов (и из страны в США утекло 45 млрд. долларов), начата глобальная приватизация.

Особенно бурно эти реформы протекали при президенте Карлосе Салинасе де Гортари в конце 80-х – начале 90-х гг. Проходившие тогда реформы стали называть «салинастройкой» (по аналогией с горбачевской «перестройкой»), а МВФ провозгласил создание им «мексиканского экономического чуда». В Мексику хлынул американский капитал. Только в 1991–1993 гг. в Мексику пришло около 100 млрд. долларов американских капиталовложений.

Но одновременно в стране свирепствовала инфляция, и росли нищета и безработица (в 1987 г. полностью безработных было около 18 % экономически активного населения, а с частично безработными – свыше 40 %), импорт североамериканских товаров (до 50 млрд. долларов в 1993 г.) разорил внутреннего производителя, льготы, представленные ТНК, лишили мексиканский бюджет огромных налоговых поступлений. И в 1994 г. разразился знаменитый мексиканский экономический кризис. «Салинастройка» рухнула. 20 тыс. предприятий разорились, 700 тыс. человек остались без работы, 2 млн. мелких частных предприятий заявили, что находятся на грани банкротства.

Мексиканский продовольственный кризис не может быть полностью понят без осознания того факта, что за годы, предшествующие кризису, благодаря политике «свободной торговли», проповедуемой Международным валютным фондом, Всемирным банком (ВБ) и Вашингтоном, родина кукурузы превратилась в страну, которая кукурузу импортирует. Этот процесс начался во время долгового кризиса 1980-х годов. Одна из двух самых крупных развивающихся стран-должников, Мексика была вынуждена просить денег у ВБ и МВФ, чтобы обслуживать долг международным коммерческим банкам. Quid pro quo (услуга за услугу) – и за многомиллиардную помощь страна подверглась «беспрецедентному и бескомпромиссному интервенционизму» (как это назвал один из членов исполнительного комитета ВБ), проведенному с целью ликвидировать высокие тарифы, государственное регулирование и институты правительственной поддержки, которые неолиберальная доктрина определяет как «барьеры на пути к эффективной экономике».

Выплаты процентов возросли с 19% расходов правительства Мексики в 1982 году до 57% в 1988, в то время как капитальные затраты упали с и без того малых 19,3% до 4,4%. Сокращение правительственных расходов вызвало уничтожение государственного кредита, субсидируемых правительством сельскохозяйственных работ, субсидий, выдаваемых фермерам, разрушение государственных торговых советов и служб по вопросам сельского хозяйства. Односторонняя либерализация сельскохозяйственной торговли, продавливаемая МВФ и ВБ, также способствовала разорению крестьян.

За этим ударом по крестьянскому хозяйству последовал в 1994 году следующий, еще более сильный удар, когда вступило в силу Североамериканское соглашение о свободе торговли (НАФТА). Хотя соглашение НАФТА оговаривало постепенное сокращение в течение 15 лет протекционистских тарифов на сельскохозяйственные товары, включая кукурузу, последняя, щедро субсидируемая США, быстро заполнила рынок, уменьшив цены наполовину и ввергнув кукурузный сектор экономики Мексики в хронический кризис. В значительной степени именно из-за этого соглашения за Мексикой твердо закрепился статус импортера продовольствия.

С закрытием государственного маркетингового агентства по кукурузе распределение кукурузы, импортированной из США, и мексиканского зерна было монополизировано несколькими ТНК, такими как американская Cargill и частично американская Maseca, работающими по обеим сторонам границы. Это дало ТНК огромные возможности для спекуляций, так что теперь можно было манипулировать изменениями в потребностях в биотопливе и увеличивать их в несколько раз. В то же время монопольный контроль над внутренней торговлей давал уверенность в том, что сильное повышение мировых цен на кукурузу не приведет к аналогичному повышению закупочных цен для местных мелких производителей.

Мексиканским фермерам, производящим кукурузу, стало значительно сложнее избежать судьбы их коллег, мелких производителей из других секторов сельского хозяйства, таких как производство риса, говядины, домашней птицы и свинины, разорившимся из-за преимуществ, которые НАФТА дает производителям, субсидируемым США. Как сообщается в отчете Фонда Карнеги за 2003 год, импорт сельхозпродукции из США лишил работы 1,3 миллиона мексиканских фермеров. Многие из них после этого отправились на заработки в те же самые США.

Основные западные финансовые вливания были направлены в «макиладоры» – цепь заводов, построенных вдоль мексиканско-североамериканской границы. Эти заводы экстерриториальны, на них запрещено создание профсоюзов, рабочие получают гроши, заводы не платят налогов в мексиканскую казну. Ущерб, причиняемый Мексике «макиладорами», оценивается приблизительно в 14,5–16,5 млрд. долларов в год. В результате Мексика оказалась намертво привязана к США и МВФ, 24 % населения живет на грани голодной смерти и еще 50 % – в условиях бедности, чего в Мексике не было даже во времена диктатуры Порфирио Диаса в конце XIX – начале XX в.

Можно привести много аналогичных примеров. Скажем, пример Индонезии, где режим Сухарто последние 8 лет своего существования беспрекословно выполнял все рекомендации МВФ. Это кончилось экономическим крахом, массовым бегством капиталов в США, падением Сухарто, этническими и религиозными столкновениями, в которых погибло от 8 до 10 тыс. человек.

В Бразилии, где последние 5 лет правления военного режима экономику страны контролировал МВФ (под предлогом наблюдения за выплатой гигантского внешнего долга; платежи по нему достигали 30–40 % от стоимости бразильского экспорта!). В 1983–1984 гг. МВФ навязал военному режиму план «шоковой терапии», однако это кончилось возникновением в стране массового сопротивления «шоку», кампанией гражданского неповиновения и массовым саботажем на предприятиях, что привело к падению военного режима в 1985 г.
Зато отказ от «реформ по МВФ» при президентстве известного леворадикального социолога и экономиста Фернанду Кардозу позволил стабилизировать экономику Бразилии и резко – на 5 млн. человек – уменьшить число бедняков в стране.

Можно вспомнить о «шоковой терапии по МВФ» в Перу во времена диктатуры Фухимори. В результате этой «терапии» в Перу потеряло работу 12 млн. человек, 15 млн. оказалось в нищете, а сама страна утратила шанс перейти в категорию индустриально-аграрных стран.

В Эквадоре «шоковая терапия по МВФ» привела к попытке введения в качестве национальной валюты доллара США, что вызвало тотальное разорение эквадорцев, стихийный бунт и падение правительства.

Созданное по рецептам МВФ «аргентинское экономическое чудо», отцом которого называют Доминго Кавалло, тоже рухнуло не сегодня – с объявлением фактического дефолта, массовыми голодными бунтами и погромами и неоднократной сменой правительства. Голодные бунты и погромы в Аргентине уже были в конце первого этапа «шоковой терапии» в 1989 г., а затем в 1996 г. (что и привело к первой отставке Д. Кавалло). Надо отметить, что голодные бунты произошли в 1989 г. впервые за всю историю независимой Аргентины. Экономический кризис в Аргентине длится по меньшей мере последние 4 года, безработица на уровне 15–18 % держится последние 3 года, внешний долг 138 млрд долларов тоже возник не вчера. Новинкой оказалось лишь замораживание вкладов населения и решение выплачивать внешний долг из средств пенсионных фондов (а пенсионерам, соответственно, не платить пенсии).

Кавалло, действовавший по рецептам МВФ, привлек в Аргентину 40 млрд. долларов, 28 % аргентинской экономики было скуплено американскими корпорациями. Но условия, на которых эти деньги пришли в Аргентину, были для страны разорительными: инвесторам гарантировались невероятные налоговые льготы – освобождение от налогов на 25, 15, 10 лет или полное освобождение от налогов на 5 лет с последующим 10-летним периодом 80-процентных льгот. В результате на 40 млрд. долларов, вложенных в экономику страны, пришлось по меньшей мере 280 млрд. долларов прибылей, беспрепятственно вывезенных из Аргентины – а ведь эти деньги можно было вложить в национальную экономику (это вдвое больше, чем весь внешний долг Аргентины). Так Аргентина стала еще одной жертвой МВФ.

Последствия «шоковой терапии» в России и Украине всем хорошо известны.

Из этих множественных примеров можно сделать два вывода:
1) Международный валютный фонд действует только в чисто экономических рамках и исключительно по экономическим законам. Не заботясь о социальных и политических последствиях своих реформ.

2) Это выверенная геополитическая стратегия удержания «статус кво» и разрушения нарождающихся конкурентов.

Решать вам, дорогие мои читатели, какие истинные цели у этой международной организации. А реальная истина, как обычно, лежит где-то посередине.

Категории: Мир| Contra Historia

Метки: , , , , , , , , , , ,

  • beibotanov

    Кажись, сперли с руспроэкта. Винрарная статья!

    • Евгений Борецкий

      Если кажется креститься надо!