Владимир Путин – Юстиниан всея Руси

Евгений Галаган | 12.04.2014 15:50

Владимир Путин - Юстиниан«Справедливо лишать земных благ того, кто неправильно поклоняется Богу».

«Вы знаете, что военные походы и завоевания не делаются без денег; поэтому необходим, чтобы вы уплачивали общественные подати полностью и своевременно».

«Мы питаем полную надежду на то, что бог даст нам возможность возвратить все страны, которыми обладали древние римляне, до пределов обоих океанов».

Император Юстиниан

Ничто не ново в подлунном мире. Государства и империи всегда разрушаются по объективным причинам. Но всегда рождаются люди, желающие повернуть колесо истории вспять. Они считают, что по спирали развития цивилизаций можно ездить как вверх, так и вниз. Но объективная реальность подсказывает, что обратной дороги нет, и однажды разрушенное уже не сможет сверкать величием через время. Это невозможно. Можно бросить все силы на погоню за миражем и остаться у разбитого корыта.

Владимир Путин решит обмануть исторический процесс. Для него распад СССР навсегда останется главной геополитической трагедией прошлого века. Но геополитика слишком рациональна и не оценивает процессы с эмоциональной точки зрения. Союз распался по объективным причинам.

Я застал его на излете, будучи ребенком, но уже тогда понимал, что так жить нельзя. Чуть позднее я понял, что проект мертв. Попытка реанимации или воссоздания СССР 2.0, используя лубочные картинки советского образа жизни, обречена на провал. Когда кликуши столкнутся с реальностью, миф в очередной раз рухнет.

Трагедия распада постоянно сопровождает человечество, а вожди часто используют ностальгию, прикрывая свои амбициозные планы благими намерениями. Они не хотят вернуть страну, они хотят войти в историю на возвеличивании могил и пожелтевших страниц ушедшей героической эпохи.

Владимир Путин не первый и не последний в этой когорте политических «некрофилов-победителей».

Знакомьтесь, новый герой России – Юстиниан. Россия, как известно, третий Рим. Юстиниан правил в Риме под номером два, а пытался захватить Рим Великий и восстановить Римскую империю. Наш герой взошел на престол в 527 году. Западная римская империя юридически перестала существовать в 476 году, а раздел бывшего монстра Средиземноморья произошел в 395. Распад системы был налицо, но Юстиниан решил изменить историческую ошибку.

Юстиниан был невысокого роста, белолицый и считался красивым, несмотря на некоторую склонность к полноте, ранние залысины на лбу и седину.

По различным свидетельствам, император, или, как стали чаще писать со времен Юстиниана, автократор (самодержец) представлял собой «необычайное сочетание глупости и низости… [был] человек коварный и нерешительный… полон иронии и притворства, лжив, скрытен и двуличен, умел не показывать своего гнева, в совершенстве владел искусством проливать слезы не только под влиянием радости или печали, но в нужные моменты по мере необходимости. Лгал он всегда, и не только случайно, но дав торжественнейшие записи и клятвы при заключении договоров и при этом даже по отношению к своим же подданным».

Император отличался хорошим здоровьем, отменной выносливостью, феноменальной работоспособностью, умом и являлся талантливейшим организатором. Спал он мало, по ночам занимаясь всевозможными государственными делами, за что получил от современников прозвище «бессонного государя». Пищу принимал зачастую самую неприхотливую, никогда не предавался неумеренному обжорству или пьянству. К роскоши Юстиниан также был весьма безразличен, но, отлично понимая значение внешнего для престижа государства, не жалел для этого средств: убранство столичных дворцов и зданий и великолепие приемов приводили в изумление не только варварских послов и царей, но и искушенных римлян.

Подводя же некий итог его свершениям, Прокопий в своем труде «О постройках Юстиниана» высказывается просто восторженно: «В наше время явился император Юстиниан, который, приняв власть над государством, потрясаемом [волнениями] и доведенным до позорной слабости, увеличил его размеры и привел его в блестящее состояние, изгнав из него насиловавших его варваров. Император с величайшим искусством сумел промыслить себе целые новые государства. В самом деле, целый ряд областей, бывших уже чужими для римской державы, он подчинил своей власти и выстроил бесчисленное множество городов, не бывших ранее.

Также Юстиниан прославился честолюбием и завидным упорством в возвеличивании себя и самого титула императора ромеев. Объявив самодержца «исапостолом», т.е. «равным апостолам», он поставил его выше народа, государства и даже церкви, узаконив недосягаемость монарха ни для людского, ни для церковного суда. Христианский император не мог, разумеется, обожествить себя, поэтому «исапостол» оказался очень удобной категорией, высшей доступной человеку ступенью. И если до Юстиниана придворные патрицианского достоинства по римскому обычаю при приветствии целовали императора в грудь, а прочие опускались на одно колено, то с этих пор все без исключения были обязаны повергаться ниц перед ним, восседающим под золотым куполом на богато украшенном троне. Потомки гордых римлян окончательно усвоили рабские церемонии варварского Востока…

Мировоззрение императора Юстиниана было пронизано идеалом единства и величия – единства и величия Бога, Церкви, императора и империи. Всё своё царствование он упорно стремился воплотить этот идеал в жизнь. Прославление единого Бога подталкивало к сооружению великих памятников архитектуры и искоренению всех иноверцев; единение Церкви заставляло искать предельно точного выражения истины которое бы сплотило всех христиан; возвеличивание императорской власти диктовало полное самодержавие императора в земных делах; возрождение славы и мощи империи заставляло отвоёвывать давно потерянные для ромеев земли. Хозяйственные меры императора сводились к полному и жесткому контролю со стороны государства над деятельностью любого производителя или торговца с целью пополнения казны любым способом.

К началу правления Юстиниана империя имела своими соседями: на западе — фактически независимые королевства вандалов и остготов, на востоке — сасанидский Иран, с севера — болгар, славян, авар, антов, а на юге — кочевые арабские племена. За тридцать восемь лет правления Юстиниан воевал с ними всеми и, не принимая личного участия ни в одном из сражений или походов, завершил эти войны достаточно успешно.

Вскоре по вступлении на престол Юстиниан захватил и восстановил как вассальное образование Боспорское царство в Крыму, населив его союзными гуннами и готами. По южному побережью Крыма по приказу Юстиниана стала создаваться мощная оборонительная система, основными узлами которой стали новые крепости Алустон (ныне Алушта), Горзуиты (нене Гурзуф) и укрепленный пункт в Симболоне (ныне Балаклава). Были укреплены стенами Боспор и Херсон.

Обо всех войнах и походах, мои пытливые читатели, можно узнать на страницах исторических хроник. Остановимся только на основных.

Около 540 года совершилось четыре важных события, принёсших беды империи и императору: полководец Велисарий воспринял от остготов титул императора Запада, Персия нарушила мир и вторглась в империю, случилось особенно большое вторжение гуннов, а в империи началась эпидемия невиданной прежде страшной болезни – чумы.

Это пошатнуло империю, но реальный враг затаился на улицах столицы.

В Константинополе, начиная около 560 года, возобновились уличные беспорядки из-за военной обстановки, обнищания, а также нехватки хлеба и воды. В конце 562 года заговорщикам под началом менялы Маркелла почти удалось убить императора, что отражало недовольство деловых кругов империи. Действительно, к последним годам правления, всегда жесткая экономическая политика императора стала ещё обременительней для населения. Для пополнения казны изыскивались самые разнообразные способы: торговля должностями, порча монеты путем обрезания ее по краям, насильственные заёмы и конфискация средств у богатых, принуждение крестьян к уплате налогов за выделенные им пустующие земли (т.н. «эпибола»). Средства эти не оседали в казне, и наследник нашёл государство в глубоком долгу.

Юстиниан скончался в 565 году.

Наиболее значимо наследие Юстиниана для Церкви. При нём в империи окончательно восторжествовало Христианство. Главные церковные праздники были законодтельно утверждены повсеместно.

Эпохальное правление Юстиниана прошло под знаком реализации принципов имперского универсализма и воссоздания единой Римской империи. Этому была подчинена вся политика императора, носившая поистине мировой характер и позволившая сосредоточить в его руках огромные материальные и человеческие ресурсы. Ценой блестящего «века Юстиниана» стало тяжелейшее внутреннее положение государства, особенно в экономике и финансах, несших бремя колоссальных расходов. Строгость во взимании налогов достигла предела и гибельно сказывалась на населении. По словам современника, «иностранное вторжение казалось менее страшным налогоплательщикам, чем прибытие должностных лиц фиска».

Наследникам он оставил империю внешне почти возвратившую своё былое величие – его держава пролегла от Кавказа до Гибралтара, из Восточной Римской империи она снова сделалась империей всего Средиземноморья. Однако, это внешнее достижение было непрочным – истощенное население и ресурсы; необходимость для правителя сочетать тонкую дипломатию, уступчивость и решительность; племенная, социальная и вероисповедная разобщенность обусловили быстрое схлопывание империи уже при Юстине II. В этом смысле достижение Юстиниана было лебединой песней Римской империи. В течение 10 лет после смерти Юстиниана многие из его завоеваний были сведены к нулю, и идеи универсальной империи надолго стали риторической фигурой.

Прошло совсем немного времени и родились новые королевства, царства и каганаты. Границы Византии постепенно съеживались под натиском варваров, времени, интриг, экономических кризисов. Пока Византий-Константинополь не стал Стамбулом.

Какое грядущее будет у поползновений Владимира Путина, скоро увидим. Одно могу сказать с точностью – он хочет стать вторым Владимиром Великим. Я не осуждаю его за это. У человека, а тем более политика, должна быть своя большая мечта, к которой он стремится всем сердцем и ведет к ней своих подданных.

К сожалению, такой мечты нет у украинских политиков.

Но такая мечта есть у украинцев. И вот здесь нам с ВВП не по пути.

Мы выбираем свободу, и мы выбираем будущее!

Категории: Эксклюзив| мнение

Метки: , ,

  • Konstantin S. Lokhtin

    По сути статьи:

    1. Да, Юстиниан принял государство в полном упадке и пытался вернуть его величие, следуя (фактически сформулированным лишь через 1000 с мелочью лет после его смерти) стандартам, изложенным Макиавелли. Ведь он явно не преследовал личную выгоду — у него и так было всё, что только мог пожелать любой человек той эпохи.

    2. Да, Юстиниан не преуспел. И ещё при его жизни воцарился бардак, который лишь усугубился после его смерти.

    3. Нет, нельзя считать его труды напрасными. Проблема была в обществе, с которым он был вынужден иметь дело. Герой, вождь, император действительно в одиночку практически никогда не может преодолеть историческую инерцию — для этого надо быть настоящим чудовищем, более твёрдым, уверенным в правоте своего дела и жестоким, чем Септимий Север, Цинь Шихуанди или Ленин.

    4. Нет, неправильно сравнивать Путина с Юстинианом, так-как Путину повезло возглавить другую страну в другой исторический период. Вопрос не в личности, а в контексте. Более корректным может быть сравнение с Дмитрием Донским и Владимиром Великим — оба они «на старте» имели «в обойме» множество гнусных прихлебателей, готовых оперативно «обналичить» любые достижения своего «хозяина» и, по ходу, парализовать силы народа. Да и сами, лично, эти исторические фигуры никак не могли считаться образцом добродетели (ни христианской, ни «общечеловеческой»). Тем не менее, осознав остроту момента, оба упомянутых исторических деятеля нашли (прежде всего в себе) решимость избавиться от «балласта» и мобилизовать накопившуюся энергию на свершения, а не на распад — читайте историю, «мебелируйте чердак» (как говорил мой отец).

    Так что, по здравому осмыслению, суть данной статьи получается совсем не такой, какой «планировал» автор.

    Хотя во многом автор действительно прав: «реальный враг затаился на улицах столицы». Но «карта уже легла не так» для «реального врага». Подходящий момент давно упущен из-за шкурничества и нерешительности массы отдельных персонажей данной истории. Но это, как говорится, уже совсем другая история…

    • Евгений Борецкий

      Нельзя возродить умерший труп! Я Путин именно этим и занимается.

  • Ли Хао

    Вы это выбирали все 23 года после распада СССР! И что с этого получилось? И все 23 года вам было не по пути!!! Вы же ВЕЛИКИЕ УКРЫ