Частные войска. История восхождения «Blackwater»

Администратор | 14.04.2014 14:43

Блекватер, история,До недавней аннексии Крыма по полуострову ходили вежливые вооружённые люди в камуфляже без опознавательных знаков. Сейчас поздно рассуждать о том, были ли это российские военные или вооружённые наёмники. Однако, всё это очень удачно совпало с заявлениями некоторых депутатов о необходимости способствовать созданию в России собственных частных военных компаний, которым можно было бы давать особенно деликатные поручения. Заявления очень интересные и своевременные, особенно на фоне новостей о сокращении традиционных армий в развитых странах.

В связи с этим, мы решили сделать перевод ряда отрывков из книги известного американского журналиста Джереми Скэхилла Blackwater The Rise of the World’s Most Powerful Mercenary Army, посвящённой истории одной из самых известных компаний наёмников в мире.

Потратьте всего час на чтение этого текста, и мы гарантируем, что этот час будет не только познавательным, но и бесконечно увлекательным. Помните заключительную сцену фильма Zero Dark Thirty, в которой главная героиня после успешно выполненной операции по уничтожению Бен Ладена садится в огромный, специально для нее зафрахтованный самолет, и, опустошенная самым крутым приключением своей жизни, отправляется домой? Примерно так же будете себя чувствовать вы после прочтения этого замечательного перевода. Текст-боевик, текст-приключение ждет вас!

Список сокращений — BW (Blackwater), ЧВК (частная военная компания), ТВД — театр военных действий, БД — боевые действия, АП — администрация Президента, DoD (Department of Defense) — министерство обороны США, ВС — вооруженные силы

ПРИНСЫ ГОЛЛАНДИИ

Головокружительный рост самой крупной армии наемников начался не в горячих точках, вроде Афганистана или Ирака, а в маленьком сонном американском городке под названием Голландия (Holland) в Мичигане, где в правохристианской семье родился родоначальник современного наемничества Эрик Принс (Erik Prince). Именно семья Принсев заложила те основы, которые в будущем помогут Blackwater (BW) подняться на недосягаемую высоту международного рынка наемников.

Красивый двухэтажный дом на улице South Shore Drive удачно расположен у вод живописного озера Макатава. Солнце ярко блестит в его чистой воде. По обеим сторонам дороги мирно шуршат старые раскидистые клены. Над домом тихо развевается американский флаг. Спокойную картину изредка нарушает шум моторных лодок или случайно проезжающих машин. Настоящая Америка, прямо с открытки.

В маленькой Голландии семья Принсев была сродни европейской королевской семье, а Эдгар Принс, отец Эрика, был королем.

На фабриканта-самоучку Эдгара работала четверть всего города. Он менял облик его институтов, планировал и спонсировал застройку в центре и был одним из покровителей двух местных колледжей.

Если и был какой-то урок, который Эдгар передал своим детям, то это понимание того, как построить империю и управлять ей, придерживаясь строгих христианских догм, правых взглядов и основ рыночной экономики.

К 1973 году Prince Corporation преуспевала как никогда. Штат насчитывал сотни людей в нескольких подразделениях, компания начала выпуск своего флагманского продукта — автомобильного козырька для защиты от солнца, запатентованного самим Эдгаром.

18-часовые рабочие дни плохо сказались на здоровье отца семейства — его хватил удар в возрасте 40 лет. Очутившись в госпитале, как это обычно бывает, Эдгар решил полностью посвятить себя служению Иисусу Христу.

Однако это никак не повлияло на его деловую хватку — скоро Prince Corporation наладила производство множества других автомобильных аксессуаров, пользовавшихся большой популярностью.

Как позже говорил об отце Эрик, он «с нуля основал компанию, которая начала производить литейные машины высокого давления, а после выросла в поставщика автоаксессуаров мирового уровня».

В 1980-х семья Принсев сблизилась с одной из самых влиятельных консервативных семей США, когда сестра Эрика, Бэтси, вышла замуж за Дика ДеВо (Dick DeVos). К слову, ее отец был основателем корпорации Amway, щедро спонсировавшей, естественно, кандидатов от республиканской партии.

Отец Эрика умер от повторного сердечного приступа, когда ему было 63 года. За несколько минут до смерти, он общался с президентом Prince Corporation, затем попрощался и зашел в лифт, где его нашли 15 минут спустя.

Как это случается, когда умирает король, городок Голландия погрузился в глубокий траур. Местные жители даже приспустили флаги.

В это время Эрик служил «морским котиком» и уже успел побывать в Боснии, Гаити и на Ближнем Востоке.

Прим. переводчика: несмотря на довольно глупое название, «морские котики» (или United StatesNavy’s Sea, Air, Land Teams — SEAL) — элитная сила ВМС США. Не буду углубляться в подробности, но эти ребята проходят изматывающую сатанинскую подготовку. О финальном экзамене на вступление в ряды SEAL под названием Hell Week даже сняли несколько фильмов. Так что можно смело утверждать, что Эрик был крепким и выносливым юношей. Интересующимся «котиками» рекомендуем книгу всемирно известного снайпера Криса Кайла, American Sniper.

Эрик восхищался отцом и мечтал пойти по его стопам с самого детства. Не стала исключением и глубокая религиозность— его сочинения в старшей школе пестрили цитатами из Библии. После школы он поступил в Академию ВМС, мечтая стать пилотом на авианосце, но после трех семестров все бросил ради учебы в колледже Hillsdale, проповедовавшем либертарианскую экономику. Во время учебы Эрик был добровольцем-пожарником и ныряльщиком у окружного шерифа. По опросу Princeton Review 2006 года, колледж был отмечен как самый консервативный в стране.

Повзрослев, Эрик начал активно интересоваться правой политикой, поступив на практику в Белый Дом к Джорджу Бушу-ст. Именно во время этой практики он сделал свое первое политическое пожертвование ($15 тыс.) Национальному Республиканскому Комитету Конгресса.

Эрик Принс

Эрик поддерживал таких политиков, как Джесси Хелмс (сенатор-расист и почитатель Конфедеративных Штатов Америки), Олли Норт (скандал с незаконными поставками оружия в Иран), Ричард Помбо (связи с «черным» лоббистом Джеком Абрамовым), Дик Крайслер (основатель компании Cars and Concepts), Том Коберн (сенатор и дьякон южной баптистской церкви со всеми вытекающими), Том ДеЛэй (неясные связи с тем же черным лоббистом Абрамовым и рядом российских олигархов) и многих других. Хотя бы за последовательность взглядов можно Эрика похвалить.

В 1992 он обратил свое внимание на предвыборную кампанию республиканца-ренегата Пэта Бьюкенена, который пытался отобрать кандидатуру от республиканской партии у президента Буша, выступая со своей ультраконсервативной программой против мигрантов, абортов и однополых браков. Из-за этого Эрик сильно поссорился со своей сестрой, которая в то время работала у Буша. Однако их ссора закончилась так же быстро, как и увлечение Эрика кампанией Бьюкенена — он вернулся в ряды SEAL, вступив в восьмой отряд (SEAL Team 8) после офицерской кандидатской школы. Именно в период с 92 по 96 год в составе SEAL, Эрик встретил многих из тех, кто в будущем станет его помощниками в основании BW.

Первые месяцы после кончины патриарха Эдгара Принса никто не знал, что будет с его наследием — компанией Prince Corporation. Более 4000 сотрудников зависели от того, как видел будущее компании сам Эдгар. Теперь эта ноша выпала всем членам семьи — его жена, Эльза, стала председателем совета директоров; Эрик, порвав со службой, занялся ежедневными делами компании. Его жене, Джоан Николь, только что поставили страшный диагноз — рак в терминальной стадии. Жизнь в сказочной Голландии начала превращаться в ад.

В 1996 году, через год после смерти Эдгара, семья продала бизнес за $1,35 млрд компании Johnson Controls под обещание сохранить бренд Prince Corporation, всех нанятых сотрудников и социальный пакет. Правда, как часто это бывает в мире большого бизнеса и больших денег, Johnson Controls обещание не сдержала, бренд похоронила, а часть сотрудников уволила, расформировав предприятие.

В это время Эрик, пойдя по стопам отца в своей религиозности, дошел до принятия католичества. Взяв пример Эдгара, жертвовавшего правым протестантам, он стал жертвовать деньги правым католикам, вроде Catholic Answers, выступавшим против абортов, гомосексуализма, исследований стволовых клеток и клонирования.

При этом семья Принсев входила в совет Национальной политики (Council for National Policy). Газета The New York Times охарактеризовала этот совет, как «известный в узких кругах клуб нескольких сотен самых влиятельных консерваторов в стране, 3 раза в год встречающихся за закрытыми дверями и обсуждающих, как же вывести страну вправо».

О том, что этот совет не был кучкой полоумных селян, мечтающих о мировом господстве, говорит тот факт, что в президентской гонке 1999-го года Джордж Буш-младший обратился к ним за поддержкой. Их собрания также посещали Дик Чейни (вице-президент) и Дональд Рамсфелд (министр обороны).

BW: НАЧАЛО

Пока Эрик был «печатным станком» в деле финансирования молодой компании, почти все детали его предприятия разрабатывал Эл Кларк (Al Clark), 11 лет прослуживший инструктором по огнестрельному оружию в SEAL. В интервью 1993-го года, когда Принс только начинал свою военную карьеру, Кларк утверждал, что уже обрисовал для себя облик будущей компании.

Главной проблемой того времени было отсутствие тренировочных полигонов у ВМС, в состав которых входит подразделение SEAL. Их всегда приходилось арендовать у морпехов или у армии.

В 1996-м Кларка перевели в 8-й отряд SEAL инструктором по тактике. Принс, тогда дослужившийся до лейтенанта, был в первом взводе, который тренировал Кларк.

Лишь через несколько месяцев Кларк узнал, что Эрик Принс принадлежит к той самой семьи Принсев. Однако мечтам об основании компании не суждено было сбыться — как вы помните, в 1995-м умер отец семейства, а жене Эрика диагностировали рак. Было совсем не до бизнеса.

В интервью 2006 года Эрик рассказал, что «в 90-х у многих спецов были схожие мысли насчет необходимости постройки частных тренировочных полигонов».

Когда его отец скончался в 1995-м, Принс все еще подумывал остаться на службе в SEAL, но после ухудшения здоровья жены он бросил все, уволился со службы и вернулся домой, чтобы поддержать семью и четырех детей.

В 2006-м Принс заявлял: «Многие бойцы спецподразделений, которых я знал, разделяли мои мысли насчет необходимости появления продвинутых частных тренировочных баз. Некоторые из них присоединились ко мне, когда я только создавал BW. После продажи семейного бизнеса я сам спонсировал свою компанию»

Принc утверждал, что идея BW пришла к нему во время несения службы в 8-м отряде SEAL: «Я тренировался по всему миру и понял, насколько тяжело спецподразделениям проходить современную боевую подготовку».

Однако некоторые бывшие высокопоставленные сотрудники BW утверждали, что на самом деле идея принадлежала Элу Кларку: «Эл придумал все от начала и до конца, Эрик предоставлял финансирование».

BW появился как раз во время приватизационного бума в министерстве обороны, проходившего в период с 1989-го по 1993-й под управлением Дика Чейни и Джорджа Буша-ст. В первый же год пребывания на своем посту, Чейни сократил оборонный бюджет на $10 млрд. Он прекратил финансирование научно-исследовательских опытно-конструкторских разработок (НИОКР) по ряду сложных комплексов вооружения, а также сократил количество военнослужащих с 2,2 млн. до 1,6 млн. Как писал Дэн Бриоди (Dan Briody) в своей книге The Halliburton Agenda: «в начале 1990-х армия мало зависела от частных компаний и Чейни был полон решимости изменить статус-кво. Идея была в том, чтобы дать армии воевать, а всю тыловую логистику отдать на подряд частным компаниям. К тому же это был очень хороший способ утихомирить волну недовольства в обществе после очередного развертывания войск за рубежом. Больше «частников» — значит, меньше регулярных войск, и недовольства меньше».

К тому времени, как Эрик Принс и Эл Кларк начали создавать BW в середине 90-х, в минобороны происходили массовые сокращения. Под раздачу попали и тренировочные базы, один из важнейших компонентов военной машины. Первый президент BW тогда говорил: «На качественную тренировку военнослужащих и бойцов спецподразделений сейчас большой спрос, потому что большинство баз были построены еще во времена Второй Мировой и безнадежно устарели. Никто не мог предоставить им современные полигоны». Именно эту нишу и заполнил BW в 1996-м году.

В это время, Республиканская партия переживала не самые лучшие времена. Победа Клинтона в 92 году означала конец двенадцати золотым годам консервативного правления, основы которых заложила администрация Рейгана. Правые религиозные организации, которым Принс очень симпатизировал, считали администрацию Клинтона «левацким режимом, поддерживающим аборты, гомосексуалистов и выступающим против семейных ценностей и религии в стране».

Именно в такой неблагоприятной обстановке и появился BW. 26 декабря 1996-го, через 3 месяца после увольнения со службы в SEAL, Эрик зарегистрировал Blackwater Lodge & Training Center. В следующем году он купил почти 2000 гектаров земли в Северной Каролине. Новое детище достойного представителя фамилии Принсев теперь раскинется у местечка с интересным названием Great Dismal Swamp (Великое Болото).

Может, BW и стал позднее акулой-мегалодоном на рынке наемников, но в начале работы компания отчаянно пыталась убедить комитет по городскому планированию округа Currituck с население 20 000 в том, что BW можно будет открыть здесь бизнес. До 11 сентября членов комитета не волновал мировой терроризм, исламский радикализм и прочие страшилки. Их волновала цена на недвижимость, допустимые уровни шума и возможность обезопасить себя от толп любителей пострелять по живым мишеням. Им было от чего беспокоиться — годом ранее шальная пуля местного охотника попала в здание начальной школы во время уроков.

В итоге округ Currituck им отказал, поэтому Принс поехал в соседний округ Camden, где и получил скорое одобрение своего проекта.

В июне 1997 начались первые работы, и в мае 1998-го компания официально открылась. Хотя название Blackwater и звучит жутковато, оно ссылается на темные воды Великого Болота, вблизи которого построена база BW. Вскоре после открытия в BW стали стекаться как бывшие, так и действующие бойцы SEAL, а вслед за ними сотрудники ФБР. Все было просто — новые полигоны, большие возможности для тренировок и малая удаленность от места работы (до штаб-квартиры ФБР в Вашингтоне 350 км, до одной из баз SEAL — 60км).

К 1998-му дела у BW шли неплохо — компания обучала частных и государственных клиентов владению различными видами огнестрельного оружия (от пистолетов до штурмовых винтовок и пулеметов). Некоторые полигоны сдавались SEAL для проведения тренировок. Офицеры полиции из Вирджинии, Северной Каролины и даже Канады проходили обучение на территории BW. Компании посыпались вопросы от иностранных государств: испанское правительство интересовалось подготовкой специалистов по охране кандидатов в президенты, власти Бразилии интересовались тренингами по контртеррористическим операциям. Один из клиентов BW писал в газету Virginian Plot в 1998: «Они лучшие из лучших… приехать сюда и учиться у самых выдающихся специалистов — большая честь».

К концу 1998-го, база BW включала в себя несколько конференц-залов, классных комнат, комнаты отдыха с каминами и чучелами животных, магазин, столовую, арсенал, отдельную комнату для чистки оружия и просторные номера со спутниковым ТВ для постояльцев — рай для всех любителей оружия даже по современным меркам. В этом же году BW проводил на своей территории соревнование по стрельбе среди органов правопорядка и воинских частей, впоследствии прозванными «Пострелушки в BW» (Shoot-out at BW).

Категории: Стена| тени

Метки: , , ,