Люкс с советским душком

Администратор | 22.05.2009 18:45

МГИМОВ одном из самых престижных высших учебных заведений Москвы немецкие студенты учатся бок о бок с детьми миллионеров, которые носят Dolce&Gabbana и ездят на лимузинах. Тот, кто хочет найти здесь друзей, идет не в студенческую столовую, а в суши-бар. По-другому никак – кроме суши-бара, есть только кофе из автомата.

До сих пор советский дух никак не хочет выветриваться из коридоров и аудиторий. Обветшалый пол «под мрамор» и истертые деревянные откидные стулья были свидетелями времен, когда этот российский элитный вуз, МГИМО, был кузницей кадров в самом сердце Советского Союза. Но снаружи, на университетской парковке на элитном юге Москвы бок о бок теснятся шикарные лимузины.

Смотрясь в зеркало заднего вида собственного «мерседеса», Светлана подкрашивает губы ярко-красной помадой и поправляет платье от Dolce&Gabbana. Бросив взгляд на украшенные бриллиантами часы, молодая россиянка важно шествует к зданию МГИМО, попутно приветствуя поцелуями в щеку сокурсников, одетых в костюмы на заказ: «Доброе утро, Олежек». Он пропускает ее вперед через вертушку с двумя охранниками по бокам и, обутый в начищенные до блеска ботинки и с папкой в руке, следует за Светланой. Университет представляет собой здание повышенной безопасности с контролем документов и металлодетекторами. Тот, у кого нет электронного пропуска, остается за дверью. В здание может попасть только российская элита и вот уже два с половиной года – немецкие студенты.

Полевые исследования в пижонском университете

Катарина Хоффманн язвительно улыбается. И ее родной Свободный университет Берлина с момента вступления в силу квалификации учебных заведений в Германии входит в число элитных университетов. Он заключил с московским вузом партнерский договор. Однако ее джинсы, туфли на плоской подошве и рюкзак выдают ее с головой: эта немка – никакая не элита. У нее нет ни малейшего шанса стать «мисс МГИМО» и попасть на обложку глянцевого журнала МГИМО.

И тем не менее весь этот снобизм вокруг имеет для нее свою привлекательность. Семестр, проведенный в МГИМО, Катарина посвятит полевым исследованиям. Студентка хочет выяснить, «какой тип россиян в будущем будет определять внешнюю политику», ведь в МГИМО взращивается новая политическая и экономическая элита страны.

Результаты были отрезвляющими: на семинаре по этническим конфликтам и оборонной политике она должна была вызубрить информацию о том, какое число российских танков размещено в каких регионах. «Имперское самосознание не изменилось до сих пор», – говорит Катарина. И политические дискуссии с сокурсниками позволили ей взглянуть на политическую сферу России. «Открытой цензуры действительно не существует, но никто даже не обсуждает возможность критиковать власти».

В аудитории со шпионами

28-летняя Катарина, которая по роду своей будущей профессии планирует иметь дело преимущественно с российской политикой, хочет лучше понять эту страну. Этому очень способствовал элитный московский вуз, в котором неоднократно выступал и нынешний премьер-министр Владимир Путин.

Государственный институт до сих пор находится в подчинении Министерства иностранных дел РФ, с 1944 года советская власть растила здесь дипломатов и иностранных шпионов. В этом ничего не изменилось. Основной упор делается на мировую политику, международное право, экономические отношения, а также журналистику и иностранные языки. Языковая палитра состоит более чем из 50 языков – от немецкого с китайским до кхмерского.

Во времена холодной войны в МГИМО стекались студенты из всех государств соцлагеря, чтобы подготовить себя для службы за границей. Корочка этого вуза по сей день означает гарантированное получение работы в спецслужбах или при посольствах. Соответственно высока и плата за обучение: семестр стоит в среднем 7500-8000 евро. Мелочь для отпрысков олигархов, сидящих на рычагах в российских промышленных монстрах. Студенты, чьи родители не так богаты, могут получать государственную стипендию, имея хорошие оценки.

Сегодня никаких суши и тортиков: как выжить в самом дорогом городе мира

Студенты из Германии, приехавшие учиться в рамках партнерского соглашения, за обучение не платят. Восемь немецких студентов из Университета имени Гумбольдта, Свободного университета Берлина и университета Потсдама заканчивают в МГИМО курс по программе Doppel-Master, которая в 2006 году стартовала как начало германо-российского сотрудничества. Программа включает в себя учебу в иностранном вузе и практику; за два года студенты одновременно получают как российский, так и германские дипломы магистров.

Другой путь: в рамках программы German Studies Russia студент, заканчивающий вуз со степенью магистра, получает возможность некоторое время работать в кузнице российских кадров. Томас Кестер из Берлина два месяца преподавал там европейское экономическое право – «зарплаты хватало на жизнь в Москве». За 250 евро в месяц он нашел место в международном студенческом общежитии, съемная квартира обошлась бы втрое дороже.

Кофе из автомата вместо суши-бара

Катарина Хоффманн вынуждена как-то существовать без стипендии в самом дорогом городе Европы. В МГИМО она не может позволить себе пообедать в суши-баре или купить кусочек торта в дорогом кафе «Шоколадница». «Я налила себе в коридоре лучший в мире кофе из автомата, вместо того чтобы, нарядившись и накрасившись, без дела просиживать в кафе», – сквозь смех рассказывает она. Московские клубы по выходным – для нее тоже мероприятие недоступное в денежном плане, и все это мгновенно сделало Катарину «неинтересной для сокурсников».

Основанная берлинскими студентами сеть «Триалог» несколько раз в году организует проекты по обмену с вузами Восточной Европы от Польши до Сибири продолжительностью в одну неделю. Учеба 25-летнего Йоханнеса Клубы тоже началась с такого проекта «Триалога». Он второй семестр проходит обучение в государственном университете в Санкт-Петербурге. «Я больше не хочу уезжать», – говорит он: среди петербургских социологов студент из Магдебурга чувствует себя в своей тарелке.

В отличие от однокурсников, он, будучи «гостевым» студентом, может выбрать курс по своему желанию. «Научное руководство мне нравится, я обсуждаю свои интересы с доцентами», – говорит он. В славистике Йоханнес пропустил один год, так как старательно зубрил русский. И только теоретическую часть курса социологии он должен будет нагнать в Магдебурге.

Темные дни, белые ночи: учеба на российском севере

«Занятия здесь похожи скорее на школьные, много практики», – говорит он. Что ж, тем лучше он будет разбираться в российской культуре и искусстве: прямо напротив университета расположен Смольный институт. Здесь в 1917 году Ленин и его соратники провозгласили победу Октябрьской революции, и с того момента институт стал местом заседаний правительства. «В этом великолепном городе поражает количество музеев», – мечтательно говорит Клуба. Из Санкт-Петербурга можно попасть и на Балтику: выходные в Эстонии, следующие – в Финляндии, в Латвии или Литве. Из Петербурга на пароходе или поезде можно изъездить весь Балтийский регион.

А зимой, когда Нева покрывается льдом и днем бывает светло всего часа три? «Я себе представлял в связи с этим всякие ужасы», – говорит Клуба. При минус 15 в темное время суток он больше спал, чем сидел над учебниками, рассказывает он, а «когда весной в первый раз сквозь облака пробились лучи солнца, я был как будто ослеплен».

Тем больше наслаждения доставляют «белые ночи» в июне, когда в Санкт-Петербурге по-настоящему не темнеет вовсе. И тогда студенты после вечеринки могут светлой ночью прогуляться до общежития. Как говорит Клуба, ныне фанат России: «Такое не везде увидишь».

Симоне Шлиндвайн

Категории: Вертикаль| ступени

Метки: , , , ,