Высокий сезон низкой нефти
2014 без сомнения войдет в историю. Самый трагический (на данный момент) отрезок времени для современной Украины стал Ватерлоо для всех экспортеров углеводородов. Нефтяные цены устремились вниз и, пока, еще никто не может сказать хотя бы с 50 – тью процентной уверенностью, когда нефтяное пике завершится, и на каком этапе рынок будет сбалансирован.
Все ищут заговор и ответ мирового сообщества на геополитическое самоубийство Кремля. Ведь ни для кого не секрет, что Россия имеет два главных экспортных козыря – нефть и газ, наводняющих ее казну.
Но все немного сложнее и, в тоже время, намного проще. Крым и Донбасс лишь ускорили этот процесс. Обратный ход цен назревал давно и основное игроки уже готовились к неизбежному.
Почему же нефть стали валить?
Причин несколько:
1) Попытка шейхов заглушить развитие добычи сланцевой нефти. Ведь противостояние между Саудовской Аравией и США стало заметным еще в начале 2013 года, вследствие непродуманной политики Белого Дома на Ближнем Востоке. Череда цветных революций и возможная потеря политической и военной поддержки со стороны Вашингтона поставили под угрозу положения «пакта Куинси» и негласных договоренностей, достигнутых между саудитами и американцами после нефтяного эмбарго в 1973 году.
В 1945 году на борту крейсера «Куинси» было заключено соглашение между президентом США Франклином Рузвельтом и королем Абдель Азизом аль-Саудом, которое предполагало предоставление США прямого доступа к саудовской нефти и проведение Эр-Риядом дружественной Америке нефтяной политики в мире в обмен на гарантию американской защиты. Вероятно, союз, заключенный более полувека назад дал серьезную трещину.
Раздутые цены на нефть спровоцировали бурное развитие альтернативных источников нефтедобычи. США стали развивать сланцевые залежи, заставив нервничать саудитов. Короли ОПЕКа стали еще больше беспокоится, когда американские нефтяные компании превратились в экспортеров. «Сланцевый бум» добычи нефти и газа захлестнувший США в последнее десятилетие значительно уменьшил зависимость Штатов от арабской нефти. Соответственно, снизилась и необходимость в политической поддержке Вашингтоном шейхов, а содержание американского военного экспедиционного корпуса в условиях высоких цен на нефть становится политически и экономически нецелесообразным. Понимая этот факт, а также то, что усиление Ирана и Турции при поддержке России может существенно подорвать позиции Эр-Рияда в ближневосточном регионе, Саудовская Аравия решила прибегнуть к методам «эмбарго наоборот», когда снижение цены на нефть сделает нерентабельной реализацию дорогостоящих сланцевых проектов в США, а также непривлекательными инвестиции в альтернативных добытчиков с высокой себестоимостью. Это в свою очередь приведет к сохранению существующих позиций Саудовской Аравии на мировом рынке нефти, а, в среднесрочной перспективе их укреплению.
Приняв это за истину, гордые сыны Аравии приняли решение не препятствовать обвалу нефтяных прайсов. Они пытаются убить нескольких зайцев, но в стратегическом плане все равно проиграют. Так как добыча сланца имеет смысл только, когда нефть стоит выше 60$, то будут происходить ценовые качели. Обвал цен провоцирует добычу сланцевых ископаемых, в ответ страны-экспортеры увеличивают добычу и отпускают цены вниз. Это один вариант ралли. И поэтому с уже не удивляют следующие новости: североамериканская энергетическая компания WBH Energy, которая специализировалась на добыче сланцевой нефти и газа, в начале года заявила о своем банкротстве. Компания была вынуждена пойти на такие меры в связи с образовавшейся задолженностью в размере 50 млн долл США в результате долговременного падения цен на сырую нефть в последние месяцы. В свою очередь, аналитики агентства Reuters заявили, что Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) ожидает, что падение цен на нефть обанкротит американские компании, которые занимаются добычей нефти на шельфе, назвав происходящее «войной нервов». А еще хочется акцентировать на том факте, что объемы добычи не уменьшаются, а, значит, нефтеносные районы истощают свои запасы. Соединенные штаты остаются при своем – их нефть остается на их территории.
2) Санкции против России. Тут РФ сыграла на руку и Госдепу и ОПЕКу. Вторгшись в Крым и поставляя оружие и живую силу на восток Украины, наша соседка превратилась в обезьяну, достающую каштаны из огня для своих врагов. Она стала массовкой для чужой игры, ее ослабляют конкуренты. Для России наступает «Чудское побоище», где она выступает в роли тупого тарана, упершегося в скалу, на который будут потом давить со всех сторон. Ослабляется Россия – ослабляется Китай и поднимается гегемон. При таких ценах уже не выгодны новые разработки и строительство газопроводов, о которых так звучно рапортовали со всех телевизионных приемников. Ведь за нефтью в пропасть упадут и цены на голубое топливо. О российском апокалипсисе писать не буду, ведь и так понятно, что посадка будет очень жесткой.
3) Развитие альтернативных источников питания. Электромобили, пропаганда велосипедного спорта и пеших прогулок тоже внесла свою лепту в нисходящий тренд.
4) Войны. Война в Украине, Сирии, восставший ИГИЛ, уничтоженная Ливия, поправивший имидж Иран и всепожирающий Китай – картина не благоприятствует процветанию в этом регионе. Война часто, как не странно, стирает лишние десятки с биржевых индексов. Возможно, более тотальная нестабильность и вернет цену в прежний коридор, но это только предположения.
5) ФРС США полностью свернула QE3.
По итогам предпоследнего в 2014 г. заседания Федерального комитета по открытому рынку (Federal open market committee, FOMC), прошедшего 28-29 октября, было принято решение о полном прекращении покупок активов в рамках третьего раунда программы количественного смягчения (quantitative easing, QE3).
Вот это, я считаю, и есть основная причина как роста цен на нефть, так и их нынешнее падение. Выпущенные в свободный оборот платежные средства разогревали рынок, а как только деньги стали изыматься из оборота, цены поползли вниз, а курс доллара стал укрепляться.
В опубликованном тексте сопровождающего заявления по итогам сентябрьского заседания члены FOMC сохранили фразу о том, что ставки останутся на минимальном уровне «в течение длительного периода времени после завершения программы покупки активов»:
«Комитет считает, что с начала текущей программы покупки активов произошло существенное улучшение в состоянии рынка труда США. Более того, комитет также полагает, что экономика обладает достаточной динамикой для дальнейшего продвижения к максимальной занятости в контексте сохранения ценовой стабильности.
То, что эта программа сильно повлияла на цены видно из официальных цифр. Возьмем тучные нулевые: 2000 год — 28,3 2001 год — 24,4 2002 год — 25,0 2003 год — 28,9 2004 год — 38,3 2005 год — 54,4 2006 год — 65,4 2007 год — 72,7 2008 год — 97,7
Относительно резкий рост с 2005 по 2008. А мы помним, насколько дешевы тогда были деньги. Показательно, что такие же цены как в начале двух тысячных были и в начале восьмидесятых: 1982 год — 33,4 1983 год — 29,8 1984 год — 28,7 1985 год — 27,6. А потом провал — 1986 год — 14,4.
А вот цены уже после начала программы количественного смягчения: 2009 год — 61,9 2010 год — 79,6 2011 год — 111,0 2012 год — 121,4 2013 год — 108,8
Пузырь на лицо. К его исчезновению готовились. Вот, подтверждающая это, бизнес новость от марта 2013 года.
«Роснефть» завершила приобретение ТНК-BP 21 марта, купив доли российского консорциума AAR и британской BP. За акции AAR «Роснефть» заплатила 27,73 млрд долларов. Долю BP «Роснефть» купила за 16,65 млрд долларов и 12,84% своих бумаг. Сейчас это пакет стоил бы половину. Продавцы получили 200% прибыль. Продали актив на пике и ушли из нестабильной, разваливающейся территории.
Браво!
Молодцы!
Для финансирования приобретений «Роснефть» привлекла кредиты в зарубежных банках на 31 млрд долларов,заключила сделки предэкспортного финансирования на 10 млрд долларов с нефтетрейдерами Glencore и Vitol, а также разместила бонды на 3 млрд.
Еще раз молодцы!
В результате подписанных соглашений британская компания ВР стала крупнейшим частным акционером «Роснефти» с долей 19,75%. А «Роснефть» стала пятипроцентным акционером Бритиш Петролеум!
Объединенная компания в 2013 году добудет 206 млн т нефти и 47 млрд куб. м газа. Это почти в два раза больше, чем производство его ближайшего конкурента, американской ExxonMobil.
Сколько эта компания добудет в 2015 и сколько этот объем будет стоить?
Сколько будет длиться современный период низких цен на нефть?
Боюсь, что это будет достаточно долгий период – 3-5 лет. Цена будет колебаться в районе 35-50 долларов за баррель. Правда, в 2015 – 2016 годах может упасть еще ниже. Ведь один из основных экспортеров воюет и все сильнее втягивается в конфликт.
Если сравнить то, что происходит сейчас, с достоянием статистики, то для мира наступил 1990 год — год вторжение Ирака в Кувейт.
Два экспортера бросили ценовое одеяло на пол и лишь через 7 лет цены вернулись.
1989 год — 18,2
1990 год — 23,7
1991 год — 20,0
1992 год — 19,4
1993 год — 17,0
1994 год — 15,8
1995 год — 17,1
1996 год — 20,5
1997 год — 19,1
1998 год — 12,7
1999 год — 17,7
Но тут в свои права вступил азиатский кризис.
Кто выигрывает от низких цен на нефть?
Американские потребители и производители объемных машин. Цены на их рынке станут падать, они станут больше покупать, экспортеры станут больше продавать (на рынке США), бумаги американского казначейства подорожают, ну и т.д. Режиссеры и акционеры снова в плюсе
Что ждать Украине от этих геоэкономических щедрот?
Ничего хорошего. С нами может сыграть злую шутку противоречия между Европейским Союзом и США. Так уже было в истории.
С середины 70-х годов, в аккурат после энергокризиса вызванного нефтяным эмбарго, был отмечен довольно активный рост объемов торговли между СССР и странами Западной Европы. Объем советско-западногерманского товарооборота вырос в восемь раз. В 1984 году он достиг наивысшей точки — 7,5 млрд. руб., в 1985 году — 7,1 млрд. руб. Объем торговли между СССР и Францией, составлявший в 1970 году всего 413 млн. рублей, в начале 80-х годов уже достиг более 4 млрд. рублей. Такая ситуация крайне напоминает нынешний «санкционный прессинг» со стороны США и ЕС, который вызывает значительное недовольство в промышленных кругах Евросоюза и, прежде всего, в Германии, поскольку негативно отражается на объемах торговли между Россией и ведущими странами ЕС. В то время как показатели товарооборота между РФ и США неуклонно растут. Этот факт позволяет себе озвучивать и «вечный антагонист» Вашингтона Владимир Путин.
В случае, если ОПЕК добьется желаемого результата, ограничив влияние США на мировом энергетическом рынке, сценарий усиления европейско-российской кооперации 70-х годов прошлого вполне может быть повторен в ближайшие несколько лет. Для официального Киева это могут быть крайне плохие новости. В отличие от Украины, в странах ЕС экономические резоны превалируют над политической целесообразностью и, следовательно, давление промышленников ЕС на еврочиновников с требованием сокращения объемов санкций в отношении Москвы и выхода из-под американского протектората будет только расти, а заинтересованность Брюсселя в поддержке действующей в Украине власти пропорционально сокращаться. При этом лидеры ЕС вряд ли будут расстроены тем фактом, что внешнеполитической доктрине Вашингтона в части панамериканской экспансии на Восток будет нанесен сокрушительный удар, который и станет ничем иным, как бумерангом, запущенным обиженными союзниками с Аравийского полуострова.
В любом случае и волею судьбы мы находимся в эпицентре геополитического пожара. И в нем мы топливо, расходный материал, а греются в языках пламени совсем другие люди. Это не наша игра и уже поэтому, мы ее проигрываем. Шансы тают, но я верю в лучшее. Лишь бы голые эмоции ушли с политической повестки, уступив место расчету и правильному напору, а тогда можно рассчитывать на дивиденды. Именно так создаются состояния и бренды. А с этим у нас большие проблемы.