БРИКС-банк и БРИКС-валюты. Создание второго валютного эшелона
Возможно, саммит стран БРИКС, прошедший в Дели 29 марта, войдет в историю мировой финансовой системы. Ведь кроме внешнеполитической болтовни, наконец то, страны скрывающееся под этой аббревиатурой стали принимать реальные решения. А уже эти решения начинают влиять на остальной мир.
Конкретным и значимым итогом саммита стало пятистороннее «Генеральное соглашение об общем порядке открытия кредитных линий в национальных валютах БРИКС». Стороны планировали подписать его еще год назад на саммите в китайской Санье — в свое время с этой инициативой выступил советник премьера Индии по национальной безопасности Шившанкар Менон.
Теперь документ подписан российским «Внешэкономбанком», Банком развития Китая, Экспортно-импортным банком Индии, Национальным банком социально-экономического развития Бразилии и Банком развития Южной Африки. Банки «пятерки» смогут финансировать друг друга и совместные проекты в национальных валютах, что позволит странам БРИКС продвинуться в укреплении статуса своих валют.
«Это, безусловно, будет способствовать расширению торговли, росту инвестиций, ускорению процедур, в том числе содействовать превращению национальных валют в валюты региональных расчетов. Для нас это важно и в контексте создания в Москве международного финансового центра», – рассказал журналистам глава Внешэкономбанка Владимир Дмитриев. Сегодня Россия использует нацвалюту при торговле с Китаем; кроме того, на российской и шанхайской валютных площадках торгуется пара рубль/юань.
И, с недавних пор, Украина также стала очень заинтересованной в российской валюте. Напомним, что газовый контракт теперь оплачивается в российских рублях. Рынок региональных валют постепенно расширяется.
Эти шаги все отчетливее раскрывают рождающийся мировой потенциал региональных валют и валютных союзов.
А вот продвинуться в реализации предложенной Индией идеи по созданию Банка развития БРИКС на саммите не удалось. Это и понятно, такие дела сразу не делаются. Необходима огромная предварительная работа специалистов, а уже затем подписание деклараций.
Стороны лишь согласились, что его появление «дополнило бы уже прилагаемые усилия международных и региональных финансовых институтов, нацеленные на глобальный рост и развитие».
Глобус начинает делиться на Новый и Старый финансовый свет. Точнее появляется второй валютный и финансовый эшелон, который сможет стать реальной альтернативой существующим финансово-валютным гегемонам.
Валюты пяти стран, с этого момента попадают в жадное око финансового трейдера, как не просто тихая гавань, а как пятерка валют с огромным потенциалом роста. Отличное поле для валютных спекуляций.
Будьте бдительны!
У России, Бразилии, Индии, ЮАР и Китая много общего:
Во-первых, огромный потенциал роста внутреннего рынка.
Во-вторых, огромный человеческий потенциал.
В-третьих, значительные золотовалютные резервы. Номинированные в долларах и евро.
В-четвертых, огромные минеральные и топливные ресурсы. Нефть, газ, золото и т.п. вечные «голубые фишки».
В-пятых, тяжелая и наукоемкая промышленность.
В-шестых, страны БРИКС, относительно быстро преодолели глобальный экономический кризис.
В-седьмых, они находятся на четырех континентах.
И кроме всего этого – огромные амбиции. А это всегда с легкостью перекрывает любые шероховатости системы.
Последнее время стало модно дискутировать на тему, насколько жизнеспособен союз столь разных по менталитету и геополитическим устремлениям стран. Например, уважаемый экономист Нуриэль Рубини говорит, что России вообще не место в этом политическом клубе. Он считает, что сей «кирпичик» пострадал от кризиса больше всех из-за сильной сырьевой зависимости и совсем не годится на роль локомотива мировой экономики.
Более деликатно выразился редактор дипломатического раздела The Times Роджер Бойз в статье по поводу саммита БРИКС в Дели. Он тоже считает, что Россию следует попросить к выходу из БРИКС, но при этом предложив ей альтернативу – место партнера в ЕС, готового признать свои европейские корни и принять европейские ценности. Бойз считает, что именно коварные русские пытаются разработать некий особый дух, толкающий «этот клуб» к соперничеству с США и промышленно-развитыми странами G7.
Так отчего же не дает покоя мысль, что вся эта прекрасная дружба рискует не выдержать проверки временем? Да потому, что кризис рано или поздно закончится, и тогда участники союза вспомнят о том, что разногласий между ними намного больше, чем точек соприкосновения. Китай упорно возражает против предоставления Индии постоянного места в Совбезе ООН, между этими странами существует давний спор о границах и еще по целому ряду вопросов. Кстати, у Индии, Бразилии и ЮАР уже имеется собственное объединение (IBSA), в рамках которого они координируют свои позиции по крупным дипломатическим вопросам.
Кстати, и российско-китайские отношения тоже нельзя назвать безоблачными. Уж сколько лет ведутся переговоры о ценах на импорт природного газа из России в Китай… Только время, как водится, покажет, насколько искренни нынешние заявления руководителей стран, входящих в БРИКС.
«БРИКС стала важной движущей силой мировой торговли, мировой экономики. По оценкам МВФ, на нашу долю придется более половины глобального экономического роста к 2015 году – 56%», – заявила президент Бразилии Дилма Руссефф. «На долю БРИКС приходится 40% мирового населения, 20% мировой экономики и 15% мировой торговли. Если мы будем, как и прежде, сохранять рост своих экономик, то это само по себе будет существенным вкладом в развитие мировой экономики», – напомнил председатель КНР Ху Цзинь Тао.
Главной угрозой тут с первого же взгляда видится отдельная валютная клиринговая система и компенсационные транзакции. Страны БРИКС, не сразу, а в дальнейшем, станут сами определять курсы своих валют и валют других государств, на основе реальных макроэкономических показателей. На первом этапе все же новый банк Развития ставит своей целью кредитование развивающихся экономик своих стран. Это тоже весьма неприятно для доллара и евро. Их просто начинают выбрасывать из оборота. В результате сжимается валютное пространство и выведенные из оборота доллары должны будут осесть в недрах ФРС. Событие это весьма неприятное для финансовой системы США, так как выведенные из оборота деньги нужно будет куда-то вкладывать. А рынок будет все враждебнее выталкивать на финансовую обочину сегодняшнего валютного фаворита. Понятно, на это нужно время, но тенденция уже на лицо. Эти страны уже спокойно смогут обходиться без американской валюты.
Так как в финансовом бизнесе люди обходятся без сантиментов, то никто бы и глазом не моргнул, если бы не последствия. Они могут быть просто ужасными. У нового банка может появиться реальный инструмент влияния на экономику США, которая сдувшись без востребованных нынче кредитов, сразу уступит пальму первенства китайской экономике. Но это так сказать меньшее из зол. Гораздо большим злом для старых экономик окажется то, что Банк Развития БРИКС, будет в состоянии сам вырабатывать финансовый продукт и оценивать существующие в параллельных системах валюты. Угроза доллару и евро очень высока, а угроза британскому фунту просто катастрофическая. Британии срочно придется запустить в оборот евро на основе равного хождения двух валют, иначе британскую корону ждет неминуемая и очень скорая финансовая катастрофа.
Разумеется, эти изменения несут с собой большие риски для мира, старые экономики не согласятся так просто сдать свои позиции.
Ценность доллара и других свободно-конвертируемых валют, будут оценивать не только США, ЕС, Великобритания и Япония, но и новый банк Развития БРИКС. В таких условиях возможность манипулирования валютными курсами значительно уменьшиться. Так же, США и ЕС не смогут больше вводить санкции подобные санкциям против Ирана и ранее Ливии. Теперь альтернатива их клиринговой системе даст возможность выбора.
Активы нового банка могут быть сформированы за счет валютных резервов стран БРИКС и к моменту создания легко могут достигнуть 3-х или даже 5-ти триллионов долларов. По мере функционирования банка, твердые валюты в которых сегодня номинированы золотовалютные резервы развивающихся стран будут «вымыты» из оборота и заменятся на собственные валюты, что придаст им особенную устойчивость. Символично, что новое финансовое образование закладывается в годы жесточайшего кризиса.
Ведь кризис, как известно, это и «бездна» и «бездна возможностей».
Однако далеко не всем такое развитие событий по душе. В Вашингтоне и Брюсселе смотрят на эту идею с нескрываемым раздражением. Впервые создается финансовая структура развивающихся экономик неподконтрольная нынешним «хозяевам жизни» на планете Земля.
На первом этапе это всего лишь только опасения, но в дальнейшем при полноценном функционировании это может стать смертельным оружием против западных финансовых институтов вроде МВФ и Всемирного Банка.
Поэтому стоит ждать незамедлительной реакции старого валютного мира. К слову, коридор влияния которого, постоянно ссужается. Уже вслух произносят смертельный приговор Испании и Португалии. Не за горами дефолт какой-нибудь страны из большой двадцатки.
Все эти процессы лишь ускорят перетекание финансовой власти на окраины. И решения на Делийском саммите, только первый, но решительный шаг.
Стоит серьезно почистить и пересмотреть свою валютную корзину и свои финансовые предпочтения. Мир начинает меняться.