Российский парламент — самый богатый в мире
В этом году Россия заняла второе место в мире по числу миллиардеров, однако, когда речь заходит о богачах в госструктурах, бывший Советский Союз однозначно выходит на первое место.
Нынче в парламенте страны заседает 12 миллиардеров, и их общее состояние достигает 41 млрд долларов. Они работают бок о бок с менее состоятельными законодателями, капиталы которых измеряются всего-навсего сотнями миллионов.
Российские миллиардеры не ограничиваются местами в законодательном собрании – в исполнительной власти России, по меньшей мере, один миллиардер-губернатор, да и мэр Москвы женат на миллиардерше.
На верхушке этой группы – 42-летний Сулейман Керимов, член Совета Федерации. Молодой и напористый, этот магнат фондового рынка (его состояние ошеломляет: 17,5 млрд) восемь лет проработал в нижней палате парламента, пока Владимир Путин не объявил, что больше не хочет видеть миллиардеров в Думе. Также были опасения, что его состояние привлечет внимание налоговых властей – и может спровоцировать скандал.
За ним следует 41-летний Глеб Фетисов. Он попал в парламент с состоянием в 3,9 млрд долларов в 2005 году. Он заработал состояние в империи «Альфа-Групп» и сейчас связан с телекоммуникационной холдинговой компанией «Альфы» – Altimo. Как депутат, он боролся за менее суровое государственное регулирование в отношении крупного бизнеса и считался одной из ключевых фигур, с помощью которых «Альфа-Групп» лоббировала федеральное правительство, пока в недавнем прошлом в его отношениях с «Альфой» не наступило ухудшение.
Среди других – 45-летний Сергей Пугачев, бывший банкир с состоянием 2 млрд, 52-летний Фаркад Ахмедов, смелый и откровенный основатель «Нортгаза» с состоянием в 1,4 млрд долларов; и 41-летний Дмитрий Ананьев, который заработал свои 2,3 млрд долларов на продаже ERP-систем. Список можно продолжить.
Конечно, сочетание богатства и политической власти старо, как сам институт государственного управления. Однако масштаб богатства в правящих структурах России не имеет аналогов на Земле. Эти люди, в основном предприниматели, зачастую клянутся, что их мотивы альтруистичны, однако важнейшим фактором, скорее всего, является личная выгода, которую они получают за счет близости к центру власти. Большинство из них связаны с партией Владимира Путина «Единая Россия» – которую некоторые политологи сравнивают со старой Коммунистической партии: членство в ней дает много привилегий.
Законодательный орган России похож на британский парламент: в нем есть нижняя и верхняя палаты. В нижней палате, Госдуме, 450 мест, и они распределяются пропорционально между партиями, получившими на выборах более 7% голосов. В верхней палате, Совете Федерации, заседают 168 сенаторов, которые назначаются губернаторами и местными законодательными органами каждого из 84 регионов.
Эта система, особенно в верхней палате, позволяет губернаторам назначать для представления их регионов своих друзей и союзников. Система удобна и в общем-то полезна и для местных избирателей: от сенаторов верхней палаты ждут, что они обеспечать для региона приток из федеральных налоговых доходов. Также предполагается, что они будут лоббировать интересы местного бизнеса.
Однако для сенаторов и для региона это действительно беспроигрышная система. «Если большой человек представляет маленький регион, даже небольшая часть его состояния хороша для региона, – отмечает Николай Петров, научный сотрудник Центра Карнеги в Москве. – Эти люди получают определенное положение и уважение, что облегчает взаимодействие с властями на определенном уровне. Это помогает их собственному бизнесу».
Некоторые депутаты нижней палаты были переведены в верхнюю, потому что их посчитали слишком богатыми – что могло спровоцировать противоречия. Недавно Владимир Путин выступил с суждениями, что миллиардерам не место в Думе, и поэтому в нынешнем году туда не вернулся инвестор «Газпрома» и «Аэрофлота» Александр Лебедев (с состоянием 3 млрд).
Сенаторы также могут перемещаться между регионами. «Рейдер» Сергей Гордеев – просто богатый человек, не миллиардер – по сообщениям, не нашел общего языка с маленьким Усть-Ордынским Бурятским автономным округом (который, кстати, был объединен с соседним регионом); теперь от сенатор от Перми.
Еще больше осложняет дело то, что российский закон запрещает законодателям (как и любому правительственному чиновнику) заниматься бизнесом. Так как же получается, что в нашем списке так много миллиардеров-законодателей? Многие обходят закон, «переписывая» доли в своих компаниях на друзей и родственников или «отдавая» их – по крайней мере, на бумаге.
Все это может звучать довольно странно, однако сделайте скидку на то, что в царское время, когда правительственная служба была уделом аристократии, у новых богачей не было шанса получить правительственные посты. Сегодня правительство открыто для всех – хотя собственный капитал в несколько сотен миллионов долларов, конечно же, не повредит.
© Forbes, Хейди Браун