Хорватская удавка
Джентельмен может иметь единственный костюм, но при этом у него должна быть дюжина галстуков. (английская пословица).
Сегодня «АКТИВ» начнет рассматривать историю материальных вещей, которые так прочно вошли в наше восприятие мира, что мы уже их даже не замечаем. Они неотъемлемая часть картины под названием ВЛАСТЬ. Они тона и полутона, которые меняют настроение и отношение к художнику. Но они не меняют основу. Эта часть очень бросается в глаза, особенно, если она неправильно подобрана. История шейного платка, который стал галстуком, в сегодняшней модной страничке журнала.
Слово «галстук» пришло в русский язык из немецкого при реформаторе Петре I (Наls — шея, Тuсh — платок). Он не всегда был чисто декоративной деталью туалета. Еще в древнем Китае воины обвязывали шею куском материи, чтобы уберечься от холода и ветра. В 1974 году археологи обнаружили монументальное захоронение, относящееся к временам правления китайского императора Цинь Шихуанди (260-209 г.г. до н. э.). В гробнице были найдены 7500 фигурок воинов из терракоты с повязками на шее. До этой находки изобретателями галстука считались римские легионеры, носившие так называемые «фокале». Их изображения сохранились на колонне императора Траяна, воздвигнутой в честь его побед в 113 году н. э. На барельефах колонны, опоясывающих ее спиральной лентой, можно насчитать 2500 фигур римских воинов в доспехах. На шее у большинства из них — завязанные узлом платки.
После распада Римской империи средневековые племена нынешней Румынии унаследовали вместе с именем и языком Рима и обычаи, один из которых — шейные платки. Оттуда мода на шейные платки перешла в Кроатию (нынешняя Хорватия), чей ударный полк в честь празднования победы над турками во времена Тридцатилетней войны (1618-1648 гг.), приехал в Париж.
«Лувуа, что это за странные платки повязаны на шеях у этих всадников? Они мне понравились. Позаботься, чтобы завтра же у меня была дюжина таких же платков». Эти слова были сказаны в 1663 году, на заре абсолютизма. Строится Версаль, огромный пышный дворец к юго-западу от Парижа. Во главе Франции, вышедшей из тридцатилетней войны и явно окрепшей, стоит 25-летний Людовик XIV. Он приходит в восхищение, когда мимо дефилирует хорватский конный полк, в котором у каждого солдата на шее повязан цветной платок.
Доподлинно неизвестно, действительно ли Людовик XIV поручил Франсуа Мишелю Ле Телье, маркизу де Лувуа — будущему министру обороны Франции, достать ему несколько таких шейных платков. Но известно, что в это время родилось современное немецкое название галстуков: хорват по-немецки — «кроате», а галстук — «кравате». Это были дорогие платки из венецианских или фламандских кружев.
Людовика так восхитили шейные платки хорватских всадников, что он тут же назначил себе личного «галстучного» — «краватье», в обязанности которого вменялась исключительно забота о королевских шейных украшениях. Но, не удовлетворившись только этим, «король-солнце» сделал галстук знаком принадлежности к дворянству, а себя самого провозгласил родоначальником современной моды на галстуки. А затем не обошлось еще и без известной прелестной герцогини Луизы де Лавальер — одной из фавориток короля. Она не только развлекалась с его величеством, но и придумала завязывать его галстук совершенно по-особому, в форме бабочки. Так возник бант «Лавальер», который в самых разных вариациях не вышел из моды до сегодняшнего дня.
И вновь военные события повлияли на трансформацию шейного платка: в 1692 году в ходе войны за испанский трон армию Людовика XIV, расположившуюся под бельгийской деревней Стейнкерк, внезапно атаковал полк англичан. Французским офицерам, застигнутым врасплох, некогда было завязывать шейные платки по всем правилам военной моды. Они просто намотали их на шею, завязав концы простым узлом и заткнув их в петлицу мундира. Так родился стиль «стейнкерк». Стейнкерки носили и мужчины и женщины.
Примерно 100 лет спустя началась следующая важная глава в истории галстуков. Летели отрубленные головы, а вместе с ними Французская революция срезала и некоторые старомодные галстучные узлы. «Лавальер» исчез. Тогдашние модники носили огромные крахмальные платки из муслина, которые обматывали вокруг шеи несколько раз. Французы носили широкие платки из белой материи. Революционеры как всегда отличились в знак протеста против белых платков стали носить черный галстук («черный, как проклятье»). При этом подбородок невольно был вздернут, что придавало обладателю платка франтовато-надменный вид. Во Франции эти огромные платки называли «энкруаябль», что значит «невероятный», а в Англии увлечение ими прозвали «скатертной модой». Чтобы носить энкруаябль, требовалась определенная сноровка. В Париже были даже популярны частные уроки, на которых обучали искусству повязывать и носить эти платки.
К «скатертной моде» восходит также появившийся в конце XIX века галстук «пластрон». Это была довольно широкая повязка, которую обматывали вокруг шеи один или два раза, концы завязывали на груди и скрепляли булавкой. Название «пластрон» взято из французского языка и означает «нагрудник фехтовальщика». Его также называли «аскот» по месту в Англии, где проводились известные скачки по имени знаменитого ипподрома вблизи города Виндзор. «Пластрон» или «аскот», до сих пор иногда надевают с жакетом на официальные приемы.
Очень сложным был способ завязывания галстука в первой половине XIX века. Возникло даже несколько «учебников» по искусству завязывания галстука. Автором одного их них был Бальзак. Чем сдержанней становилась мужская мода XIX века, тем все больше внимания уделялось галстукам, одному из последних украшений в мужском туалете. Он представлял собой косую полосу ткани или сложенный платок. В выборе галстука и способе его завязывания, как единодушно заявляли составители этих «учебников», должны были проявиться индивидуальность и стиль мужчины. Галстук гения, согласно этой теории, должен был бы иметь «гениальный» размах, а заурядного человека можно было бы сразу распознать по форме галстука без фантазии.
Шейный платок стал культовым аксессуаром к 1830 году. Разные способы завязывания шейного платка получали самые фантастические названия: «а ля Байрон», «Примо темпо», «по-ирландски», «по-восточному» и т.д.
70-е годы XIX века — время появления готовых галстуков. Это галстуки — самовязы, повязывающиеся узлом, и пластроны — широкие галстуки со складками. В последней трети XIX века из висящих концов шейного платка возникает, наконец, галстук в современном виде, который остается неприкосновенным в мужской моде и сегодня. Современный тип длинного, завязанного спереди галстука вошел в моду около 1860 года, когда на смену стоячему воротнику пришел отложной. В Англии такой галстук начали носить аристократы, участвовавшие в конных состязаниях. Поэтому он получил название «фор-ин-хэнд», что значит «экипаж, запряженный четверкой лошадей». Во Франции подобный галстук был известен под именем «регата» и, видимо, был популярен в яхт-клубах. Интересна история изобретения галстука «регата». Считается, что один молодой спортсмен, не имея большого запаса времени для возни с галстуком, разрезал его сзади, а затем пришил к нему петельку и пуговку, чтобы одеть снова. Новый фасон галстука прижился, и сейчас такие галстуки являются неотъемлемой частью форменной одежды. Сегодня узел «фор-ин-хэнд» называют также простым узлом. К концу девятнадцатого века вводятся в моду зажимы для галстуков.
В начале двадцатого века все еще продолжали править продольные галстуки. Поперечные галстуки (которые мы сейчас и носим) считались признаком артистической натуры. Но вошли они в моду после успеха пьесы «Мадам Баттерфляй», первый режиссер который потребовал от актеров одеть на премьеру в Лондоне поперечные галстуки. В конце концов, в 1924 году всем вариантом шейных платков и шарфов было сказано окончательное «нет»: американский предприниматель Джесси Лангсдорф запатентовал свой «идеальный галстук». Такой галстук шился — и шьется до сих пор — из трех частей, скроенных по косой. Следствием этого патента стало повсеместное вытеснение поперечных галстуков и стандартизация длинных галстуков в полоску, косую клетку или «пей-слейз». Эти рисунки стали основой для английских клубных и колледж-галстуков, позволяющих своим обладателям таким простым способом сообщать об их принадлежности. В прошлом веке дизайн галстука много раз менялся. В 60-е годы были популярны узкие кожаные и вязаные галстуки, в 70-е годы бал правили буйные краски широких галстуков.
Если еще в середине двадцатого века направление в моде создавали такие мужчины, как Фред Астер или герцог Виндзорский, подаривший имя «виндзорскому узлу», нося галстуки в точечку к рубашкам в цветную полоску или наоборот, то сегодня этим занимаются дизайнеры, создающие для галстуков ткани и рисунки. Мы знаем, что галстук является единственной выразительной деталью мужского туалета, позволяющей демонстрировать индивидуальный стиль. Как точно выразился однажды Оноре де Бальзак: «Мужчина стоит того же, что и его галстук, — это он сам, им он прикрывает свою сущность, в нем проявляется его дух».
Вот 25 ситуаций, в которых НЕЛЬЗЯ обойтись без галстука:
• Быть правильно похороненным
• Вызвать доверие в банке
• Понравиться работодателю на первом интервью
• Посетить стрип-клуб и позволить барышне игриво потянуть за ваш фаллический символ (галстук, разумеется! А вы что подумали?)
• Пройти инаугурацию в президенты
• Попасть в лучшие бары Стокгольма (!)
• Стать хорошо зарабатывающим доктором
• Стать известным адвокатом
• Стать популярным и дорогостоящим архитектором
• Стать хоть сколько-нибудь зарабатывающим продавцом галстуков
• Стать барменом в закрытом клубе для джентльменов
• Позволить надрать себе задницу в драке (в крайнем случае, примут за интеллигента)
• Быть директором казино
• Влиться в гангстерский клан Нью-Йорка (наша мафия более демократична)
• Стать ведущим теленовостей
• Оставить себе хоть что-нибудь после завершения дела о разводе
• Питать какую-либо надежду в комиссии по банкротству
• Увидеть глаза женщины в тот момент, когда она повязывает галстук на вашу шею
• Жениться
• Быть секретным агентом
• Быть продавцом автомобилей, чтобы при этом вас не принимали за игрока в гольф с соседней лужайки
• Получить работу в качестве водителя лимузина
• Быть пилотом авиалайнера
• Присутствовать на церемонии вручения Оскара
• Попасть в знаменитую Радужную комнату на 69 этаже Рокфеллер-центра, откуда открывается тот самый вид на Эмпайр Стейт Билдинг и Манхеттен, заснятый в фильме «Неспящие в Сиэттле» (не переживайте, вид все равно уже безнадежно испорчен).
Категории: Экстерьер| фейс контроль