Пол Кругман: стабильная рыночная экономика — миф
Пол Кругман – нобелевский лауреат по экономике и один из немногих пророков грядущего апокалипсиса в середине нулевых, сегодня еще более актуален.
Смелые оценки и выпады у него пересекаются с простой житейской мудростью и оптимизмом. Эти мысли он озвучил еще в сентябре 2011 года, находясь на Ялтинской Европейской Стратегии. Актуальны они и теперь и Aktiv.com.ua сделал специально для своих читателей выжимку из самых интересных, на наш взгляд, оценок нынешней мировой экономической ситуации.
Итак, начнем
Демократия – большой предмет, а я экономист, и предпочитаю говорить о предметах маленьких. Но, в принципе, я не против. В данный момент, мы переживаем второй самый большой экономический кризис в нашем столетии. Ничего подобного не было с тридцатых годов. На протяжении последних двух десятилетий мы плыли по течению, не заглядывая вперед, и поэтому экономический кризис ударил еще сильнее, чем ожидалось. Наступил период конца времен, как у Фукуямы.
Все ожидали, что мир не измениться, как все работало в последнее время, так и будет работать и дальше. Что это наиболее логичный и правильный вариант рыночной экономики и он будет не изменен и постоянен. Эта модель действовала в США, Европе, Японии. Все расслабились, думая о вечном празднике свободной экономики.
Я был одним из немногих, которые считали, что это не правильно и расслабление смерти подобно. Экономическая модель никогда не бывает стабильной, случиться может всякое, и надо быть ко всему готовым. Похожее состояние было перед Великой депрессией, и она случилась. На первый взгляд, как будто, абсолютно неожиданно.
Как я и предсказывал, когда-нибудь, где-нибудь, похожий кризис должен был повториться. Но я так же был убежден, что следующий финансовый кризис не будет похожим на предыдущий. Не будет переигрывания тридцатых годов, а будет в корне отличаться.
В тридцатые, банки и экономисты просто не досмотрели за экономикой, и весь кризис получился и произошел как результат влияния человеческого фактора. Я думал, что сейчас будет что-то другое, непохожее. Ведь, казалось, уроки Великой депрессии выучены на зубок и все понимают, что за экономикой нужно следить и нельзя пускать все на самотек. Экономика довольно неустойчивая вещь, и если ей не заниматься, то вся надстройка завалиться. Здесь я не открою глубокую истину, но экономика действует по физическим и социальным законам. Ведь вы все знаете: «Нет контроля – нет стабильности!»
Теперь, когда острая фаза кризиса прошла, мне стало очевидно, что все страны, вошедшие в кризис, должны были уменьшить свою внутреннюю и внешнюю задолженность. Но этого не произошло. Никто так и не смог совершить экономическое «чудо». Долг должен был быть не больше 25% от ВВП, вместо нынешних 70-80%. В этом случае все бы чувствовали себя намного лучше и восстанавливались намного быстрее. Реанимация экономики происходила бы более успешно. В основном у всех еще остался выбор, но существует несколько стран, которые настолько залезли в долги, что у них выбора уже не осталось. Я имею виду Грецию. У нее уже нет возможностей совершать шаги как вправо, так и влево. Слава Богу, что такая ситуация редко встречается, но она очень опасна, и в данной ситуации большинство экономических правил никому не подходят для решения существующих проблем.
— Мистер Пол, как вы считаете причина экономического кризиса политическая или экономическая, ведь когда все начали валиться, то правительство США полностью проигнорировало начало этого коллапса. Но как только начал валиться Goldman Sachs (а, как известно, его руководство в хороших отношениях с Белым домом, спонсировало многих конгрессменов и усиленно участвовали в выборах), то помочь пришла к ним очень быстро? —
Разрешите мне сказать пару слов о американской нации. Мы сильно облажались, но и в Европе произошло тоже самое. Деталями, произошедшее отличается, но в принципе, кризис везде имеет одинаковую основу и очень сравним по степени и силе.
Америка — страна, где демократия существует на бумаге, а на практике это олигархия. Это реальность и правда. И все решения принимаются исключительно по этой правде и реальности. Единственная разница, это в какой степени, олигархия вмешивается в демократию.
Если брать администрацию Барака Обамы, то в ней очень мало открытой коррупции. И скрытой коррупции тоже очень мало. Но их проблема в том, что они ошибочно считают, если человек богат, то он знает все ответы. Они идут за ответами к богатым, а это не всегда правильно. Итак, как Wall Street имела очень большое влияние на формирование списков президентской администрации и на всю экономику США, то даже, несмотря на то, что по ее вине завалилось все экономическое пространство, администрация нынешнего президента США, на автомате, продолжает слушать советы от аналитиков и завсегдатаев Wall Street.
Это и есть главная проблема всего мира.