Перспективы нарастания социальной активности в Украине (продолжение)

Администратор | 31.10.2010 15:33

Социальная сетьАртель

Если судить по евангельским историям, то обращение при проповеди нового учения к профессиональным объединениям было довольно эффективным: обсуждения завязывались во время обеда с мытарями, а из артели рыбаков выходили в итоге апостолы. Профессиональные объединения вообще играли важную роль в развитии общества. Довольно будет вспомнить и средневековые цеховые объединения, и формирование профессиональных союзов в период взросления капитализма.

Парадоксально, но вот в современной Украине роль объединений работников, служащих, бизнесменов крайне невелика. В Украине, по данным Госкомстата, около 140 профессиональных союзов и примерно 560 общественных организаций профессиональной направленности. С учетом научно-технических и творческих объединений, различных саморегулирующихся организаций, и даже торгово-промышленных палат, в которых участвовать могут и частные предприниматели, выйдет около тысячи общественных структур, созданных на основе профессиональной общности их участников.

Для такой страны как Украина, совсем мало. Во всяком случае, в странах с развитой рыночной экономикой схожих объединений на порядок больше, из расчета на число работающих или участвующих в бизнесе.

Однако все же стоит ожидать определенной активизации «снизу» и в этом направлении. Во-первых, должен сказаться кризис. С одной стороны, попытки организовать бизнес, прежде всего малый бизнес на протесты в конце 2008 – начале 2009 года были безуспешны, уж слишком разрозненным был бизнес. Хотя, в любом случае, кризис обострил многие проблемы бизнеса, постепенно приходит понимание, что решать их надо сообща. Также, с другой стороны, как раз в результате кризиса станет ясно, кто в бизнесе чего стоит, да и вообще, кто выживет. Соответственно, уже скоро станет ясно, кому с кем и ради чего стоит объединяться.

Вполне вероятно, что стимулом к объединению станет новый Налоговый кодекс, который задевает интересы значительной части бизнеса, прежде всего, малого. Пока что протесты по отдельным положениям кодекса носили локальный и часто отраслевой характер. Однако нельзя исключать, что после принятия этого кодекса по стране пройдет более масштабная волна протестов, которые и станут точками кристаллизации новых социальных доменов в бизнес-сообществе.

Кстати, бюрократии игнорировать малый бизнес будет все сложнее. Ведь уже сейчас на малых предприятиях работает 2,2 млн. человек, а с учетом частных предпринимателей (а их около 4 млн.!), различных занятых работников, в малый бизнес вовлечено более 6,3 млн. человек. Это 30% рабочей силы по стране. Для сравнения – в госуправлении, при всей раздутости штатов, занято чуть более 1 млн. (из которых профессиональная бюрократия, как указывалась выше, до 0,4 млн.). Так кого больше и кто кого кормит?

Что ж касается работников крупных компаний, то формально они как бы уже объединены – в профсоюзы. Однако пока что роль профсоюзов довольно низка, часто они просто прислуживают или политическим силам (если работают на общеукраинском уровне), либо корпорациям (если созданы при той или иной компании). Однако уже сейчас проявляются признаки того, что профсоюзный status quo будет нарушен и в течение ближайших лет их роль может возрасти. Кроме того, вполне объективно проведение земельной реформы окончательно сформирует на селе класс наемных работников, соответственно и с их стороны возникнет спрос на различные объединения.

Наконец, сам бизнес, в различных отраслевых направлениях, сможет отнять у бюрократии часть полномочий по мере введения в силу законодательства по саморегулирующимся организациям (СРО) бизнеса. Хотя вариантов законопроектов про СРО несколько, в любом случае в ближайшем будущем произойдет определенная дерегуляция бизнеса, а различные СРО также станут точками кристаллизации выражения бизнес-интересов.

Таким образом, уже через несколько лет роль объединений любого уровня по различным профессиональным или отраслевым направлениям значительно усилится и с ними придется считаться. Это может стать еще одним важным фактором формирования реального гражданского общества.

Колодец

Издревле колодец был местом, где собирались люди уж никак не связанные между собой, в том числе разных профессиональных, религиозных, этнических групп, о чем, к примеру, говорит евангельская история о встрече с самаритянкой у колодца. Колодец – то место в селе, а еще недавно и в городе, где происходит общение самых разных людей. Но времена меняются, мир глобализируется. Возникает некая глобальная деревня. Кстати, сам термин «глобальная деревня» (global village) был введен в оборот исследователем Маршаллом Маклюэном (Marshall McLuhan) в 1962-1964 гг., еще до возникновения Интернета, с которым он сейчас ассоциируется в первую очередь.

Действительно, за прошедшие полвека современные средства связи сделали свое дело: в информационном плане земной шар сжался до размеров деревни. Более того, новые среды коммуникаций приводят к возникновению новых сообществ, которые из виртуальных подчас перерастают в реальные. Особую роль в их формировании играет общение в блогах, чатах и на форумах. Определение вовлеченности в такие инструменты позволяет понять, сколь велика действительно активная часть пользователей Интернет, отделив зерна web 2.0 от плевел простого веб-серфинга.

Например, последние исследования довольно высоко оценивают проникновение Интернета в жизнь украинского общества. Так, оценка второй половины 2010 года, озвученная Украинской ассоциацией Интернет-рекламы (исследования Gemius и , оценивает число пользователей Интернет до 12 млн. человек для всех жителей Украины старше 16 лет. Причем активный рост аудитории продолжается, 24% (август-2010 к августу-2009). Более ранние исследования, на конец 2009 года (от InMind) оценивали Интернет-аудиторию Украины в 10,4 млн. чел. (от 15 лет), со схожими темпами роста.

Таким образом, можно утверждать, что, в той или иной мере, Интернетом в Украине пользуется от 26 до 30% жителей в возрасте от 15 лет. Однако есть важные корректирующие факторы. Во-первых, большая часть пользуется нерегулярно. Во-вторых, велика концентрация по крупным городам. По данным, озвученным ассоциацией УАИР, по регионам лидирует Киев (34%) и Киевская область (13%), затем Днепропетровская (9%), Одесская (8%) и Харьковская с Донецкой (по 6%). Реально, столица с пригородами и города-миллионники обеспечивают от двух третей до трех четвертей украинской Интернет-аудитории. То есть влияние новых технологий на формирование новых социальных доменов происходит крайне сконцентрировано и исключительно в мегаполисах.

Кроме того, качество социальной активности в Интернет весьма разниться. Так, согласно исследованиям «Яндекса», до 40% взрослого населения украинских мегаполисов зарегистрировано в социальных сетях и около трети действительно в них общается, но преимущественно всего в двух — «Одноклассники» и «ВКонтакте». Успех первой, между прочим, во многом постсоветский феномен, ведь как раз «Одноклассники» отчасти смогли восстановить утраченные социальные домены, тогда как во многих развитых странах они и не теряются – их функционирование обеспечивают объединения выпускников (alumni).

А вот наиболее активные пользователи отваживаются вести свои блоги. В исследовании «Яндекса» за 2009 год («Блогосфера Украины») утверждается, что уже к середине прошлого года украинские пользователи вели более 420 тысяч блогов и 20 тысяч сообществ. Рост такой активности в прошлом году составил 70%. С одной стороны, число блоггеров, то есть социально активных пользователей, чуть более 4% от всей украинской Интернет-аудитории. Но, формально, число болггеров уже превысило число бюрократов, а число сообществ – более чем в шесть раз количество общественных организаций. Однако, большая часть блоггеров быстро остывает к своей деятельности. Вот почему в Украине доля активных блогов (не менее пяти записей и обновление хотя бы раз в месяц) составляет 15%, а сообществ – лишь 13%.

Значит, действительно активных блоггеров всего лишь 60-70 тыс., а сообществ – примерно 2,6 тыс. (и это меньше числа общественных организаций). Согласно глубинному анализу «Яндекса» на 2009 г., действительно активных блогов в Киеве около 16 тыс., более 3 тыс. в Одессе и более 2,6 тыс. в Харькове. Соответственно, активных сообществ, более 800, свыше 200 и около 100 в Киеве, Одессе и Харькове. (Вообще же, 73% личных блогов и 95% сообществ зарегистрировано всего в восьми городах, помимо указанных трех, это еще Донецк, Днепропетровск, Симферополь, Львов и Запорожье). Вот это и есть реальное ядро украинской блогосферы. Не так уж и много, как может показаться вначале, на фоне миллионных цифр пользователей вообще.

Да и социальное качество украинских блоггеров также вызывает вопросы. Средняя длина поста – чуть более ста слов, а треть всех записей в блогах определяется как спам. На большинство блогов подписано мало блоггеров — средний личный блог читает лишь 18 человек (и лишь у 2% блоггеров более 100 подписчиков), а в среднем сообществе участвует 112 блоггеров. Портрет среднего украинского блоггера таков: девушка 22 лет от роду, из Киева, у нее 19 виртуальных друзей, она участвует в 13 сообществах и ведет свой блог год и три месяца.

Помимо блогов активность проявляется и на форумах, которые уже требуют определенного уровня организации – модерирования. Модераторы могут быть как из числа самих участников, так и внешних лиц. Парадоксально, но во втором случае форум может быть волне эффективен – скажем, если он является частью коммерческого проекта, например, женского журнала или клуба автолюбителей определенной марки автомобилей. Во втором случае ежедневное число посетителей может достигать 3 тыс. (для первой десятки подобных клубов, по хостам), а сами участники таких сообществ регулярно организовывают реальные слеты. Таким образом, переплетаются коммерческие проекты, Интернет-общение и выстраивание социальных связей.

Безусловно, в Украине блоги и форумы регулярно используются и для продвижения различных социальных проектов, проведения акций, продвижения различной общественно важной проблематики. Хотя использование их в таком качестве еще и не стало массовым, потенциал для этого постоянно растет. Тут уместно будет привести два примера.

Первый – широкое использование сервиса микроблогов Twitter в динамично меняющейся среде, как это было на относительно недавних выборах в Иране и в Молдове, когда по хэш-тегам в тематических микроблогах можно было отслеживать реальную ситуацию в разных местах практически в реальном режиме времени, несмотря на ограничения в масс-медиа, и даже организовывать протесты.

Второй – формирование сообществ на блог-платформах, прежде всего на LiveJournal (или ЖЖ), для оказания помощи, сбора средств, организации добровольцев во время лесных пожаров в России летом 2010 года.

Оба примера были замечены и серьезно обсуждались, в том числе в западных СМИ. При этом они рассматривались, как важный опыт интеграции социальной активности и современных коммуникационных технологий. И здесь добавить стоит вот что: более всего активных украинских блогов размещены именно на LiveJournal, а наибольший – практически взрывной, почти в десять раз в прошлом году — рост украинских пользователей отмечен на Twitter.

Так что заделы для социальной активности с использованием Интернета в Украине формируются. И стоит ожидать, что в ближайшие годы, благодаря продолжающейся высокой динамике, количество использования Интернет в Украине (пользователи) перерастет в качество (социально активные пользователи и сообщества). Этому также поспособствует и развитие технологий, от более широкого распространения широкополосной передачи данных до лучшего покрытия мобильного Интернета.

Итак, через несколько лет в Украине будут и почва для социальной активности, и критическая масса активных социальных доменов, способных ее проявить, и технологические инструменты для обеспечения ее организации. Корни травы уже прорастают – пока что медленно и практически незаметно, но неизбежно. Основная опасность для них – если сверху их покроют искусственным травяным покрытием, заменив живую ткань на синтетическую.

Виталий Коваленко

Категории: Мир| государство

Метки: , , ,