Украина: Неолиберальный форсаж и нарастание революционной ситуации
Четкое обозначение вектора развития режима Януковича произошло именно накануне 93-й годовщины Октябрьской революции, что глубоко символично. Правнуки крестьян, прачек и революционных матросов усиленными темпами форсируют демонтаж того, что строили их предки в Советском государстве. Мотив форсажа перехода к неолиберальной модели очевидны – сегодня исчерпаны все ресурсы, позволяющие паразитировать на советском наследии.
Страх и беспорядок несут реальные перспективы
Майк Бэтлз, владелец охранной фирмы Custer Battles
Победа Партии регионов, добытая всеми правдами и неправдами на местных выборах означает одну парадоксальную вещь. В то время, как глобальный кризис привел к коренному пересмотру неолиберальной политики, как мейнстрима, который оказывал определяющие влияние на развитие человечества последние 30 лет, в Украине после победы Януковича он начал приобретать тотальные черты доминирующей идеологии. Даже, если она не артикулируется внятно представителями власти (в силу их интеллектуального убожества), она реально осуществляется в ряде системных ходов.
Ничего странного в этом нет, поскольку неолиберальная идеология была основополагающей для правящего класса с самого момента появления независимой Украины. Бывшие компартийные и комсомольские работники быстро взяли на вооружение рецепты неолиберальных идеологов и экономистов в обмен на легитимацию власти со стороны Запада. Для запада неолиберализм был эффективным инструментом «вскрытия» прежде закрытых рынков, что позволило отстрочить на 20 лет кризис капитализма.
Однако, следует признать, что в независимой Украине неолиберальные реформы всегда носили половинчатый характер, поскольку никто не владел абсолютной властью. Даже Кучма, с его системой сдержек-противовесов, не мог полностью реализовать этот курс, потому что постоянно балансировал между общественными настроениями и потребностями крупного капитала, который вырос из кучмовского режима.
Приход Ющенко принципиально не изменил ситуацию, хотя Виктор Андреевич стал адептом неолиберальной идеологии еще в 90-е годы. Однако, как и Кучме, Ющенко приходилось учитывать общественные настроения, поскольку не имея всей полноты власти, он был вынужден лавировать между массами и олигархами.
С победой Януковича ситуация принципиально изменилась. Новый Президент повторил множество ошибок своего предшественника, но ему удалось выстроить более-менее работоспособную вертикаль. Возврат Януковичу президентских полномочий Конституции 1996 года и местные выборы 31 октября зафиксировали, что в Украине налицо попытка создать модель власти с максимальной концентрацией полномочий в одном институте.
Что это значит?
Я не ставлю в данном материале раскрыть все черты нового режима, благо данная статья являет собой первую из цикла рассуждений о ситуации в Украине. Укажу лишь на то, что представляет собой интерес в контексте годовщины Октябрьской революции.
Четкое обозначение вектора развития режима Януковича произошло именно накануне 93-й годовщины Октябрьской революции, что глубоко символично. Правнуки крестьян, прачек и революционных матросов усиленными темпами форсируют демонтаж того, что строили их предки в Советском государстве.
Увеличение рабочей недели до 48 и в перспективе даже 60 часов, увеличение пенсионного возраста, тотальная приватизация, реформа КЗОТА, Налоговая реформа, можно продолжать до бесконечности. Мы видим как на наших глазах выстраивается новая система власти. Все эти меры направлены на одно – вернуть инструменты сверхэксплуатации народа, чтобы загнав его в стойло окончательно превратить Украину в европейскую Нигерию – поставщика сырья и потогонку европейского масштаба, где полуголодная дешевая рабочая сила будет строить светлое будущее украинских олигархов.
Мотив перехода к такой модели очевиден – сегодня исчерпаны все ресурсы, позволяющие паразитировать на советском наследии. Изношенность всех инфраструктур приняла тотальный характер. Поэтому, получать сверхдоходы на остатках советской металлургии, химии и т.д. практически невозможно, особенно, в условиях разворачивающейся глобальной экономической депрессии, которую, как отечественные, так и западные СМИ продолжают стыдливо «не замечать».
В этих условиях совершенно очевидно, что стране необходим качественно другой курс, поскольку все физические, экономические, духовные резервы де-факто исчерпаны.
Ясно, правящий класс понимает это, поэтому пытаются найти выход из ситуации.
Что означает в данной ситуации слово «выход» в понимании Президента и тех сил, которые стоят за ним: а) сохранить власть, а еще лучше усилить ее. б) снять с повестки дня угрозы, которые могут возникнуть для этой власти в) найти и оптимизировать источники поддержки данной власти.
Поскольку вхождение во власть Януковича произошло в момент глобального экономического кризиса, то он оказался в двойственной ситуации. С одной стороны, Украина сегодня представляет собой чудовищно разбалансированную страну, со всеми вытекающими последствиями. С другой стороны, как говорил гуру неолиберализма Милтон Фридман «только кризис подлинный или воображаемый – ведет к реальным переменам. Когда такой кризис возникает, действия людей зависят от их представлений. В этом, полагаю, заключается наша главная функция: создать альтернативы существующим стратегиям, поддерживать их жизнеспособность и доступность до тех пор, пока политическое невозможное не станет политически неизбежным».
Запомните эти слова – кризис заставляет действовать людей исходя из их представлений. Действия, осуществляемые сегодня властью являются прекрасной иллюстрацией данного тезиса.
Регионалы действуют в рамках стереотипов, которые у них сформировались в ходе жесткой бескомпромиссной борьбы в рамках бандитских разборок 90-х. Являясь силой, уважают только силу. Сегодня для них на кону стоит все, поэтому ключевая задача – сломать политических оппонентов, а волю социальных групп, чьи интересы расходятся с их интересами. Фактически это произошло на местных выборах, которые показали эффективность курса регионалов, с точки зрения реализации их целей. Он будет закреплен на выборах в Раду в 2011 году. Благо, поспешные заявления о том, что необходимо перейти на смешанную систему выборов в парламент означает, что Банковая удовлетворена эффективностью такой избирательной системы.
Теперь коснемся второго тезиса Фридмана — создать альтернативы существующим стратегиям, поддерживать их жизнеспособность и доступность до тех пор, пока политическое невозможное не станет политически неизбежным.
Неолиберальный форсаж, который начался в Украине с приходом Януковича целиком логичен в рамках поиска «выхода». Испуганное, надломленное, апатичное население, не забывшие шок 90-х, сегодня цепенеет от ужаса, что придется пережить повторный шок падения. Это позволяет Януковичу попытаться осуществить попытку цементации режима под прикрытием «жестких мер по наведению порядка», которые, прежде всего, будут направлены на закрепление прав собственности за теми или иными активами.
В этой ситуации любые действия власти через медиа подаются и будут подаваться, как «малое зло» необходимое для защиты общего блага». Однако, очень быстро режим столкнется с внутренними конфликтами, которые практически невозможно разрешить в рамках сложившихся в 90-е годы координат «забери, удержи, обогащайся».
Местные выборы зафиксировали аномально низкую явку избирателей. С учетом фальсификаций можно смело говорить, что на выборы пришло от 30 до 40% избирателей. В некоторых городах, например, в Житомире, мэрами избрали людей, которые максимум набрали 10% от общего количества избирателей. Таким образом, можно смело говорить, что легитимность местной власти будет предельно низкой. В условиях нарастающего «девятого вала» проблем она очень быстро станет чудовищно низкой.
Это же касается центральной власти. Ей Богу, смешно смотреть на репортажи из Крыма или других базовых электоральных регионов ПРУ, где бодро рапортуют о том, что Партия (предлагаю теперь писать исключительно с большой буквы) набрала от 50 до 80% (вместе с мажоритарщиками). На самом деле, все прекрасно понимают (особенно те, кто вел полевые кампании в регионах), что сегодня регионалы имеют не более 22-25% в целом по стране и не более 35% (ну 45% — это потолок даже для Донбасса) по базовым регионам. Тренд Януковича близок к тренду Ющенко образца 2005 года. Это реальность, которая будет определять настроения низов. Отсюда вывод – легитимность режима будет падать, начиная с зимы будет падать катастрофически.
В этой ситуации Януковичу нужно будет быстро наращивать силовую компоненту. В отличие от Ющенко, Янукович всегда понимал значение силовиков и контроля над ними. Кстати, Еще одной, попутной формой укрепления режима может быть запуск новой криминальной волны. Прикрываясь ею можно будет развертывать аргументацию «по закручиванию гаек» в стране. Косвенным свидетельством этого является резкий рост влияния криминальных авторитетов в регионах. Это очень удобный инструмент, поскольку его руками можно убирать, как всех недовольных, не пачкая государство, а потом избавляться от самого криминала. Все эти механизмы были отработаны еще в 90-е.
В любом случае, армаду милиции, СБУ и т.д. нужно будет чем-то кормить, а значит, откуда-то нужно будет брать деньги. На самом деле, реальных внутренних источников всего три – напечатать гривну, забрать у мелкого и среднего бизнеса, у крупного капитала.
Все эти пути тупиковые.
А) Печать гривны приведет к раскрутке инфляционной, а, может быть, и гиперинфляционной спирали (кстати, для крупного капитала неплохой способ скинуть долги). Если бы деньги печатались под конкретные экономические программы развития (например, строительство серии Ан-148 для внутренних авиалиний или модернизацию железной дороги), то это дало бы положительный эффект уже в среднесрочной перспективе. Но, зоркие очи МВФ будут внимательно следить, чтобы реальный сектор сидел на голодном пайке, а Тигипко и К помогут. Поэтому, как и в 2009 году, деньги уйдут на социальные выплаты и на финансирование банковских афер. Следствие – инфляция и рост цен на все.
Б) Через налоговый кодекс мелкий и средний бизнес быстро выжмут до копейки. Бедные, бедные лавочники не поняли, что объединяться нужно было раньше. Сегодня инициатива не на их стороне, поэтому они их обязательно показательно зарежут. Кроме того, мелкий и средний бизнес является питательной базой для политических оппонентов, поэтому уничтожив эту прослойку, можно попытаться решить проблему оппозиции как таковой. Проще говоря, если Сталин пожертвовал крестьянами, чтобы получить ресурсы для Большого рывка и стабилизировать советский режим, то логика неизбежно будет подталкивать Януковича к уничтожению прослойки мелкого и среднего бизнеса под тем или иным предлогом. При этом, ресурсы, которые будут получены после экспроприации «мелкоты» будет недостаточно для покрытия социальных обязательств. Плюс, стоит учитывать, что теперь нужно будет как-то заботиться о люмпенизированных бывших менеджерах среднего звена, владельцев кафешек, торговцев и т.д., которые окажутся на социальном дне.
В) И вот здесь начинается самая интересная часть нашего марлезонского балета. Вдруг, на Банковой осознают (точнее говоря, уже осознали), что без «экспроприации экспроприаторов» режиму не устоять. Благо, опыт Владимира Владимировича Путина, который превратил когорты российских олигархов в покорных наемных менеджеров на полугосударственных корпорациях, стоит перед глазами. Вывод такой – в поисках средств режим будет втянут в столкновение частью олигархов. Это противостояние наверняка будут конвертировать в формат игры «государство устанавливает справедливый порядок». Шоу будет в высшей степени увлекательное, особенно, когда после поглощения «чужих» (кстати, Владимир Бойко, ИСД уже «самоликвидировались»), Голем начнет пожирать «своих». Ну что ж, ребята, на войне – так на войне.
Резюмируя. Я сознательно ушел от включения в материал других факторов, которые бы позволили полнее сформировать картинку происходящих процессов и их проекцию на будущее. Повторюсь, это первая статья из цикла «Украина. Картина маслом», поэтому, рассматривайте данный материал, как затравку.
Заключительные тезисы будут таковы:
1. Шоковая терапия вновь возвращается в Украину, как единственно возможная форма решения кризисных моментов для правящего класса. Действия элиты определяются мировоззрением. Ситуация еще может развиваться в принципиально другом ключе, который требует от правящего класса совершения определенных жертв с точки зрения собственных интересов. Фактически это требует возвыситься над ситуацией, чтобы выйти найти адекватные, стоящими перед страной вызовам, решения. Увы, все действиях руководства страны сегодня разворачиваются в привычном постсоветском дискурсе. Поэтому ключевыми словом ближайшего будущего Украины будет слово «ШОК» в тех или иных вариациях.
2. Окно возможностей для выхода из ситуации мирным путем постоянно сужается. Этому способствует перманентный демонтаж нормативных рамок, что приводит к правовому хаосу. В этих условиях перевес получают игроки с большим ресурсом, которые решают свои проблемы за счет более слабых. Это продолжает снижать легитимность режима в глазах широких масс, что продемонстрировали местные выборы.
3. Апатия и растущая враждебность масс требуют решения, которое правящий класс находит в форме эскалации силовой компоненты. Рост влияния силовиков будет одной из ключевых тенденций в ближайшее время. Однако, как говорил Наполеон, власть, стоящая на штыках долго не простоит. Отсутствие идеологии, понятной и воспринятой массами, становится ахилессовой пятой режима. PR-акции перестали выполнять функцию удержания масс от недовольства. В этом плане поражение Тимошенко было впечатляющем уроком, который не был усвоен регионалами.
4. Мелкая и средняя буржуазия доживает свои последние месяцы (максимум год-полтора) и подлежит неизбежному уничтожению, как враждебная действующему политическому режиму прослойка. Поэтому, лавочники будут метаться в поисках харизматичного лидера, который спасет их от неминуемого краха
5. Практически неизбежен конфликт между государством и олигархами, что создает поле возможностей для союза выбивающих из игры олигархов с мелкой и средней буржуазией и люмпенизированными слоями.
6. Отсюда вытекает быстрое формирование классической революционной ситуации «верхи не могут – низы не хотят». Политический режим сегодня своими руками создает инфраструктуру революции в Украине, которую пытается предотвратить путем усиления силовиков. Однако, принципиальным отличием ситуации сегодня от, скажем, начала 90-х является наличие нескольких факторов:
* Сформировавшегося класса мелких, средних и крупных собственников, которые вкусили все плоды «самостоятельной жизни». Не все из них сбегут за границу, не все сядут в тюрьму за долги, не все опустятся на социальное дно. По больщому счету, их ставят перед выбором — или сдохнуть, или сражаться за свой образ жизни и собственность.
* Полная исчерпанность советского ресурса, используя который, можно было снижать градус социальных настроений. Демонтаж системы образования, медицины, социальной зашиты и т.д. не оставляет режиму каких-либо смягчающих «прокладок» в его отношениях с люмпенизированными массами. Принципиально иных ресурсов в Украине не существует.
* Глобальный кризис является тем фактором, который объективно постоянно сужает пространство для маневра политическому режиму Януковичу. Проще говоря, жить в кредит будет все сложнее, не говоря о том, чтобы кредиты МВФ отдавать.
Итак, Рубикон окончательно пройдет 31 октября, когда были четко обозначены инструменты и мотивации правящей элиты. Сегодня уже вопрос заключается не в том – быть или не быть революции в Украине, а в том, когда и в какой форме она начнется.
На этом, пожалуй, пока все. В следующем тексте, мы более подробно рассмотрим последствия местных выборов для политической системы Украины, перспективы старой и новой оппозиции.
Юрий Романенко, директор Центра политического анализа «Стратагема», «Хвиля»
Категории: Мир| государство