Что делать Украине и украинцам? Объединяться перед новыми угрозами
НБУ объявил о сегодняшних объемах золотовалютных резервов — в октябре они сократились на 23,2% — до 12,6 млрд. долл.
Это очень мало.
На начало года их объем превышал 20 млрд. С наступлением холодов будет расти спрос на доллар (импорт газа, угля, нефтепродуктов и т.д.). Крым забрали не случайно – с ним ушли надежды на значимый рост добычи Украиной собственного газа и нефти на черноморском шельфе. Война на Донбассе сделала дефицитом и энергетический уголь, которого у нас еще недавно было в достатке. Радужные перспективы начала добычи сланцевого газа в Донецкой и Харьковской областях полностью потерялись в дыму грохочущих орудий. За ноябрь «Газпром» уже выставил счет за газ на $1,45 млрд.
Чистый отток капитала из Украины за первое полугодие 2014 года составил $15,49 млрд. Данных до октября еще не видел, но, думаю, они не лучше. Торговый баланс с начала года по сентябрь показал дефицит в -$3,35 млрд. Но это мы почти не покупали у России газ. Как признает Гонтарева, экспорт аграрной продукции нас не спасет – слишком просели цены на нее на мировых рынках. Снижение ВВП будет продолжаться и в 2015 году – в первом полугодии однозначно. Экспорт с промышленного Востока будет снижаться, поэтому, несмотря на девальвацию гривны и сжатие импорта, торговое сальдо будет все еще отрицательным. В 2015-2016 годах экспорт в Россию будет продолжать сокращаться, и не факт, что экспорт в другие страны будет расти. Уж точно не такими темпами. В 2016-2017 можно ожидать очередного циклического проседания мировых рынков на основные позиции украинского экспорта. В сумме отток капиталов и отрицательный торговый баланс будут продолжать давить на гривну.
Спасаться новыми долгами – приближать собственное самоубийство. И без этого на 2015-2016 годы приходились очень значительные выплаты по внешним долгам Украины. С учетом значительного роста долгов за этот год, будущие три года будут еще более сложными.
И еще.
Думаю, уже все поняли, что война быстро не закончится.
Т.е. будущие риски для Украины еще более серьезные, чем мы имели в прошлом.
Но мы уже к этому всему готовы. Поэтому сильнее. Важно, чтобы это понимали наши элиты. И объединялись, чтобы быть более эффективными.
Что же делать в такой критической ситуации:
1. Надо как можно скорее закончить войну. Хотя это, на самом деле, сделать очень тяжело. Россия уже давно стала на конфронтационные рельсы, с которых сойти уже очень сложно. А у нас не только три гетмана на квадратный метр, но и практически развалены все государственные структуры. Революции никогда не повышали эффективность управления страной.
2. Всеми способами надо сохранять политическую стабильность, укреплять государственные институты.
3. Стараться делать все, чтобы не брать больше в долг. Даже у МВФ.
4. Вводить элементы военной экономики. Сократить часть соцстандартов. Сократить бюджетные расходы. Но не кардинально, как многие предлагают. Это лишь еще больше затормозит экономику, а значит, не даст желаемого сокращения бюджетного дефицита.
5. Все высвобождаемые бюджетные ресурсы, оставшиеся от военных заказов, надо направлять на стимулирование инвестиций в приоритетные отрасли промышленности и развитие самой важной инфраструктуры. В том числе, через стимулирование спроса с помощью беспроцентных кредитов населению и бизнесу от госбанков. Но тут речь должна идти о миллиардах грн. господдержки. Тогда эффект получим за год-два-три. Особенно важно повышение энергоэффективности — модернизация энергетики, производств, утепление жилого и бюджетного сектора, переход на альтернативные виды топлива.
6. Стимулировать экспорт и импортозамещение. Такие проекты должны стать приоритетными для получения господдержки. Инструменты все те же — от налоговых льгот и льготных кредитов, до госзаказов.
7. Стимулировать добычу собственных нефти и газа. Вплоть до возмещения государством части вложенных инвестиций в зависимости от роста объемов поставок на внутренний рынок.
8. Кардинально менять подходы к борьбе с коррупцией. Реформировать правоохранительные структуры и судебную власть. Как и общая политическая стабильность и последовательность экономического курса властей, достойная защита собственности – базовый фактор для ускорения экономического роста. К сожалению, смена власти только усугубила ситуацию – рейдерство теперь стало касаться не только предприятий, но государственных постов и даже целых городов и регионов.
9 Провести инвентаризацию инвестобязательств приватизированных объектов. Государство должно жестко наказывать тех, кто их не выполнил. Особенное внимание к импортозамещению, экспорту и социальным обязательствам. Все, что государству не нужно – продать. Но предприятия с частью госсобственности должны работать эффективно и платить дивиденды в госбюджет. А мы знаем, что на самом деле, уже целые области, а не только компании, отдали в управление бизнесменам.
10. Ускорить дерегуляцию и улучшение условий для ведения бизнеса. Значительно сократить количество налогов и упростить их администрирование. Ввести четкие регламенты для проверяющих и контролирующих органов и ответственность чиновников за их нарушение.
11. Даже в такое сложное время надо думать об образовании и науке. Они тоже относятся к ключевым факторам ускорения экономического роста в будущем.
Рекомендации можно продолжать долго. Они все более-менее понятны. Но их выполнение зависит от возможностей у элит для объединения вокруг этих целей и задач.
Некую слабую надежду дает сегодняшний процесс создания коалиционного соглашения в новом составе Верховной Рады. В эти дни рабочие группы нескольких политических сил, преодолевших проходной барьер, согласовывают проект коалиционного соглашения, который, по сути, является неким планом реформ. Его можно критиковать, но кроме программы реформ Януковича, он может быть чуть ли не первым более-менее системным документом, который отображает планы власти на несколько лет вперед. Когда его примут, очень важно, чтобы он выполнялся. И чтобы новые междоусобицы не поглотили наши элиты, постепенно превращая страну в руину.
Всем политикам и журналистам надо почаще думать о будущем, чтобы их детям и внукам не пришлось бежать за границу или прятаться по подвалам от артобстрелов и мародеров.
Артем Петренко, эксперт Института украинской политики
Категории: Мир| государство