Начальство обмануть нетрудно

Администратор | 15.07.2009 18:35

РуководствоНаходясь в подвешенном состоянии на своем рабочем месте, не стоит падать духом и гадать на высохшей кофейной гуще из автомата – «Уволят? — Не уволят?». Я взять инициативу в свои руки, изучить законы, вооружиться опытом наемных работников и приготовиться к атаке. Краткие инструкции по ведению боевых действий собраны в этой статье.

Итак, коллекция рецептов по сохранению своих мест во время кризиса.

ПЛАН-ПЕРЕХВАТ

Когда в начале 2009 года сотрудники небольшого PR-агентства в Москве поняли, что в планы руководства не входит забота об их будущем, они провели мозговой штурм и предложили начальству стратегию на три года. Четко изложенный план действий, появившийся посреди хаоса и растерянности, застал руководство врасплох, и оно ухватилось за него как за соломинку. Правда, уже со второго месяца план перестал выполняться, а пять месяцев спустя агентство закрыли. Результат маневра один – сотрудники отложили свое увольнение почти на полгода, а хозяева потратили деньги впустую.

Но коллективная инициатива – это все-таки исключение. Такой категории, как заговор против руководства, и вообще объединение усилий с коллегами, даже нет среди указанных нашими респондентами способов борьбы за место.

Сотрудники чаще склонны к индивидуальным проектам. Самый популярный из них – беременность. И не обязательно действительная – справку из женской консультации может себе позволить даже сотрудница низшего звена. Такой обман, конечно, может отложить увольнение только на несколько месяцев. Но и это неплохо, если понимаешь, что шансов удержаться дольше – нет, а на поиск другой работы нужно время.

Другой нечестный, но популярный прием (унисекс) – взять больничный. Тоже, в общем-то, небольшая отсрочка, последний отчаянный маневр. Который, впрочем, может перенести через оптимизаторскую кампанию и дать возможность досидеть до следующей.

Дальше идут игры, в которые могут играть только сильные и смелые. Например, грамотная работа с бумагами. Если есть вкус к шантажу, «ляпы» корпоративной документации можно показать юристу или начальству, невзначай упомянув трудовую или налоговую инспекцию. В случае успеха можно не просто «надышаться перед казнью», а и пересидеть руководство.

Те, кто желает не просто «надышаться перед смертью», а сохранить за собой рабочее место на длительный срок, используют более «лояльный» инструментарий: втираются в доверие к начальству, зарабатывают репутацию на чужих ошибках, либо набивают себе цену звонками липовых «рекрутеров» в присутствии шефа, или стахановской работой. В компаниях все больше людей, которые сами набирают себе функционал к существующим обязанностям и получают «индульгенцию» до следующей оптимизации.

ЗАМЕШАНЫ ВСЕ

Нынешние «ударники» – не идеалисты, а сотрудники с трезвым расчетом. Они понимают, что начальство все равно нагрузит работой, тут и просить особо не надо, а потом еще и подкинет пару неприятных сюрпризов. Но жесткость законов в отечественном офисе нивелируется за счет менталитета и умения договариваться.

В ход идет все – дипломатия, подделка отчетов, коллективный присмотр за начальством, и степень применения этих инструментов напрямую зависит от взаимоотношений в коллективе. Так, электронная система внутреннего контроля – если программисты готовы выручить коллег – может быть переписана в пользу рядовых сотрудников. А руководство среднего звена вполне может оказаться на стороне подчиненных, если высшее начальство потеряло представление о пределах возможного и задает бессмысленные нормы выработки. Боссам нужны цифры? Будут. Если у хозяев есть время не только читать и подсчитывать, но и проверять, значит, и за всю компанию смогут работать. Но таких мало.

Но высшая форма коллективного сопротивления рождается, когда топ-менеджер решает, что кризис – это время, когда начальник должен быть везде, видеть всех и все знать. Такого обострения ни один здоровый организм не прощает. Например, в одной из строительных компаний в Северной столице была отлажена классическая схема оповещения о прибытии шефа, растиражированная в голливудских фильмах. Начиная с ресепшн, сообщение проходило по всем отделам, и в течение дня весь офис работал по интерактивной «карте» перемещений начальства.

Так что можно рассуждать о том, что сокращать персонал во время кризиса нужно осторожно, подходить к этому вопросу избирательно и стараться сберечь самые достойные кадры. Но на все попытки эти самые кадры выявить найдутся способы пустить селекционеру пыль в глаза.

По материалам slon.ru

Категории: Игры| офис

Метки: , , , ,