Венесуэла — конец экономики популизма

Администратор | 26.01.2016 18:59

Экономический кризис в ВенесуеллеВ начале XX века Венесуэла была довольно бедной страной. Однако в 1918 году были обнаружены месторождения нефти, которые стали осваиваться при помощи иностранных компаний. В результате экономика начала расти высокими темпами, настолько высокими, что к 1950 году Венесуэла была уже самой богатой страной Латинской Америки. Более того, по среднедушевому доходу Венесуэла опережала некоторые европейские страны, такие как Испания и Германия.

По инициативе Венесуэлы в 1959 году была создана Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК). Многократное удорожание нефти на мировых рынках, произошедшее в 1970-е годы, привело к тому, что на страну посыпался золотой дождь из нефтедолларов. Таким образом, по состоянию на конец 1970-х – начало 1980-х годов Венесуэла демонстрировала миру хорошие темпы экономического роста, которые были обеспечены главным образом высокими и растущими доходами от экспорта нефти. Венесуэлу часто приводили тогда как пример образцовой развивающейся экономики. Применительно к сегодняшней Венесуэле едва ли кто-то захочет сделать подобное утверждение.

Каковы современные реалии? Для Венесуэлы доходы от добычи нефти составляют половину ВВП и 95% экспортной выручки. Резкое падение цен на нефть со 120 до 40 долларов за баррель вызвало рецессию в экономике – самую тяжелую за всю историю страны. Глубокий экономический спад сопровождается высокой инфляцией. По оценкам МВФ, в 2015 году она превысила 150%. Уже долгое время в стране существует острый дефицит товаров первой необходимости, таких как продукты питания и средства личной гигиены. Периодические отключения электричества и перебои с подачей питьевой воды также стали нормой.

В рейтинге Doing Business Всемирного банка Венесуэла находится на 186-м месте из 190 стран. В рейтингах Heritage Foundation по таким показателям, как степень защиты прав собственности и уровень экономической свободы, Венесуэла тоже в конце списка. Так, значение первого показателя 5 из 100 означает, что права собственности практически не защищены. Консенсус среди инвесторов относительно Венесуэлы таков, что на сегодня это самый рискованный из всех развивающихся рынков. Что же произошло? Почему Венесуэла из относительно процветающей страны с быстро растущей экономики, куда из других стран устремлялись люди и капитал, за несколько десятилетий превратилась в страну, где экономика близка к состоянию хаоса?

Венесуэла не единственная страна Латинской Америки, экономика которой сильно зависит от добычи и экспорта природных ресурсов. Другие примеры – Чили и Перу. Однако ни у одной южноамериканской страны экономика сегодня не находится в таком плачевном состоянии, как у Венесуэлы. Что привело к такому исходу? Первые просчеты в экономической политике были допущены еще в 1970-е годы, когда цены на нефть были высокими и дела шли хорошо. Иностранным фирмам, которые добывали нефть в Венесуэле, было заявлено, что срок действия их концессий истекает в 1983 году и что эти концессии не будут возобновлены. В результате произошло сокращение инвестиций в нефтяном секторе, в котором тогда доминировали частные иностранные компании. Объяснение простое: в условиях, когда горизонт планирования короткий (до истечения срока действия концессии), делать капиталовложения в оборудование или бурение новых скважин, которые окупаются лишь за достаточно продолжительный период времени, смысла для частной фирмы нет никакого, не говоря уже о разведке новых месторождений.

Недоинвестированность нефтяной отрасли в 1970-е годы привела к сокращению физического объема нефти, который отрасль могла добывать в 1980-е годы. Кроме того, в начале 1980-х годов резко упала цена нефти на мировых рынках. Оба этих фактора – снижение объема добычи и падение цены – привели к существенному снижению доходов от экспорта и ВВП. Реальные доходы населения упали, доля населения за чертой бедности возросла. Эта неровная полоса продолжилась и в 1990-е годы. Неспособность правительства выправить ситуацию в экономике подготовила почву для прихода к власти популистского лидера – Уго Чавеса. В 1998 году он выиграл президентские выборы и оставался у власти до самой своей смерти в 2013 году.

Уго Чавес пришел к власти с предвыборной программой, ориентированной в первую очередь на бедные слои населения. Он пообещал сделать доступным каждому медицинское обслуживание, образование, жилище, продукты питания и другие блага, а также побороть бедность. Основным источником средств для реализации этих социальных программ должны были стать доходы от продажи нефти. Был провозглашен курс на построение социализма XXI века в Венесуэле. Когда Чавес шел на выборы в 1998 году, нефть стоила $14 за баррель, однако в 1999 году, когда он уже занял президентское кресло, ее цена начала расти, и этот рост продолжался практически до 2008 года. Приток экспортной выручки в Венесуэлу увеличился, и денег для выполнения предвыборных обещаний стало больше – к удаче президента Чавеса.

Свое правление Чавес начал с перетягивания властного одеяла на себя: он провел через парламент ряд законов, которые увеличили круг его полномочий. Вскоре был принят ряд законов явной антипредпринимательской направленности. Один из таких законов, например, запрещал предприятиям увольнять работников. После прохождения работником испытательного срока один месяц предприятие было обязано подписать с ним бессрочный трудовой контракт. Уволить работника стало невозможным, даже если он подолгу не появлялся на рабочем месте без уважительной причины. Разумеется, это создавало дополнительные проблемы для предприятий и затрудняло переток рабочей силы от менее производительных фирм к более производительным. Также была запущена практика участия работников в управлении предприятиями через делегирование своих представителей в так называемые советы/комитеты работников, с мнением которых менеджмент был обязан считаться.

Еще одним трендом экономической политики президента Чавеса стало наращивание доли государственного сектора в экономике. Правительством был опубликован список «стратегических отраслей» экономики, в которых государство должно иметь как минимум 51% акций. Так, например, все нефтяные активы Венесуэлы сосредоточены в госкорпорации PDVSA. Однако примечательно, что этот список включал в себя даже такие нетипично стратегические отрасли, как гостиницы и розничная торговля. Недружественные по отношению к бизнесу меры, которые были приняты правительством, вызвали массовое недовольство, вылившееся во всеобщую забастовку в 2002–2003 годах и неудачную попытку госпереворота с целью отстранения президента Чавеса от власти.

В это же время сложилась тенденция к оттоку капитала и квалифицированной рабочей силы из страны. По оценкам, за время с момента прихода к власти Чавеса в 1999 году страну покинуло около 1,4 млн человек, что составляет примерно 4% населения страны. Для того чтобы остановить бегство капитала, в 2003 году правительство ввело режим валютного контроля. От предприятий-экспортеров требовалась теперь обязательная продажа всей валютной выручки Центральному банку Венесуэлы по фиксированному курсу. Предприятия-импортеры могли покупать валюту у Центрального банка только под конкретные цели, например на закупку продуктов питания и медикаментов. Курс был фиксированным, однако по этому фиксированному курсу можно было купить валюту для оплаты импортных контрактов по списку определенных наименований товаров.

Несмотря на валютный контроль, бегство капитала из страны продолжается и по сей день. Используются стандартные схемы – через занижение стоимости экспорта или завышение стоимости импорта. Так, в первом случае экспортный товар продается дружественной (или родственной) иностранной фирме, при этом стоимость экспортных товаров, указанная в таможенной декларации и уплачиваемая этой дружественной фирмой экспортеру, ниже их рыночной стоимости. Как только товар пересекает границу, дружественная фирма продает его по рыночной цене и перечисляет разницу на иностранные счета фирмы-экспортера.

Для иллюстрации: по некоторым оценкам, в 2009–2010 годах цифра, включающая в себя искусственные завышения и занижения экспортно-импортных контрактов, составила $31 млрд на 2011 год, что составляет примерно 10–20% от ВВП (в зависимости от того, по какому курсу считать). Еще одним фактором бегства капитала из Венесуэлы стало введение ограничений сверху на процентные ставки по вкладам и кредитам. Такая практика носит название финансовой репрессии.

Пик мирового финансового кризиса в 2008 году был пройден с относительно небольшими потерями, и вскоре мировая цена на нефть, а вместе с ней и экономика Венесуэлы возобновили рост. Однако ситуация в экономике резко ухудшилась вскоре после смерти Чавеса в 2013 году. Причиной стало то, что за два последующих года – 2014 и 2015 – нефть упала в цене в три раза, со 120 до 40 долларов за баррель, и все пошло вразнос. Борьба с бедностью в нулевые годы была достаточно успешной: к середине 2000-х годов доля населения за чертой бедности сократилась с 50% в 1999 году до 23%. Однако, по имеющимся оценкам, в 2015 году за чертой бедности окажется около 70% населения. Одной из причин произошедшего масштабного обнищания населения стал рост цен на 70% в 2014 году и более чем на 150% в 2015-м (согласно оценкам). Зарплаты и пенсии попросту не поспевали вслед за ценами.

Почему растут цены? Потому что Центральный банк проводит кредитную эмиссию, выдавая кредиты напрямую нефтяной госкорпорации PDVSA. Поправки к закону о Центральном банке наделили госкорпорацию такой эксклюзивной привилегией. Всякий раз, когда Центральный банк выдает новый кредит PDVSA, он росчерком пера добавляет соответствующую сумму на текущий счет компании. В результате суммарное количество денежных остатков на текущих счетах фирм в экономике становится больше на эту величину, а значит, денежная масса в экономике растет.

Денежная политика, таким образом, определяется не такими традиционными целями, как низкая предсказуемая инфляция и сглаживание циклических колебаний выпуска, а потребностью нефтяной госкорпорации в кредитах. Такая практика не является общепринятой в большинстве стран, где прямое кредитование центральным банком нефинансовых организаций (включая правительство – через покупку гособлигаций при первичном размещении) законодательно запрещено. В конце 2014 года, когда мировая цена на нефть начала стремительно падать, валютные поступления от экспорта существенно снизились. Этих поступлений уже перестало хватать для оплаты прежнего объема импорта.

Если бы курс валюты был гибким, то в ответ на этот негативный шок он бы обесценился, что позволило бы смягчить удар, сделав венесуэльские товары более конкурентоспособными. Но в Венесуэле валютный курс зафиксирован Центральным банком. Рост денежной массы вследствие кредитной эмиссии рано или поздно приводит к росту номинальных цен и издержек. Это приводит к реальному укреплению венесуэльской валюты (боливара) и, наоборот, снижает конкурентоспособность венесуэльского экспорта, таким образом усиливая негативный эффект первоначального шока. У венесуэльских госкорпораций и правительства имеется задолженность перед иностранными кредиторами.

С целью реализации контроля за ценами совершались рейды на коммерческие склады с привлечением армии
Так, например, Венесуэла должна выплатить $7,5 млрд Китаю по предоставленным ранее кредитам. Для того чтобы консолидировать необходимые для выплаты этого и других кредитов средства, правительство Венесуэлы резко сократило объем продажи валюты на оплату импортных контрактов, так как золотовалютные резервы Центрального банка практически полностью уже израсходованы. Поскольку Венесуэла не производит многие из тех товаров, которые она потребляет, а импортирует, такая мера неизбежно привела к острому дефициту товаров первой необходимости и продуктов питания.

В качестве решения проблемы правительство ввело максимально допустимые цены на основные товары и минимальный объем продаж по этим ценам для производителей, что было мотивировано соображениями социальной справедливости. Продажа по регулируемым ценам означает убытки для производителей, чьи издержки не фиксированы, но растут с ростом цен на импортные комплектующие и т.п. С целью реализации этих мер совершались рейды на коммерческие склады с привлечением армии. Очевидно, что такая практика не решала проблемы в корне, а всего лишь представляла собой перераспределение от одних групп населения другим.

В ситуации, когда число бедных возрастает в 2–3 раза за достаточно короткий срок, а правительство демонстрирует полную некомпетентность в управлении экономикой, неизбежно возникает социальное недовольство. В декабре 2015 года, впервые с 1998 года, на парламентских выборах в Венесуэле с хорошим перевесом победила оппозиция, что позволит ей инициировать референдум по отставке действующего президента (простого большинства для этого недостаточно). Для Венесуэлы сейчас открывается окно возможностей, чтобы обустроить свою экономику в обозримом будущем. Возможно, через год на Венесуэлу будут смотреть как на очень многообещающий развивающийся рынок.

Причины произошедшего? Абсолютное презрение рыночных механизмов, идея социальной справедливости любой ценой, недальновидная и дестимулирующая экономическая политика практически разрушили бизнес-климат в стране. Слишком рьяное перераспределение экономического пирога во имя социальной справедливости приводит к тому, что размер самого пирога сокращается, так как это бьет по стимулам производителей. Хотя высокие госрасходы на здравоохранение и образование в прошлые годы все еще будут приносить отдачу в будущем, с точки зрения доходов населения и бедности экономика Венесуэлы сейчас оказалась в том же положении, что и во время прихода к власти президента Чавеса в 1999 году, или даже еще более тяжелом. Как и пятнадцать лет назад, она недиверсифицирована и сильно зависит от экспортных доходов от продажи нефти.

Категории: Мир| Contra Historia

Метки: , , , ,