Сильные блогом
Исследовательская компания Altimeter Group заинтересовалась интернет-активностью игроков первой сотни мирового бизнеса и опубликовала рэнкинг наиболее искушенных в таком продвижении глобальных корпораций. Получилось любопытно: предметом изучения стала вовлеченность компаний в модные инструменты Всемирной паутины. Их назвали «каналами продвижения» и насчитали 11 штук: корпоративные блоги, брендированные сообщества, обменные сети, дискуссионные форумы, глобальные соцсети (Facebook, Myspace), Flicr/Photobucket, википедии, централизованные пользовательские сообщества, рэнкинги и рецензии в Сети, Twitter, YouTube.
Мастерством ведения блогов и заведения друзей, что не слишком удивительно, прекрасно владеют, главным образом, IT-корпорации. В первую десятку рэнкинга попали только три компании, для которых хайтек не является основным видом бизнеса: это медийный монстр Tomson Reuters, Nike и сенсационно прорвавшийся в лидеры Starbucks.
Dell, крупнейший в США и второй в мире производитель ПК, только на третьем месте. Google, владеющий как минимум одной социальной сетью Orkut, одной блог-платформой Blogger, разрабатывающий «революционный сервис» Wave и время от времени мечтающий приобрести Twitter, – на скромном для такого размаха четвертом месте.
Немного обескураживающую расстановку сил можно объяснить методикой измерений «социальной» активности. Все компании, попавшие в рэнкинг, были выбраны исследователями из листинга “Best Global Brands 2008” журнала BusinessWeek. Вероятно, если бы в рэнкинге участвовал Facebook или Twitter, они могли бы побороться за хорошие позиции: их медийная активность изначально базировалась на социальных сетях.
Замыкают десятку Yahoo и Intel. Первой активность в социальных сетях, впрочем, не помогла избавиться от перманентного падения акций и сокращения прибыли: в 2008 г. чистая прибыль бывшего поисковика номер один составила $424,3 млн против $660 млн годом раньше. Видимо, не спасут Yahoo социальные сети и от партнерства с Microsoft в поисковом бизнесе.
Социальные сети, вообще, играют в жизни Yahoo крайне неоднозначную роль. В начале прошлого года при появлении первых слухов о предложении Microsoft приобрести стремительно дешевеющий Yahoo, на принадлежащем поисковику фотоблоге Flickr хитами стали около сотни протестных коллажей. За неделю до вхождения в список 11 самых «социальных» компаний США Yahoo закрыла собственную социальную сеть «Yahoo! 360». Это случилось 13 июля.
Соседа Yahoo по 10 месту рэнкинга – Intel – социальная инженерия не избавила от необходимости выплачивать Евросоюзу штраф. В середине прошлого года ведущий мировой чипмейкер был обвинен своим конкурентом AMD в недобросовестной конкуренции. Европейское расследование показало, что Intel действительно выплачивал бонусы электронным ритейлерам за отказ от продаж техники с процессорами AMD. Intel был наказан штрафом в $1,45 млрд (1,06 млрд евро) и показал во II квартале 2009 финансового года худший результат за последние 23 года. Однако, судя по спокойному отношению общественности к инциденту, работать с ней в Intel действительно умеют.
Однако мало кто умеет работать с публикой так, как Twitter. Если верить службе мониторинга VMS, за последние 30 дней Twitter сгенерировал около 3 млрд упоминаний в американских СМИ, которые в случае проведения рекламной компании обошлись бы ему в $48 млн. Впрочем, создание информационного повода – это вопрос особого искусства. За то же время Microsoft, запустивший поисковик Bing, сумел достичь 63 млн упоминаний, эквивалентных $574 000.
Возможно, самый интересный результат отчета Altimeter Group – это корреляция между степенью активности компании в социальных сетях и ростом ее выручки. Аналитики отметили, что в лидирующей группе объемы продаж за последний года выросли, в среднем, на 18%, тогда как аутсайдеры отрапортовали о снижении, в среднем, на 7%. Маркетологи, впрочем, призывают относиться к этому выводу с осторожностью, говоря, что он может свидетельствовать и об обратном: наиболее успешные компании быстрее других осваивают новые инструменты продвижения.
К сожалению, исследователи не поделились затратами на блог-активность корпораций. Возможно, однозначной оценки рынка «продвижения в социальных сетях» просто не существует. Во всяком случае, в России и на Украине ее не существует наверняка.
В одном взгляды эксперты сходятся: и у нас, и в Америке создание отделов маркетинга, которые продвигают корпоративную идею в Twitter за зарплату, пока зависит от доброй воли инновационного руководства. Само же руководство, как пишет, Fortune, к сетям довольно индифферентно. Из 100 CEO крупнейших компаний США, блогов не ведет никто. Страницу в Facebook завел каждый пятый, и только каждый седьмой – в Linkedin.
25 глобальных корпораций, которые преуспели в искусстве интернет-продвижения
Компания | Рэнкинг |
Маркетинговые каналы
|
Starbucks |
127
|
11
|
Dell |
123
|
11
|
eBay |
115
|
9
|
105
|
11
|
|
Microsoft |
103
|
10
|
Thomson Reuters |
101
|
8
|
Nike |
100
|
9
|
Amazon |
88
|
9
|
SAP |
86
|
10
|
Intel |
85
|
10
|
Yahoo |
85
|
9
|
BlackBerry |
85
|
9
|
Accenture |
76
|
8
|
Oracle |
73
|
10
|
Cisco |
72
|
11
|
Pepsi |
71
|
7
|
MTV |
66
|
10
|
Sony |
63
|
9
|
Disney |
58
|
7
|
Adidas |
56
|
7
|
Toyota |
54
|
7
|
Ferrari |
53
|
9
|
H&M |
53
|
5
|
HP |
50
|
8
|
Nokia |
50
|
10
|
Категории: Игры| руководство