Наследники финансовых престолов
За год в российских богатых фамилиях появились новые отпрыски. Но условные наследства уменьшились в разы не из-за этого. Виновато резкое падение интереса к отечественным активам.
Лидеры ежегодного рейтинга юны. Самый богатый наследник Юсуф Алекперов родился в 1990 году. В прошлом году малолетние Петр и Марина Дерипаска, семи и пяти лет, соответственно, подвинули его с пьедестала 2007 года. Однако финансовые неурядицы отца спустили дошкольников на 12 позиций.
Принцип измерения размеров финансового «ранца» за плечами детей прост. За основу берется ежегодный рейтинг миллиардеров журнала «Финанс». Размер условного состояния вычисляется путем деления капитала отца на количество законных (признанных родителем) детей. В 2007 году потенциальных наследников миллиардных состояний было 70, общая корзина тянула на $240 млрд.
Через год отеческих усилий и забот число детей, имеющих в тылу миллиард, увеличилось до 112, а их общий капитал вырос до $450 млрд. В 2009-м число детей-миллиардеров сократилось до 54. С проходным $1 млрд список замыкает сын Дмитрия Пумпянского.
Общее состояние отпрысков «от миллиарда и более» уменьшилось до $107 млрд. Так, совладелец «Лукойла» Вагит Алекперов, отец единственного наследника Юсуфа, потерял $5,9 млрд в результате падения рыночной капитализации основного актива. В прошлогоднем рейтинге принимали участие только те, у кого было $3 млрд. В этом – планку перешагнул бы только Юсуф Алекперов.
Только 31 человеку насчитали $1,5 млрд, остальные довольствуются «арбузом» с маленьким хвостиком.
Шкала ценностей
Большой рывок сделал сын совладельца Национальной резервной корпорации и Национального резервного банка Евгений Лебедев: плюс 24 пункта. «Уралкалий», основной актив Дмитрия Рыболовлева, второй год вытягивает наследниц: в прошлом году девочки прибавили 20 пунктов, в этом – 13. Хотя состояние папы официально солидно «похудело»: с $11,7 до 4,6 млрд. Впрочем, им сейчас не до перемещений в рейтингах: Елена Рыболовлева подала на развод. Супруга калийного миллиардера надеется отсудить половину совместно нажитого имущества. Но, скорее всего, ей придется довольствоваться скромными отступными. Дмитрий Рыболовлев предусмотрительно поместил семейные ценности в различные трасты.
Предыдущий громкий развод Романа Абрамовича принес его жене по разным оценкам от $300 млн до 1,5 млрд фунтов стерлингов (из капитала в $21 млрд по состоянию на 2007 год). Пятеро наследников Романа Абрамовича взметнулись на 32 позиции. Благодаря своевременному выходу в кэш и его осторожному инвестированию папа Рома потерял лишь половину своих капиталов. В отличие от Олега Дерипаски, число миллиардов которого уменьшилось в 10 раз. Семья другого чадолюбивого отца – Владимира Потанина – тоже переживает кризис налегке. У Анастасии, Ивана и Василия Потаниных ныне за душой по $1,67 условных млрд против прошлогодних $7,17 млрд. Виновато ухудшение конъюнктуры на мировых рынках цветных и драгметаллов и вызванное им снижение капитализации «Норильского никеля». Но наиболее болезненным оказалось падение детей из «черной металлургии». Сын Дмитрия Пумпянского, крупнейшего акционера Трубной металлургической компании, потерял 41 позицию. Ольга и Татьяна Рашниковы, дочери крупнейшего акционера Магнитогорского металлургического комбината, переместились на 22 места вниз по шкале.
Достойную стабильность проявляют дочери владельца империи «Уралсиб» Николая Цветкова. На финансовый сектор кризисом повеяло еще летом 2007 года. Поэтому в прошлогоднем детском рейтинге, случившемся в первых числах сентября, они уже потеряли 24 позиции. А в этом – несмотря на финансовые неурядицы отца, опустились только на два пункта. Странным образом пересеклись координаты отца и сына Александров Фроловых (основа состояния – акции Evraz group). И во взрослом, и в детском рейтингах они находятся на 24-м месте. При этом сын прибавил 9 позиций по сравнению с прошлым годом, а отец – 12, правда, потеряв $3 из 5 млрд.
Выбывшие и новички
За миллиардной чертой в этот раз остались представители многих патрицианских фамилий. Выбыли из игры сестры Лужковы: мама-строитель Елена Батурина, лишилась 6 из $7 млрд и сейчас у дочерей на приданое осталось всего по $500 млн. Больше нет в рейтинге Татьяны и Феликса Евтушенковых (детей основателя и владельца АФК «Системы): на каждого приходится лишь по $530 млн против прошлогодних $5,3 млрд.
Зато вернулся в рейтинг Евгений Иорих, сын экс-совладельца «Мечела» Владимира Иориха, ныне занимающегося инвестициями. Впервые приняли участие в рейтинге сыновья совладельца Объединенной металлургической компании Анатолия Седых Владислав и Дмитрий.
Прибавления в семействе, о которых стало известно, случились у Сулеймана Керимова, Германа Хана и Михаила Фридмана. Известно, что у хозяина Nafta Moskva теперь две дочери. О втором можно узнать на сайте консорциума «Альфа-групп»: в официальной биографии Германа Хана теперь говорится о трех детях. Наконец, малыш появился у Михаила Фридмана. Подобная секретность – не редкость. Узнать пол и имена наследников богатых россиян можно только при личном знакомстве: настолько тщательно скрывают их родители. Среди наиболее засекреченных трое детей Владимира Лисина.
Мы решили убрать из рейтинга наследников Алишера Усманова: ранее считалось, что у миллиардера двое детей. Оказалось, что речь идет о пасынке Антоне Винере – сыне его жены Ирины Винер (главного тренера сборной России по художественной гимнастике) от первого брака. И племяннике Бабуре Усманове, который в мае женился на Диере – племяннице премьер-министра Узбекистана Шавката Мирзиеева. Оба считаются претендентами на немалое состояние Алишера Усманова, но в рейтинг не проходят по условиям.