Кандидат без семьи. Куда исчезла Людмила Путина?

Администратор | 2.03.2012 12:29

Политически лидеры не похожи на нас, обыкновенных людей. Они – совсем другие. Они говорят не так, как мы, думают и принимают решения не так, как мы, у них другая мораль и другая этика. Но в так называемых демократических странах эти различия последние лет тридцать принято скрывать от избирателей. Политики там едят гамбургеры, курят сигары, ездят на велосипедах в смешных шортах и вообще стараются вести себя так, как будто ничем особенным от нас не отличаются. Главный аргумент политических лидеров для доказательства тезиса «я – такой же как вы, только ответственности у меня немножко больше» – их семьи. Жены, мужья и дети лидеров вынуждены быть хотя бы немножко публичными, просто для того, чтобы избиратели понимали: вот они, те самые люди, к которым их избранники приходят домой по вечерам. С ними они пьют чай с баранками, им, возможно, плачутся в жилетку или жалуются на дураков-подчиненных.

Понятно, что степень публичности семей лидеров разных стран разная. Она зависит от политической культуры, традиций, запросов избирателей. Семья президента США Барака Обамы живет, фактически, в 24-х часовом реалити-шоу: им по-сути нельзя ни прятаться, ни скрываться от внимания камер и журналистов, такова американская традиция. А второй супруг канцлера ФРГ Ангелы Меркель, химик Иоахим Зауер, не любит публичности и даже не посетил церемонию инаугурации супруги. Но и он изредка все же попадает в объективы фоторепортеров и даже произносит какие-то реплики. Правда, это скорее исключение, чем правило. Семья премьера Великобритании Дэвида Кэмерона живет почти как семья Обамы. Семья французского премьера Николя Саркози – тоже.

Первый президент России Борис Ельцин в этом вопросе брал, как умел, пример с западных коллег – я до сих пор помню, например, семейное интервью Ельцина и его супруги Наины Иосифовны, которое они накануне выборов 1996 года дали кинорежиссеру Эльдару Рязанову. Нынешний президент России Дмитрий Медведев тоже, видимо, считает, что его супруга Светлана и сын Илья должны хотя бы изредка появляться на публике. Во время официальных зарубежных визитов Медведева у его супруги есть своя программа, сын несколько раз сопровождал отца и мать на спортивных и общественных мероприятиях.

Совсем не так устроена семейная жизнь прошлого и, вероятно, будущего президента России Владимира Путина. Предпоследний раз его супруга Людмила появилась на публике вместе с мужем в 2010 году во время Всероссийской переписи населения. Журналисты тогда отметили и странный полуслужебный интерьер помещения, в котором чета Путиных отвечала на вопросы переписчиков, и некоторую скованность обоих супругов в общении друг с другом. На фоне слухов о том, что Путины развелись или, как минимум, давно не живут вместе, эта картина действительно выглядела несколько двусмысленно. Потом было еще одно совместное мероприятие – 24 апреля прошлого года Путины вместе посетили пасхальную службу в столичном Храме Христа Спасителя. С тех пор никаких совместных появлений на публике или хотя бы официальных сведений о Людмиле Путиной не было.

Казалось, что после 24 сентября, когда Путин заявил о намерении вернуться в Кремль, в этом вопросе что-то должно было измениться. Но не изменилось ничего. 4 декабря Путин голосовал один, 7 января один принял участие в рождественской службе в Санкт-Петербурге. Накануне выборов федеральные телеканалы не показали ни интервью супруги кандидата, ни хотя бы совместного интервью их обоих. На публике Людмила Путина за все время кампании тоже не появлялась ни разу. Ее жизнь со стороны выглядит как хорошо охраняемая государственная тайна.

Это началось не сегодня, но пустота рядом с кандидатом Путиным во время этой предвыборной кампании стала особенно заметна. О семье кандидата №5 избиратели не знают вообще ничего. Дочери Путина то ли замужем, то ли нет, старшая то ли вышла замуж за греческого олигарха на острове Санторин, то ли живет в Германии замужем за топ-менеджером «Газпрома» голландцем Йорритом Фаассеном. Младшая вроде как встречалась с сыном южнокорейского дипломата, а может быть, и не встречалась. Официальных сведений нет, неофициальных тоже – вместо них есть слухи и сплетни, звучащие то громче, то тише.

Одна из таких сплетен повествует о том, что Людмила Путина несколько лет назад приняла постриг и живет в Спасо-Елеазаровском женском монастыре в Псковской области. Другая о том, что просто развелась с мужем и продолжает жить в московском доме президентской четы на улице Косыгина. Если Путина не появится на людях во время голосования 4 марта или на неделе после выборов подтверждения того, что Путины все еще женаты придется ждать до начала апреля, когда премьер сдаст свою декларацию о доходах, где будут указаны и доходы супруги. Эти декларации, вернее та их часть, которая касается супруги премьера – тоже сама по себе загадка. В 2008 году Путина не заработала ничего. В 2009 – 582 рубля. В 2010 – 146 000 рублей. У нее нет ни имущества, ни машин, ни акций. Как и чем она живет – совершенно непонятно. Даже в связи с фондом, который она учредила в 1999 году, ее имя не звучит уже два года. Последнее упоминание Путиной на сайте фонда относится к лету 2010.

В ходе кампании Путин много раз говорил о том, что нуждается в доказательствах доверия к себе и своей работе со стороны российских граждан. Это понятное желание. Править страной шесть лет, не имея такого доверия, практически, невозможно. Но о встречном доверии гражданам со стороны Путина речь почему-то не идет. А это тоже довольно важный вопрос. Мы судим о людях в том числе по их семьям, детям, женам и мужьям и имеем право делать это не только в отношении соседей или коллег, но и в отношении тех, кого мы выбираем в правители. Можно ли доверять Владимиру Путину, если он не доверяет нам? Можно ли голосовать за политика, близкие которого то ли не хотят делить с ним тяготы и издержки публичной власти, то ли не могут, не имеют на это права из-за выбора, который сделан за них? Это не праздные вопросы. Для того, чтобы жить частной жизнью и не давать публике ни грамма информации о ней, у Путина были все возможности. Достаточно было хотя бы просто снова не идти в президенты.

Константин Гаазе

Источник

Категории: Стена| тени

Метки: , , ,