Темная сторона красоты
Мы все давно подозревали, что внешность способна влиять на карьеру, но прямых доказательств тому не было. И потом, как именно привлекательность человека может помочь или помешать ему в получении работы или в продвижении по службе? На эти вопросы нашли ответы ученые.
Идея получить статистику по профессиональным удачам и неудачам, исходя из внешности профессионалов, принадлежит Стефани Джонсон, профессору бизнес-школы Denver Business School при университете Колорадо, США. Именно она и возглавила исследование, идея которого была весьма проста. Участникам были предложены фото 55 мужчин и 55 женщин. Далее было дано задание соотнести фото и вакансию, на которую мог бы претендовать изображенный на ней человек.
Исследователи предусмотрели «вакансии» в самых разных областях, а должности варьировались от продавца нижнего белья в бутике до дальнобойщика. Участники подобрали кандидатов на вакансии, исходя исключительно из их внешних данных.
Ученые обнаружили, что, согласно их статистическому труду, привлекательным женщинам будет нелегко доказать, что они подходят на вакансии, традиционно считающиеся мужскими: инженер, продавец машин, водитель. Хорошенькое лицо только помешает получить такую работу, даже несмотря на то, что, например, для менеджера по продажам авто важна приятная внешность.
Что ж, обратный вывод напросился сам собой и был доказан исследованием: красоток с удовольствием «назначали» на типично женские позиции, и в этом симпатяшки легко обходили менее привлекательных конкуренток. Хочешь быть секретарем или администратором, красавица, — пожалуйста!
А вот с мужскими карьерными возможностями дела обстоят иначе. «Барьера красоты» для них не существует. Согласно статистике из Колорадо, привлекательный мужчина всегда будет иметь преимущество при приеме на работу перед неказистым соперником. Считается ли профессия «женской» или «мужской», в данной ситуации безразлично.
Разумеется, исследование было бы недостоверным, если бы участники судили своих кандидатов исключительно по фотографиям. Во втором раунде им раздали резюме людей, которых они «рассортировали» по вакансиям. Увы, ничего не изменилось. Красоткам по-прежнему не хотели давать серьезную мужскую работу. Мужчины получали свое независимо от внешности, но симпатичных «брали на работу» охотнее.
Своей работой ученые хотели привлечь внимание работодателей к тому факту, что выбор персонала часто несправедлив и зависит от внешних данных, а не от образования и навыков.
В то же время, по мнению Стефани Джонсон, красивым людям есть чему порадоваться. По ее словам, при приеме на работу привлекательным мужчинам и женщинам предлагают более высокую зарплату, чем их конкурентам. Кроме того, они имеют более высокие оценки, учась в университете, получают больше голосов на всевозможных публичных выборах. Кроме того, даже при судебных разбирательствах Фемида чаще бывает на стороне красавчиков.