Поведенческая экономика. Эмоции и финансовый кризис

Администратор | 28.02.2011 23:00

Эмоции и финансовые решенияСтатуя быка на Уолл-стрит давно стала символом необузданного капитализма. Она также олицетворяет маскулинность и брутальность, которые присущи индустрии финансовых услуг.

Но в 2008 Wall Street был смят кризисом, а вместе с ним, в нокаут отправился и весь финансовый мир. Титан повержен. Изображения безработных банкиров, выносящих коробки личных вещей из офисных зданий стали новым трендом мирового финансового проспекта.

Властители, как Хэнк Полсон, потеряли управление, и понятия не имели, какие шаги необходимо предпринять. И когда Дик Фулд из Lehman Brothers решился на банкротство, пределы и формулы математических моделей и гипотеза эффективного рынка, а главное доверие на рынке были уничтожены. Эпоха закончилась, и внимание смещается к роли эмоций и иррациональности в экономическом поведении — по сути, становится интересна, степень влияния психологии на экономику.

Психология, влияющая на экономическое поведение

Речь идет о психологии экономического и финансового поведения. Эти дисциплины долго были на периферии экономического анализа, но финансовый кризис вдруг переместил их в центр внимания экономистов и финансовых аналитиков. Сторонники и адепты движения, такие как Джордж А. Акерлоф и Роберт Дж. Шиллер стали пожинать финансовые плоды, продавая, ставшим мгновенно бестселлером, труд под названием: «Животный дух: Как человеческая психология управляет экономикой, и почему это важно для глобального капитализма». Рациональность была расстреляна, приоритеты смещены.

Исследования показали, что люди часто принимают решения, которые не в их интересах -, или, по крайней мере верят экономическим выводам экспертов, считая, что они заботятся о чужом кошельке.

Наши финансовые решения не являются рациональными

Исследуя поведенческую экономику, эксперты стараются понять, как психологические явления, эмоции и групповая динамика влияют на принятие экономических решений. Исследования показали, что люди часто принимают решения, которые не в их интересах — или, по крайней мере, принимают за чистую монету то, что экономисты считают необходимым для их благосостояния. То, что как будто бы в их интересах.

Например, с рациональной точки зрения, лучше начать копить на пенсию в начале вашей карьеры. Но многие этого не делают, а исследования показывают, что люди страшатся долгосрочной экономии.

На инвестиционные решения, по всей видимости, имеют огромное влияние многие виды познавательных и эмоциональных воздействий. Экономисты старой закалки утверждали, что иррациональное поведение не могло прижиться на почве жестких расчетов финансовых рынков. Иррациональные люди могут раскачивать маятник равновесие цен и индексов, но мудрые трейдеры всегда приведут стоимость в «рыночное стойло». К экономически обоснованным уровням.

После 2008 года этот призрачный закон рассеялся. Поведенческие экономисты, которые часто используют более житейские и эмпирические подходы, чем экономисты, которые занимаются официально принятыми рыночными моделями, опровергли устоявшееся мнение о том, что банкиры ведут себя рационально, тщательно анализируют свои решения и сосредотачиваются только на максимизации своих личных интересов. Homo Economicus упал с пьедестала.

На групповом мышлении лежит часть вины за финансовый кризис. Коллективные верований и заблуждений, как известно, возникают и сохраняются в пределах группы. Ними могут команды, фирмы, бюрократический аппарат. Тоже самое происходит и на финансовых рынках. Самоцензура, вера в мораль, коллективная рационализация, и стереотипные представления людей вне группы являются важными симптомами изменений поведения.

Заблуждение успеха

Кроме того, поведение банкира и инвестора, как правило, зависит от успеха. Точнее от историй чужого успеха. И если они верят в такие истории, это становится устойчивым представлением о мире без каких-либо доказательств об обратном. Кроме этого, зависть раскочегаривают рассказы о молодых миллионерах (пусть даже вымышленных вроде Гордона Гекко из суперхита «Wall Street»). Именно эти истории, на самом деле, были движущей силой для решения многих молодых людей искать работу в финансовом секторе.

Очевидных доказательств прихода кризиса никто не видел. Практика и вера не позволяли. Вряд ли среднестатистический банкир мог себе представить, катастрофическое падение цен на жилье. Они до последнего хранили ипотечные закладные и не предчувствовали надвигающегося краха. Только несколько менеджеров хедж-фондов мыслили немного шире и видели, смертельную иррациональность веры в постоянно растущие цены на жилье, как ярко показано в книге Майкла Льюиса «Внутри машины судного дня».

Регуляторы оказались столь же иррациональными

Не удивительно, что люди, которые должны были контролировать финансовых воротил также оказались склонными к групповому мышлению и общим представлениям о рациональности рынков. Вызывает уважение смелый шаг саморефлексии, который прозвучал в последнем докладе (МВФ). Фонд признал себя жертвой группового мышления, недооценив риска искусственно созданного финансового «пузыря».

Это было за пределами их воображения, они и представить не могли, что эмоции и другие психологические характеристики (такие, как пресловутое стадное поведение) могут серьезно изменить мировую экономику.

Может это проблемы мужской психики?

Ясно, что банкиры и регуляторы, действующие в этой среде, крайне самонадеянны и не были достаточно осведомлены о глубине своей веры. Но смог ли избежать мир кризиса если бы на вершине управления финансовыми процессами находились женщины? Я сомневаюсь в этом. Несмотря на повышение осведомленности общества о влиянии иррациональности и эмоций в экономическом поведении, было бы, однако, слишком рано полностью исключить рискованные операции в финансовом секторе. Банкиры не любят копаться в своем внутреннем мире; укоренившиеся привычки и культуру трудно изменить.

Завораживающая власть игры, огромные ставки, противостояние между банкирами и регуляторами , риски и бонусы демонстрируют, что мужественность и тестостерон по-прежнему процветают в финансовом секторе. А рациональны они или нет, мы с вами, к сожалению, узнаем постфактум.

В этом вечном круговороте всегда есть как побежденные, так и победители.

Категории: Наука| психология

Метки: , , , , , , , , ,