Срочная продажа Facebook
По данным Reuters, группа инвесторов социальной сети Facebook намерена продать на вторичном рынке доли в компании стоимостью в $1 млрд. В рамках этой сделки, которая станет одной из крупнейших в истории социальной сети, общую стоимость Facebook оценят в $70 млрд. Сделку аналитики объясняют неуверенностью инвесторов. Ранние инвесторы компании и сотрудники, владеющие долями в ней, опасаются, что реальный рост соцсети уже не поспевает за увеличением ее рыночной стоимости. Проще говоря, они хотят максимально заработать на пике стоимости компании, который в будущем уже, возможно, никогда не будет преодолен. У соцсети грядет IPO – оно-то и расставит все по своим местам.
Инвестаналитики предрекали такое развитие событий давно. На отраслевых конференциях, посвященных инвестиционному потенциалу социальных медиа, дискуссии о «точке выхода из Facebook» не прекращаются уже несколько лет. В хайтек-блогах шутили, что ранние инвесторы в соцсеть должны плохо спать: рост стоимости Facebook с прошлого года обязательно сопровождался апокалиптическими предсказаниями: осторожно, формируется новый пузырь. Последняя сделка с акциями Facebook, в рамках которой 100% сети оценили в $50 млрд, вызвала шквал негативных прогнозов. Так, всего 17% из 1000 инвесторов, принявших участие в опросе Bloomberg, посчитали, что такая высокая оценка – признак нового бума на интернет-рынке. А 69% опрошенных уверены, что сеть рискует стать следующим опасным пузырем после краха доткомов в начале 2000-х гг. Но даже не смотря на такой негативный фон Facebook было не остановить: уже в марте соцсеть добилась очередного рекорда в оценке своей рыночной стоимости – $85 млрд.
Важно, что в сделке собираются участвовать не только ранние инвесторы соцсети, но действующие сотрудники Facebook. Это позволяет аналитикам утверждать, что план продажи акций, так или иначе, основан на внутренних прогнозах топ-менеджмента компании и лично Марка Цукерберга. Собственно, от него и от финансового директора соцсети Дэвида Эберсмана сейчас и ждут одобрения сделки. «Цукерберг сам поверил в пузырь», – пишут уже американские наблюдатели.
Почему Цукерберг считает, что стоимость соцсети достигла своего пика? Во-первых, по информации Business Insider, еще месяц назад в компании пересмотрели прогнозы по выручке в 2011-м году. По прогнозам агентства eMarketer, выручка соцсети только на рынке онлайн-рекламы в 2011-м году должна превысить $4 млрд. Каков внутренний прогноз компании неизвестно, но по сведениям издания, менеджмент соцсети посчитал публичные ожидания по выручке несколько завышенными. Это связано с тем, что в Facebook переоценили потенциал новых рекламных форматов, которые, судя по всему, еще требуют серьезной доработки.
Во-вторых, у соцсети впервые за долгое время будут ограничены возможности географической экспансии. В Facebook никогда не скрывали, что связывали стратегические планы с китайским рынком: в компании осознавали все возможные препятствия и специфику инвестиционного климата, но полагали, что время будет работать на пользу бизнесу, и ситуация нормализуется. Но реальность оказалась сильнее ожиданий. Facebook в Китае сейчас под запретом, а местный рынок постепенно захватывает китайский клон Renren, которая даже планирует провести IPO в США.
И, наконец, самое существенное. Не исключено, что Цукерберг, как и тысячи аналитиков по всему миру, сейчас ломает голову над самыми главными вопросом: а с чем, собственно, мы имеем дело, что такое Facebook, почему она стоит миллиарды и как ее оценивать? У Facebook на стадии бурного роста появились очевидные проблемы с самоидентификацией. Что это будет? Универсальная социальная сеть, конкурирующая с другими соцсетями, локальными и специализированными? Соцсеть соцсетей, поглощающая всех вокруг? Точка входа в интернет, заменяющая все сервисы, вместе взятые? Пока на эти вопросы не дадут себе четкого ответа в самой компании, за любыми новыми инвестициями в Facebook будет мерещиться новый пузырь.