Деноминация спасет капитализм
Все усилия напрасны. Страны свободного рынка все глубже затягивает трясина финансовой катастрофы. Чем больше усилий и действий, тем скорость этого погружения увеличивается. Все участники большой двадцатки мертвы экономически, и это стоит признать. Рано или поздно это осознает весь мир.
Государственный долг США постоянно и неуклонно растет. Те меры, что предприняли власти, ни к чему не привели и не приведут. Потому что не затрагиваются и не исправляются базовые экономические ошибки. Суперкомитет не справился с поставленной задачей.
Но есть и другие «герои». К примеру, внешний долг Японии – второй по величине в мире после США – в марте 2012 г. (конец финансового года) превысит 1 квадрильон иен. Это уже новая размерность долговых проблем – единица с 15-ю нулями. Впрочем, это «всего» около $13 трлн., что ненамного меньше недавно озвученных американских $15 трлн.
Между тем, долг США – это лишь около 100% ВВП, а японский суверенный госдолг уже около 220 % от ВВП. По данным министерства финансов Японии, за год госдолг вырастет более чем на $50 трлн иен (около $600 млрд).
О Греции, Италии, Испании, Португалии – не писал только ленивый. В их стройный ряд присоединилась Венгрия. Летом 2010 г. венгерский министр национальной экономики Дьердь Матольчи сделал гордое заявление: «Мы вышвырнули МВФ из Венгрии».
А вот тот же Матольчи 17 ноября неожиданно сообщил: «Правительство заключает соглашение с МВФ о сотрудничестве нового типа». «Надо уметь приспосабливаться к новым условиям», – прокомментировал зампред правящей партии FIDESZ Лайош Коша неожиданный даже по меркам венгерской политики поворот. А условия изменились лишь в худшую сторону. Несмотря на принятие меры ничего не изменилось.
Надежда на новый плоский 16%-ный подоходный налог, который обеспечил бы рост внутреннего потребления умирает в муках рецессии. Возможное восстановление экономики ЕС, которое дало бы толчок венгерскому экспорту, скрывается за горизонтом. Финансовые рынки правительство хотело упокоить тем, что дефицит бюджета не превысит 3% ВВП и снижением государственного долга с 81% до 77% ВВП.
Но все получилось иначе. Из-за падения курса форинта к евро госдолг стоит на уровне 82%. Плоская шкала НДФЛ почти не сказалась на доходах малоимущих, а богатые предпочли новые доходы либо сберечь, либо потрать за пределами Венгрии. Попытки правительства решить проблему бюджетного дефицита с помощью чрезвычайных налогов на крупные корпорации, национализации пенсионных сбережений и других популистских решений не дали особого эффекта.
Рынки сочли эти меры жестами отчаяния, а не продуманной политикой, и усомнились в экономических перспективах Венгрии. В октябре аукционы венгерских гособлигаций провалились дважды: не было достаточно интересующихся, или покупатели требовали слишком большой процент. На третий раз государство сдалось: 17 ноября гособлигации на 3, 5 и 10 лет на общую сумму $350 млн ушли под 8,4–8,8%, притом, что в ЕС уже 7% считается критическим уровнем. Проблему усугубили заявления международных рейтинговых агентств о том, что они планируют снизить рейтинг венгерских гособлигаций до «мусорной» категории.
В общем, картина захлебывающегося финансового мира проявляется все четче.
Какой же из этого имеется выход?
Его, возможно, видят политики и экономисты, но пока никаких внятных рецептов мы не слышим и не видим. На мой взгляд, есть только один путь. Он не решит проблем, но позволит собраться с силами. О втором варианте, чуть позже.
Итак, большая двадцатка, БРИК и прочие, влияющие на экономику должны прийти к нулевому варианту.
Сейчас слишком много долгов, огромная инфляция, много мусорных бумаг и т.д. в действующей, по нынешним правилам, системе от них избавиться невозможно.
Мое предложение будет таким:
1. Провести деноминацию основных валют. Раскрою суть: необходимо выпустить новые доллары, евро, и прочие основные валюты. Произвести обмен старых купюр на новые, к примеру, как один к десяти. Или один к ста. Возможно, один к тысяче (это, на усмотрение экономистов).
2. Списать все долги номинированные в старых валютах для всех стран.
3. Проанализировать механизмы кризиса и, по возможности, обезопасить финансовую систему в будущем.
4. Уменьшить роль и влияние финансовых, особенно банковских, институтов.
5. Уменьшить существующие перекосы в экономике.
6. Направить инвестиции в реальный сектор.
Но главный шаг, я подчеркиваю, это деноминация и ввод новых валют под старыми названиями.
Этот путь, пока самый реальный.
Другой путь, скажем так революционный, пока не просматривается. Даже акции «Захвати Уолл-стрит» это еще не революция. И вообще если революция – то кого? Кто будет революционной опорой, революционным классом? Опять же отсутствие реальной, внятной, объединяющей идеологии.
Я специально поставил впереди тот вариант, который сможет, на некоторое время заморозить и спасти капитализм. Это создаст условия для созревания нового мира. Если на то будет воля народов.