Разрушение мифов о советской демографии
По итогам 2007-го года число родившихся в России детей вырастет по сравнению с прошлым годом примерно на 7% и составит 1 миллион 600 тысяч. Это будет максимальное значение за последние 15 лет. По сравнению с минимальным значением 1997-го года (1 млн. 280 тысяч), количество рожденных детей в 2007-м году возрастет ровно на 25%. В следующем, 2008-м году рождаемость, скорее всего, еще немного вырастет, и будет расти до 2010-го года, когда число рожденных детей может составить 1,75-1,85 млн. человек. Казалось бы можно начинать аплодировать демографической политике российского правительства, давшей в столь короткие сроки столь впечатляющие результаты. Но, два обстоятельства не позволяют специалистам, знакомым с основами демографической науки, зайтись в вероподданическом восторге. Во-первых, для простой компенсации числа ежегодно умирающих россиян необходимо, чтобы рождаемость устойчиво превышала два миллиона человек в год. В противном случае компенсировать «естественную убыль» (это такой научный термин) населения может только массовая миграция в Россию в объеме нескольких сотен тысяч человек, ежегодно. А она, в свою очередь, вроде бы признана нежелательной. Россия готова принимать мигрантов знающих русский язык, уважающих российские законы, желательно славян, желательно молодых и образованных; в количестве нескольких десятков тысяч человек в год. А во вторых, вклад демографической политики в нынешний рост рождаемости в стране является весьма незначительным, поскольку рост этот обусловлен совсем другими, фундаментальными факторами. Для доказательства последнего тезиса нам придется совершить небольшой экскурс в демографическую историю нашей страны.
Второе десятилетие ХХ века в России не задалось. Сначала страна была втянута в ненужную ей войну (Первую Мировую), да еще и не на той стороне. Потом случились две революции и Гражданская война, в ходе которой все воюющие стороны безбожно нарушали правила и законы ведения войны, широко применяли массовый террор. Миллионы мужчин были мобилизованы. Миллионы мужчин, женщин и детей погибли в ходе ведения боевых действий, а также от голода, холода и эпидемий. Понятно, что рождаемость в период между 1915-м и 1924-м годами резко сократилась. Конечно, дети все равно рождались, несмотря на все невзгоды. Но, рождалось их мало. Поколение девочек, рожденных в эти годы, оказалось в 2,5 раза меньшим, чем предыдущее.
Следующее десятилетие по сравнению с кошмаром предыдущего оказалось куда как более благополучным. Новая экономическая политика (НЭП) по сравнению с политикой «военного коммунизма» была настоящей либерализацией. Не велись масштабные войны. Не было чудовищных эпидемий типа пандемии испанки в 1919 году. Даже новые жестокие экономические эксперименты: коллективизация и раскулачивание, приведшие к голоду в середине 30-х гг.; индустриализация и милитаризация, сопровождавшиеся массовыми репрессиями и террором по отношению к целым социальным группам населения не очень сильно сказались на рождаемости. Между 1925-м и 1940-м годами ежегодно в России рождалось более трех миллионов детей, а в СССР – более шести миллионов. Справедливости ради надо все-таки отметить, что в 1925-1929 гг. рождаемость все-таки была на 10% выше, чем в 1935-1939 гг. В связи с начавшемся снижением рождаемости в конце 30-х годов в СССР были вновь запрещены аборты, разрешенные почти сразу после Октябрьской революции 1917-го года.
В начале 40-х годов прошлого века немногочисленной когорте российских женщин 1915-1924-го годов рождения пришла пора (18-25 лет) создавать собственные семьи. Даже, если бы не было войны, рождаемость в начале – середине сороковых сократилась бы на 25-30%, до 2.1-2,25 миллионов новорожденных в год. Но война была. Страшная четырехлетняя мясорубка в ходе которой погибло и умерло от голода и болезней то ли 20 толи 26 миллионов советских граждан, из которых как минимум половину составляли россияне. И рождаемость в этот период, естественно, резко сократилась. В три раза – до одного миллиона.
Никакого послевоенного «бэби –бума» в России (РСФСР в составе СССР), в отличие от США не было. Если за «бэби – бум» не считать естественное восстановление деторождения в связи с возвращением примерно 7-8 миллионов молодых мужчин домой в результате демобилизации 1945-1947 гг. Но, даже в 1950-м году в СССР (и России) родилось на 20% меньше детей, чем в 1940-м году. И уже никогда больше в России за год не родится три миллиона детей.
Существенный рост рождаемости (до 2,6-2,8 миллионов новорожденных в год) произошел во второй половине 50-х годов, когда в наиболее благоприятный возраст для рождения детей (20-30 лет) вошло поколение женщин 1925-1935 годов рождения. Самая многочисленная когорта советских женщин. Еще семь лет назад у нас в России можно было наблюдать своеобразный парадокс: шестидесятилетних граждан (1931-1940 годов рождения) было больше, чем пятидесятилетних, граждан 1941-1050 годов рождения.
А во второй половине 60-х годов рождаемость в России резко сократилась. Впервые в истории нашей страны, в мирное время за год стало рождаться менее двух миллионов детей. За 1965-69 гг. родилось на 25% меньше детей, чем за предыдущую пятилетку. Здесь, наверное, надо напомнить, что вторая половина 60-х годов ХХ века была «золотым веком» СССР. Ужасы тоталитаризма ушли в прошлое, система ГУЛАГ была демонтирована, за 20 послевоенных лет страна была полностью восстановлена, продовольственная проблема была временно решена благодаря освоению целинных и залежных земель в северном Казахстане и южной Сибири. За десять лет ударного жилищного строительства была временно решена жилищная проблема – десятки миллионов семей переехали из бараков, времянок и коммунальных квартир на 15-25 семей в отдельные квартиры или коммунальные на 2-3 семьи. Экономика действительно росла высокими темпами. Росли и реальные доходы населения. В 1964-м году начался массовый выпуск легковых автомобилей для «простых» людей. В 1961-м году первый землянин, советский человек побывал в космосе. Все это вызвало в обществе волну оптимизма и энтузиазма. До начала застоя оставалось более пяти лет. И вот на фоне этого реального благополучия рождаемость резко снижается. Объяснение этого феномена весьма простое – 1965-1971 годы, когда в возрасте 18-30 лет находились женщины, родившиеся в 1941-1947 гг. – самая малочисленная (пока) когорта российских женщин.
В начале 80-х годов дряхлеющее руководство СССР предприняло отчаянную попытку «исправить» ход демографической истории страны. До трех лет (с одного года) был увеличен отпуск по беременности и уходу за новорожденным. В два раза были увеличены денежные выплаты семьям с детьми. Молодым семьям обещали помочь в решении жилищного вопроса; он к тому времени снова обострился. Были введены почетные звания типа – «мать героиня» и учреждены соответствующие медали. Семьи с 20 и более детьми обещали брать на полное государственное обеспечение. В 1983-м году в России родилось 2,5 миллиона детей, на 5% больше, чем годом ранее и на 10% больше, чем в 1980-м. Но уже в следующем году родилось на 100 тысяч детей меньше. И столько же в 1985-м. В середине 80-х к предпринятым ранее мерам добавилась антиалкогольная компания и общий энтузиазм по поводу начала политических и экономических преобразований в стране: «Перестройка», «Гласность», «Новое мышление», «Кооперативное движение» и все такое. В 1986-м году в России родилось 2,5 миллиона детей. В 1987-м – снова 2,5 миллиона. В 1988-м – 2,35 миллиона (как в 1982-м). А потом наступила «расплата за грехи». В 1989-м году родилось 2,15 миллиона (минимальное значение за 10 лет), в 1990-м – ровно два миллиона (минимальное значение за 25 лет), в 1991-м – 1 миллион 800 тысяч (минимальное значение за последние 45 лет, т.е. с 1946-го года). Заметим, что до распада СССР и обвала экономики России оставалось еще несколько месяцев. Как вы понимаете, демографическая реакция на те или иные события или меры наступает, если вообще наступает, не ранее чем через 9-12 месяцев после того как эти события происходят или меры объявляются. Что же произошло? Да в общем – ничего особенного! За восьмидесятые годы в России должно было родиться 22-23 миллиона детей. Они и родились (23,2 миллиона). Но вместо равномерного распределения по 2,2-2,3 миллиона новорожденных в год, мы получили «рукотворный пик» в середине десятилетия и «рукотворный провал» в конце. Некоторые семьи (весьма не многие) в ответ на меры демографической политики не стали «заводить» (гадкое словечко) больше детей. Они сократили интервал между рождением первого и второго, второго и третьего ребенка. Если в семидесятые средний интервал между рождением первого и второго ребенка составлял 4-4,5 года, то в середине 80-х он сократился до 3-3,5 лет. Вот и все. Но, кто хотел (и мог!) иметь двух детей, тот двух детей и родил. Кто хотел трех – родил трех. К добру ли, или к худу, но никакими мерами: ни кнутом (запрет на аборты, дискриминация бездетных и т.п.), ни пряником (пособия, льготы, почести и т.п.) семью невозможно заставить иметь больше детей, чем она хочет (и может!) иметь. Проверено многократно со времен Октавиана Августа до Николау Чаушеску.
Демографы ожидали спада рождаемости в начале 90-х годов. Процентов на 25-30. Т.е. до уровня 1700-1800 тысяч новорожденных в год. Еще 15-20% мы недосчитались из-за экономического кризиса и резкого падения уровня жизни. В условиях, когда 40% населения оказалось за чертой бедности, а 50% «барахталось» у этой мерзкой черты, когда инфляция зашкаливала за 100% годовых, а то и за 1000%, когда загадывать дальше чем на 2-3 месяца вперед считалось непозволительной роскошью и фантезерством рождаемость не могла не снизиться на «дополнительные» 15-20%.
Сейчас в активный репродуктивный возраст входит достаточно многочисленная когорта женщин, рожденных в середине 80-х годов прошлого века. Естественно, рождаемость должна была возрасти на 12-15%. Еще 15-20% роста обеспечивается улучшением экономической ситуации. Собственно, это никакой не рост, а сего лишь прекращение дествия фактора, дополнительно толкавшего рождаемость вниз в 90-е годы. Через десять лет на смену относительно многочисленной когорте женщин 80-х годов рождения придет очень малочисленная когорта женщин 90-х годов. Если к тому времени не удастся сменить модель рождаемости, при которой основной вклад в деторождение делают двадцатилетние, то настанут действительно тяжелые времена. В том смысле, что падение рождаемости до уровня в 1,3-1,1 миллион новорожденных в год будет очень затяжным – на 15-20 лет.
Читатель, насколько утомленный затянувшимся экскурсом в демографическую историю, наверное, уже давно спрашивает – «Какое отношение все это имеет к маркетингу?». Да в общем самое прямое! Рождаемость оказывает самое непосредственное и очень мощное влияние на численность возрастных групп. Собственно она задает эту численность на многие десятилетия вперед. А численность возрастной группы, помноженная на ее покупательскую способность, формирует потенциальную емкость любого потребительского рынка. Сейчас вот модно стало говорить о молодежном маркетинге. За прошедшие 1,5 года прошло целых четыре конференции на эту тему. Причем каждая позиционировала себя как первая в своем роде. Не будем вдаваться в дискуссию о том, в каком возрасте начинается, а в каком заканчивается молодежь. Сорокалетний Котлер молодежью считал двадцатилетних, а шестидесятилетний Котлер определял молодежь в диапазоне от 25 до 39 лет. Пускай будет от 18 до 27 лет. Сегодня к этой возрастной группе относятся примерно 22 миллиона россиян. Через 10 лет такой молодежи будет только 14 миллионов. Сейчас у нас 20 миллионов тридцатилетних, а через 10 лет их будет 22 миллиона. Сегодня из трудоспособного возраста выходят мужчины 1947-го года рождения и женщины 1952-го. А пополняют «армию труда» юноши и девушки рожденные в 1989-м. Через пять лет выбывать будут рожденные в 1952-м (мужчины) и 1957-м (женщины), а пополнять родившиеся в 1994-м, которых почти в два раза меньше.
В сухом остатке:
* Рынок труда будет испытывать нехватку кадров (от менеджеров и инженеров, до учителей и квалифицированных рабочих) еще многие годы.
* Рост заработных плат, опережающими темпами по отношению к росту производства практически неизбежен. Это хорошо.
* Рост заработной платы приведет к увеличению издержек производства и цен наконечную продукцию. Это плохо.
* Бизнесменам и предпринимателям придется все-таки заняться вопросами повышения эффективности производства. Это хорошо.
* Массовая трудовая миграция в Россию в ближайшие 15-20 лет неизбежна. Это реальность.
* Будет меняться этническая структура населения России. Это факт.
* Повышение возраста выхода на пенсию, хотя бы только для женщин (до 60 лет) практически неизбежно.
* Решение проблем, которые задают демографические вызовы выходит далеко за рамки срока службы одного правительства и одного, пускай даже очень популярного президента. Последним остается либо незаслуженно пожинать плоды того, чего они не сеяли (вот повезло), либо получать тумаки за то, над чем они не властны.
Соотношение числа рожденных детей и количества двадцатилетних женщин
Количество девочек, родившихся за десятилетие. Млн.
Рождаемость и смертность в России. 1982 – 2016 гг.
Автор — Игорь Березин
Категории: Мир| Contra Historia