Патриархальный фронт. Донецкие и церковная экспансия Москвы

Администратор | 9.02.2012 8:04

Вашему вниманию материал, составленный из различных текстов, который покажет расстановку сил, средств и знаковые события в холодной войне УПЦ МП и РПЦ МП. Некоторые материалы не самые последние, но в прессе широко не освещались. Благодаря им можно обрисовать близкую к объективности картину «ситуации на фронте».

ЧАСТЬ 1. ГЛАВНЫЕ ИГРОКИ И ЦЕНТРЫ ВЛИЯНИЯ.(ИНФОРМАЦИЯ НА СЕНТЯБРЬ 2011 ГОДА)

Согласно данным издания «Фокус» Киевская митрополия стала местом столкновения различных кланов в борьбе за власть. Против митрополита Владимира намеревались выступить сторонники митрополита Илариона Донецкого, которые хотели заручиться поддержкой известного митрополита Павла Лебедя, наместника Киево-Печерской Лавры. Согласно информации «Фокуса» последний отказался от такого союзничества, но борьба будет продолжаться, поскольку ее инспирируют некоторые круги из руководства Московского патриархата.

Инсайдерскую информацию раздобыл: Глеб Коваленко

В действительности вся эта интрига является лишь частью великой борьбы за власть. Удержать ситуацию «под ковром» удается не всегда. Но вся информация, которая становится известной широкой публике — лишь фрагментарная и вся картина борьбы за власть вряд ли будет адекватно воспроизведена. Тем не менее, есть возможность уже сегодня дать эскизное изображение, которое давало бы представление о событиях вокруг престола Киевского митрополита. Итак, кто и как борется за духовную власть в УПЦ?

БОРЬБА МИТРОПОЛИТА ВЛАДИМИРА

Как это ни странно, активную борьбу за власть вынужден вести сегодняшний предстоятель УПЦ МП. Сохранение позиций митрополита Владимира — это результат его постоянной политики, без которой он бы давно доживал свои дни «на покое». С одной стороны, митрополит сохраняет верность Москве, не объявляя об автокефалии УПЦ.

С другой стороны, он постоянно держит Москву в напряжении, напоминая о самостоятельности УПЦ. За последние годы митрополит напоминал о самостоятельности УПЦ несколькими способами.

Во-первых, митрополит Владимир инициировал переговоры с УАПЦ и УПЦ КП, подчеркивал готовность принять украинских «раскольников» как братьев. Как сам процесс переговоров, так и возможное присоединение хотя бы УАПЦ, ставят вопрос о «уточнении» статуса УПЦ, перехода от самостоятельности де-факто к самостоятельности де-юре.

Последний раз УПЦ была готова принять УАПЦ на недавнем Соборе, но процесс был остановлен из-за запрета высшего руководства России. УАПЦ при вхождении должна сохранить автономию, а такая автономная церковь может входить в состав только автокефальной церкви.

Ибо не может быть автономии в автономии. Итак, даже если вопрос о «уточнения канонического статуса» УПЦ не встал бы сразу, и вхождение УАПЦ рассматривалось бы как победа и Киева, и Москвы, все равно в перспективе пришлось бы рассматривать вопрос об автокефалии УПЦ. А за уточнением канонического статуса можно обращаться не только в Москву. Но и в Константинополь, который по канонам имеет власть высшего арбитража в православии, и к Предстоятелям всех Православных Церквей. Последние периодически собираются на свои совещания, на которых уже помогали преодолеть кризис в Болгарской и Иерусалимской Церквях.

Во-вторых, митрополит Владимир инициировал все новые поправки к Уставу УПЦ, не обращаясь за их согласованием к патриарху. Поправки не всегда имеющие отношение к расширению прав УПЦ. Например, такими «нейтральными» поправками является положение об увеличении числа постоянных членов Синода УПЦ.

Другие поправки касаются символического напоминания о самостоятельности УПЦ. Например, литургического наименования митрополита «отцом». Или возможного возобновления давней традиции Киевской митрополии варить миро самой (миро — особое вещество, без которого не происходит крещение. Варка миро предстоятелем — символ самостоятельности церкви).

На Архиерейском Соборе 2008 года покойный патриарх Алексий укорил митрополиту Владимиру, что тот не представил на утверждение поправки в устав. Митрополит заручился поддержкой государства, которое регистрирует устав и изменения к нему как предоставленные украинскими религиозными организациями, без оглядки на позицию Москвы или Рима.

Сегодня вопрос о правке в устав УПЦ поднят снова. Устав с украинской точки зрения легитимный, поскольку утвержден в «Постановлении» Собора УПЦ. Создана редакционная комиссия, которая имеет право внести лишь стилистические редакционные изменения, рассмотрев предложения, прозвучавшие на соборе. С точки зрения Москвы Устав должен быть доработан, согласован с документами РПЦ и утвержден Патриархом. С украинской точки зрения эти требования де-факто противоречат Томосу 1990 года, согласно которому УПЦ «пользуется правами широкой автономии» и является «самостоятельной в управлении». Позиция УПЦ беспроигрышная, ибо с точки зрения канонов Киевская митрополия обязана действовать в пределах полномочий, предоставленных Томосом 1990 года.

Внутренние же документы РПЦ, которые могут уменьшать права УПЦ, не могут сужать объем предоставленных прав. Если же такое будет происходить, то УПЦ свободна обратиться к Константинопольскому патриарху с просьбой «подтвердить» Томос 1990 года и «уточнить канонический статус УПЦ». В этой ситуации РПЦ критикует руководство УПЦ с помощью собственных неофициальных представителей, но боится прямо поднять вопрос о статусе.

В-третьих, митрополит Владимир инициировал осуждение идеологии «политического православия», которое использовалось Москвой как пророссийское церковное движение. Именно деятельность этого движения приводилась Москвой как доказательство наличия в УПЦ большого количества верующих, которые не воспримут автокефалии УПЦ даже если она будет полностью законной (канонической).

ПАРАДОКСАЛЬНО, НО ПОЛУЧИТЬ СТОРОННИКОВ РУКОВОДИТЕЛЯМ ЭТОГО ДВИЖЕНИЯ УДАВАЛОСЬ ЛИШЬ С ПОМОЩЬЮ КУЛЬТИВИРОВАНИЯ СТРАХА ПЕРЕД СКОРЫМ КОНЦОМ СВЕТА И ПРОПОВЕДИ УЧЕНИЯ О ИДЕНТИФИКАЦИОННОМ КОДЕ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ КАК ПЕЧАТЬ АНТИХРИСТА. Это учение осуждено самой РПЦ еще в 2000 году. Но в Украине оно стало средством к мобилизации радикалов, так как хоть какого-то значительного количества собственно пророссийских православных активистов не находилось вообще.

Подобные двойные стандарты свойственны тактике оккупантов на туземных территориях.

С ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МАРГИНАЛЬНЫЕ АКТИВИСТЫ БЫЛИ ВО ВСЕМ ПОДОБНЫ СТОРОННИКАМ ВИТРЕНКО, В РЕЛИГИОЗНОЙ — СТАЛИ СЕКТОЙ С ПРАВОСЛАВНЫМ ОКРАСОМ. Неудивительно, что активистов этих движений перестали терпеть как верные УПЦ, так и ее руководство. Лидеры «политических православных» сами признали отсутствие хоть какой-то заметной поддержки их движения среди верующих УПЦ.

Против осуждения «политического православия» в 2007 году протестовало около тысячи человек, в защиту В. Лукияника, отлученного от церкви, в 2011 году собралось около сотни его сторонников. Москва сегодня не имеет доказательств в пользу того, что автокефалия УПЦ вызовет массовое движение протеста.

ЧТОБЫ УДЕРЖАТЬСЯ НА ПОСТУ ПРЕДСТОЯТЕЛЯ УПЦ, МИТРОПОЛИТ ВЛАДИМИР ОПИРАЕТСЯ В СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПОМОЩЬ МОЛОДЫХ АРХИЕРЕЕВ, КОТОРЫЕ САМИ ЕЩЕ НЕ МОГУТ ПРЕТЕНДОВАТЬ НА ВЫСШУЮ ДОЛЖНОСТЬ В ЦЕРКВИ.

Это в первую очередь управляющий делами УПЦ архиепископ Митрофан, секретарь митрополита и председатель Отдела внешних отношений архиепископ Александр. Также митрополит Владимир имеет широкую поддержку среди епископата УПЦ и верующих церкви, поскольку этому старцу нельзя упрекнуть никаких значительных грехов, которые компрометировали его лично или его политику.

ОСНОВНЫЕ КОНКУРЕНТЫ В БОРЬБЕ ЗА ПОСТ ПРЕДСТОЯТЕЛЯ

На должность предстоятеля УПЦ могут претендовать преимущественно те архиереи, которые являются постоянными членами Синода и имеют сан митрополитов. Это своего рода — «высшая лига» претендентов, члены которой имеют однако, разные шансы занять место предстоятеля.

Митрополит Никодим Харьковский (Руснак) слишком стар и по состоянию здоровья автоматически выбывает из числа претендентов. (Митрополит Харьковский и Богодуховский. Родился 18 апреля 1921 года — умер 15 сентября 2011 года. На момент смерти был старейшим как по хиротонии, так и по возрасту епископом Украинской православной церкви Московского Патриархата и Русской православной церкви. Митрополит Никодим многими признан одним из величайших церковных деятелей 20 века. Биография Митрополита Никодима удивительна и насыщенна событиями. Писал очень красивые стихи и книги, интересные широкому кругу читателей. Прихожанами вспоминается как человек удивительной доброты и большого сердца)

Митрополит Агафангел Одесский (Саввин) является этническим русским, что уже само по себе делает его шансы призрачными. Кроме того, митрополит Агафангел долгие годы пытается организовать пророссийское меньшинство в епископате УПЦ.

С одной стороны, эта деятельность имеет определенные плоды. Влияние рожденной в Одессе идеологии «быть с Россией навеки» распространяется из этого города на восток — в Донецкую область и на север — в Почаевскую Лавру.

Но при этом создать своей партии среди епископата митрополиту Агафангелу не удалось. Показательно, что на последнем Архиерейском соборе критику митрополитом Агафангелом курса Предстоятеля поддержал лишь один епископ — Алексей Гроха. Пикантность ситуации в том, что последний — викарный епископ Агафангела (т.е. епископ-помощник) и просто не мог не поддержать своего «шефа».

Другие возможные члены «агафангеловской» оппозиции — митрополит Иларион Донецкий, митрополит Ириней Днепропетровский, архиепископ Евлогий Сумской, архиепископ Ионафан Тульчинский, архиепископ Августин Львовский — отмалчивались на соборе.

Первые четверо твердо придерживаются пророссийских взглядов, последний является флюгером, который может поддержать команду в критический момент. Их молчание можно объяснить просто. Никаких шансов получить широкую поддержку среди епископата УПЦ агафангеловская позиция не имела ввиду ее радикализма.

Сегодня всем пророссийски настроенным архиереям нужен нейтралитет в отношениях с Предстоятелем, поскольку каждый может быть отправлен в отставку. Кроме самого митрополита Агафангела, права которого надежно защищены особыми гарантиями Москвы и договоренностями с митрополитом Владимиром.

Прошлогодняя отставка архиепископа Житомирского Гурия показала, что митрополия имеет достаточно пространства для блицкрига, в результате которой архиепископ может оказаться «на покое».

Митрополит Иоанникий Луганский, вообще довольно скромная личность, имеет проблемы со здоровьем (очень постарел), и не рассматривается никем как кандидатура на должность Предстоятеля.

Митрополит Онуфрий Черновицкий является одним из возможных кандидатов. Его сторонники отмечают молитовнисть, толерантное отношение к православным всех национальностей, стабильную промосковскую позицию (которая сформировалась во время долгого пребывания будущего митрополита в числе монахов Троице-Сергиевой Лавры).

Однако патриарх Кирилл заподозрил митрополита Онуфрия в деятельности, направленной против его политики. Именно его руку патриарх заподозрил в листовках, которые распространялись во время избирательного собора 2009 года и в прошлом году в Почаеве.

Открытки содержали призыв к патриарху Кириллу покаяться в грехе экуменизма. Даже если эти подозрения со временем рассеются, мировоззрение митрополита Онуфрия является слишком консервативным и «негибким» с точки зрения патриарха. А все-таки его слово имеет большое влияние, фактически силу негласного «вето» на выборах следующего предстоятеля.

В 2011 году в число «высшей лиги» возможных кандидатов на пост Предстоятеля попали две сильные личности. Постоянным членом Синода стал митрополит Донецкий Иларион (Шукало). Павел (Лебедь) сделал еще более потрясающий прыжок — получив за короткое время и звание митрополита, и статус постоянного члена Синода.

Митрополит Иларион Донецкий давно мечтает о собственном Предстоятельстве в УПЦ. Будучи долгое время архиереем в Донецке, он является ярым русофилом и украинофобом.

Это означает возможность поддержки со стороны патриарха. Тем более, что гарантом «правильности» (для Москвы) взглядов митрополита выступает православный олигарх ультраконсервативных взглядов Виктор Нусенкис.

Донецкая прописка кажется митрополиту Илариону лучшей гарантией того, что он получит поддержку нынешней власти. Но на самом деле нет никаких доказательств того, что нынешняя украинская власть поставит именно на эту кандидатуру. Тем более, что уже имеет проблемы с украинофобией Табачника. А получить «церковного Табачника» — это еще большая проблема. Неумение быть всем для всех — главный недостаток митрополита Илариона. А между тем, предстоятель должен находить общий язык с самыми разными верными из всех регионов Украины. При предстоятельстве митрополита Илариона можно прогнозировать явление, которое процветает сегодня в отношениях между УПЦ КП и УАПЦ — частые взаимные переходы общин. От митрополита Илариона побегут.

Но главное препятствие на пути митрополита Илариона в предстоятельства — не в опасении архиереев и власти за будущее церкви из-за особенностей мировоззрения кандидата. Митрополит Иларион болеет диабетом, что значительно ухудшает его и без того сложный характер.

Вспышки гнева безмерно гордого человека наводят ужас на подчиненных. Распространить атмосферу психологического террора на всю УПЦ, сделать из самих себя жертв гнева митрополита Илариона — вряд ли на такой шаг способны епископы этой церкви. Поэтому шансы митрополита Илариона — призрачны.

Именно понимая это, его друг среди олигархов Виктор Нусенкис предложил стратегический союз митрополиту Павлу. Скорее всего предложение касалось не только общей позиции на соборе, но общей борьбы за власть.

Митрополит Павел поступил правильно, отказавшись поставить на такую неоднозначную фигуру как митрополит Илларион. Итак, на пути возможного союза возникли не только личные амбиции митрополита Павла, не только верность пока сильному митрополиту Владимиру, но и слабость митрополита Илариона как возможной кандидатуры.

Митрополит Павел (Лебедь) давно шел к тому, чтобы стать одним из главных претендентов на Предстоятельство. Его таланты как религиозного менеджера, властно распоряжающегося судьбами людей, давно заметила политическая элита.

До сих талантов отношение разное. От откровенного восторга («Вот наш предстоятель!») До панического страха («Его проклятия срабатывают!»).

Политикум настораживают странные украинофобские высказывания митрополита Павла, его умение поссориться с журналистами, политиками, музейщиками — со всеми, перед кем он не испытывает потребности быть открытым.

Всех, в том числе епископат УПЦ, беспокоит психологическая неуравновешенность митрополита Павла. Он мгновенно теряет спокойствие при наличии людей или обстоятельств которые его провоцируют.
Итак, как митрополита Илариона отличают беспричинные вспышки гнева, то митрополит Павел демонстрирует то же поведение довольно часто при наличии психологических раздражителей.

Кроме того, претендент на Предстоятеля должен быть правящим епископом, а не викарием (т.е. епископом-помощником). Вообще митрополит без собственной митрополии — это довольно странное явление. Но, тем не менее, настоятель Лавры — один из претендентов на высшую должность в УПЦ.

ИТАК, ПАРАДОКСАЛЬНЫЙ ВЫВОД, К КОТОРОМУ МОЖНО ПРИЙТИ, ОЦЕНИВАЯ ВОЗМОЖНЫЕ КАНДИДАТУРЫ С ФОРМАЛЬНОЙ «ВЫСШЕЙ ЛИГИ»: КАЖДЫЙ ИЗ ПРЕТЕНДЕНТОВ ИМЕЕТ НЕДОСТАТКИ, В СИЛУ КОТОРЫХ ЕМУ НЕВОЗМОЖНО ИЛИ ПОЛУЧИТЬ СОГЛАСИЕ МОСКВЫ, ИЛИ НЕВОЗМОЖНО БУДЕТ СОБРАТЬ БОЛЬШИНСТВО ГОЛОСОВ ЕПИСКОПАТА УПЦ.

Большие шансы может иметь митрополит Онуфрий — но этот выбор скорее всего будет заблокирован Москвой. Вторым по рейтингу будет митрополит Павел — но удастся ли ему собрать большинство при своей скандальной репутации и взрывном темпераменте? Вряд ли. В этих условиях мы вынуждены обратиться к оценке «второго эшелона» возможных кандидатов.

СКАМЕЙКА ЗАПАСНЫХ

Во втором эшелоне претендентов объективно находятся люди, которые являются митрополитами в УПЦ, но не Постоянными членами Синода. Или наоборот, есть Постоянными членами Синода, но не имеют звание митрополитов.

Ириней, митрополит Днепропетровский допустил глобальную ошибку, десятилетиями прикрывая собственным авторитетом деятельность газет и журналов типа «Спасите наши души», «Мир православия».

В этих СМИ велась систематическая пропаганда идей политического православия. КОРОТКО ОПИСАТЬ ИДЕОЛОГИЮ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРАВОСЛАВИЯ НЕТРУДНО: ВЕСЬ МИР ПОДЧИНЯЕТСЯ ЗАПАДУ, КОТОРЫЙ ЯВЛЯЕТСЯ ВОПЛОЩЕНИЕМ МИРОВОГО ЗЛА. С ЭТИМ ЗЛОМ НЕОБХОДИМО БОРОТЬСЯ ВСЕМИ СРЕДСТВАМИ.

В ПРИНЦИПЕ ТАКИЕ ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СООТВЕТСТВУЮТ ДОКТРИНЕ ПАТРИАРХА КИРИЛЛА. НО ВОТ ПОТОМ ИДУТ ИНТЕРЕСНЫЕ УТОЧНЕНИЯ. ЕСЛИ ЦЕРКОВЬ (УПЦ, РПЦ) НЕ ПРИДЕРЖИВАЕТСЯ ЧИСТОТЫ АНТИЗАПАДНОЙ ЛИНИИ, ТО С НЕЙ ТОЖЕ НУЖНО БОРОТЬСЯ!

Поскольку журналисты, которые издают эти журналы и газеты, страшно далеки от осведомленности с церковным учением, то им легко обвинить в пособничестве Западу практически каждого епископа. Епископ не выступает против номеров налоговой инспекции? Еретик! Епископ не учит о запрете для православных проходить вакцинацию? Предатель! Епископ не осудил экуменизм? Его епископство уже недействительно! Таким способом оправдывается и поднимается как лозунг «борьбы за православие» любое антинаучное или социопатическое мракобесие , опасное для существования нации.

Ясно, что при таком подходе любой епископ, священник или мирянин может быть объявлен «нечистым» или вселенным бесами. Церковные авторитеты подменяются авторитетом «старцев», часто — анонимных. Проповедь церкви подменяется странным набором фантазий невоцерковленных людей, которые «борются с мировым злом» в «последней битве» (во время которой обычные нормы церковной жизни якобы перестают быть обязательными).

То, что выводы о еретичности патриарха или епископов, не делают сами журналисты, — не уменьшает их вину. Каждый читатель «сам» легко приходит к сектантскому обвинению всех. Ясно, что покровительство такой идеологии, которая как раковая опухоль разъедает церковь, уничтожило шансы митрополита Иринея на избрание Предстоятелем.

Так как он или не понимает пагубности деятельности этих журналистов — и поэтому не может быть избранным. Или он сознательно разрушает церковь — и поэтому не может быть избранным. Кроме того, митрополит имеет почтенный возраст, что тоже вызывает определенные оговорки.

Митрополит Лазарь Симферопольский тоже имеет уже почтенный возраст, не лучшее здоровье. И главное — в начале 1990-х он поддерживал курс на автокефалию УПЦ. Такого Москва не забывает.

В проавтокефалистских настроениях Москва подозревает митрополита Нифонта Луцкого. Хотя он клянется в верности «единой и неделимой» РПЦ, его считают убежденным сторонником автокефалии.

Делается это заключение на основе анализа украинофильской деятельности митрополита. Украинские молитвенники и служебники. Пропаганда украинского произношения церковнославянской службы (есть и такое!). Да, Москва и эту кандидатуру не пропустит.

Открыто говорит о необходимости для УПЦ автокефалии митрополит Черкасский Софроний. Ясно, что Москва не даст и малейших шансов этому митрополиту быть избранным.

Митрополиты Хмельницкий Антоний и Овручский Виссарион отличаются отсутствием какой-либо позиции, какой-либо заметной деятельности. Их поведение позволяет говорить о безответственности этих, в принципе неплохих, епископов. Итак, шансы есть, но незначительные.

Митрополит Питирим Николаевский в свое время побывал в тюрьме. Или там, или еще на свободе, его характер претерпел деформации. Неумение контролировать собственный гнев не позволяет ему всерьез претендовать на Предстоятельство.

Итак, среди митрополитов, которые не являются постоянными членами Синода, есть разные кандидатуры, которые по тем или иным причинам вряд ли будут избраны на пост Предстоятеля.

ЗНАЧИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНЕЕ ОСОБЫЙ РЕЗЕРВ: Постоянные члены Синода, которые не имеют звание митрополитов. В закрытый клуб основных претендентов сознательно митрополит Владимир не пустил выдвиженца Москвы и лично Патриарха, архиепископа Марка (Петровца).

Он является постоянным членом Синода, но не имеет звание митрополита. В свое время Москва вернула его как личную креатуру Кирилла (Гундяева) в Украину, но он не проявил качеств бойца, не смог получить хороших стартовых позиций и сформировать собственную команду.

Наоборот, из Сум он был отправлен в Хуст. Звание митрополита, которое патриарх Кирилл пытался дать ему во время своего первого визита в Украину, не было подтверждено указом Митрополита Владимира и Синода УПЦ. Соответственно, об усилиях выдвинуть архиепископа Марка Хустского в наследники пока можно забыть.

Шансы архиепископа Александра (Драбинко) можно не обсуждать из-за его молодости.

Как возможный преемник митрополита Владимира на посту Предстоятеля, привлекает все большее внимание архиепископ Митрофан Белоцерковский, управляющий делами УПЦ. По своему характеру архиепископ Митрофан является живой копией сегодняшнего предстоятеля.

Умеренность и мудрость, взвешенность и осторожность — это положительные черты этого многолетнего помощника митрополита Владимира. Очевидно, что такой кандидат имеет все шансы быть избранным, поскольку УПЦ нуждается именно в таком кандидате.

Слишком сложным является положение в УПЦ, слишком серьезно объективное многообразие, чтобы обойтись без «митротворца». Но именно осторожность и умеренность архиепископа Митрофана вызывает беспокойство в Москве. Если есть шансы, то необходимо поставить на Киевскую кафедру свою кандидатуру.

ДЖОКЕР

Как в каждой азартной игре, в борьбе вокруг места Предстоятеля УПЦ, появился неожиданный кандидат. Несколько месяцев назад в прессе заговорили о желании патриарха прислать в Украину своего ближайшего соратника — митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева), председателя ОВЦС.

Илларион Алфеев, оставаясь Председателем ОВЦС РПЦ, должен стать митрополитом Харьковским и Постоянным членом Синода УПЦ.

Но он не занял этой интересной стартовой площадки в борьбе за Престоятельство и не вызвал восторга в УПЦ как возможная кандидатура на высший пост.

Во-первых, все хорошо помнят как он боролся с митрополитом Антонием Сурожским. Молодой Иларион Алфеев не побоялся предать авторитетного православного пастыря и богослова, своего учителя — ради карьеры в РПЦ.

Это предательство деформировала его самого, уничтожило в нем веру в людей. Так, при перемещении в Харьков, от митрополита Илариона можно было бы ожидать войны с митрополитом Владимиром. Во-вторых, епископат УПЦ состоит в основном из украинцев. Желание выбирать россиянина — это уже что-то из рода фантастики. А еще говорят, что митрополит Иларион — ну, не совсем русский …

ШАНСЫ МИТРОПОЛИТА ИЛАРИОНА В УКРАИНЕ — БЛИЗКИ К НУЛЮ, И В ЭТИХ УСЛОВИЯХ МОСКВА ПОДУМЫВАЕТ О ЗАПАСНОМ ВАРИАНТЕ — ПРЯМОМ ПАТРИАРШЕМ ПРАВЛЕНИИ.

ПАТРИАРХ КИЕВСКИЙ КИРИЛЛ?

Идея прямого патриаршего правления родилась скорее всего в голове самого патриарха Кирилла. Еще во время своего первого визита в Украину он всячески намекал, что является не только патриархом Московским, но Киевским. Логика этой манипуляции такова: Россия и Украина входят в единое цивилизационное пространство, в котором есть один патриарх, но несколько столиц: Москва, Петербург, Киев, Минск …

Но если вернуться к логике канонического права, то вариант с прямым правлением становится невозможным. Патриарх не может отстранить митрополита Киевского и напрямую править УПЦ, поскольку последняя — самостоятельная церковь и должна иметь своего предстоятеля.

Патриарх не может стать патриархом Киевским, не отказавшись от того, чтобы быть предстоятелем Московским.

Ясно, что возвращение в Киев могло сцементировать Московскую патриархию. Но можно помыслить себе такое, чтобы власти России разрешил патриарху «вернуться в Киев», сведя Москву к статусу митрополии?

(Можно. В Кремлевских кулуарах есть настойчивые сторонники подобной идеи. По их мнению этим убивается три зайца. Украина остается привязана к Москве как буфер, источник ресурсов, дешевой рабсилы и солдатчины. Украинцам дается на откуп фетиш о «наконец-то признании величия Киева» — пусть играются. Москва остается колониальным центром, где бабло побеждает зло. Причина, почему некоторые в Москве уверены в этой акции — «второсортность смалороссийщенных хохлов», неспособных к стратегическим самостоятельным идеям и самоуправлению, испытывающих панический страх перед более сильными государствами. Прим.переводчика)

Итак, патриаршее прямое правление просто невозможно. Патриарху остается на уровне пиара демонстрировать «кто в доме хозяин».

Но и здесь происходят казусы. Патриарх проводит Синоды РПЦ в Киеве (как одной из духовных своих столиц). Однако в Софии Киевской вынужден отдать престол митрополитов именно Владимиру Сабодану. Потому что это — именно его престол.

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Епископат будет держаться за митрополита Владимира, будет оказывать сопротивление кандидатурам Москвы. Митрополит Онуфрий будет ждать и ничего не делать. Митрополит Павел и архиепископ Митрофан будут осторожно говорить с епископами о их желаниях.

Митрополит Иларион Донецкий будет бросаться в истерику и просить о содействии все новых политиков или бизнесменов. Рекламировать себя как умного русофила будет Ионафан Елецкий. Мечтать о собственном шансе будет Александр (Драбинко) и Антоний (Поканич). Плакать по утраченному реноме будет архиепископ Львовский Августин.

И НИКТО НЕ БУДЕТ ЗАДУМЫВАТЬСЯ ОБ ОТВЕТЕ ЗА СУДЬБУ УКРАИНЫ И УПЦ. ЗАДУМАТЬСЯ МОГУТ ЗАСТАВИТЬ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА!

ВОЗМОЖНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО ИСТОРИИ

Все карты могут быть смешаны в результате простых исторических обстоятельств. В Украине — самый большой православный раскол. Ответственность за решение проблемы взяла на себя Московская патриархия. Но ничего не сделала. ПО ЛОГИКЕ КАНОНОВ ЭТУ ПРОБЛЕМУ МОЖЕТ И ДОЛЖЕН РЕШИТЬ ПАТРИАРХ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ.

А это значит, что в каждую минуту есть возможность глобального переформатирования украинского православия. ЕСЛИ ЖЕ СОБРАТЬ В ЕДИНЫЙ СОБОР ЕПИСКОПАТ УПЦ, УАПЦ И УПЦ КП, ТО РЕАЛЬНЫЕ ШАНСЫ БЫТЬ ИЗБРАННЫМ ИМЕЮТ ТОЛЬКО ДВА ПРЕТЕНДЕНТА — ОДИН ОТ УПЦ, ВТОРОЙ — ОТ УПЦ КП. ПЕРВЫЙ — ПОТОМУ ЧТО УМЕРЕННЫЙ. ВТОРОЙ — ПОТОМУ ЧТО УМНЫЙ.

Возможно, именно кто-то из них и будет преемником митрополита Владимира.

ЧАСТЬ 2. ЗАГОВОР. ДАННЫЕ НАЧИНАЯ С 26.01.2012года.

«…Сердечно вітаю всіх з Днем пам’яті священномученика Володимира, митрополита Київського і Галицького, мого попередника на древній Київській кафедрі, який першим своєю кров’ю засвідчив вірність Христу та Його Церкві в буремні роки безбожниць кого свавілля.

Нелегкий час переживає наша Свята Церква і нині. Терзаєма зовнішніми чинниками нинішнього секулярного світу її терзають і внутрішні розколи та розбрат, які сіє поміж вірних «князь віку цього». Нажаль до всіх цих незгод додаються і внутрішні чвари, котрі ніяким чином не сприяють цілям і меті, котрі перед нами священнослужителями, ставить Господь наш Іісус Христос: сіль перестає бути солоною, мамона випереджає Господа, двері в двір овчий часто зачинені, а виноградарі ділять чужий врожай…» Из обращения митрополита Владимира к участникам сборов Киевской епархии.08.02.2012года. (к кому обращены эти слова — догадаться несложно. Интересно, патриарх Кирилл (Гундяев) понимает украинский язык?)

В УПЦ МП фактически произошел переворот — решение Священного Синода, прошедшего 26 января без участия митрополита Владимира, де-факто предусматривает отстранение его от управления церковью. Об этом пишет «Зеркало недели. Украина».

Сейчас, по информации издания, власть сосредоточилась главным образом в руках Синода, а точнее, некоторых его участников. Все это позволило наблюдателям сравнить участников синода с ГКЧП.

Еще одним результатом заседания Синода стало то, что контроль над церковью приняли архиереи, которые финансируются известным бизнесменом и церковным меценатом Виктором Нусенкисом, отмечает издание.

Следует отметить, что летом 2011 года на Юбилейном соборе Нусенкис открыто объявил о том, что уходит в оппозицию к Владимиру.

«Если верить официальным комментариям, последовавшие за Синодом, предстоятель УПЦ обязан подчиниться решению Синода. В крайнем случае он может записать свое «частное мнение». Он не может просто «отменить» эти решения. И в таком положении митрополит Владимир будет оставаться до тех пор, пока не окажется «в полной мере способен выполнять свои обязанности», — констатирует издание.

СЕКРЕТАРЬ ВЛАДИМИРА СООБЩИЛ, ЧТО МИТРОПОЛИТ БЫЛ ГОТОВ ПРОВОДИТЬ СИНОД И ЖДАЛ АРХИЕРЕЕВ В БОЛЬНИЦЕ, ПОКА ЕМУ НЕ СООБЩИЛИ, ЧТО ЗАСЕДАНИЕ УЖЕ СОСТОЯЛОСЬ, А ЕГО «НЕ ХОТЕЛИ БЕСПОКОИТЬ».

По информации издания, отсутствие на заседании Синода Владимира позволило решить важную проблему: утвердить комиссию по пересмотру Устава УПЦ — вопрос, который вызвал скандал на летнем соборе. В результате в комиссию вошли люди, очень далекие от идеи автономии УПЦ.

«И это можно считать маленькой, но очень важной победой Московской патриархии и ее ближайших союзников в украинском Синоде», — говорится в статье.

ЕСЛИ ПРИВЕСТИ УСТАВ УПЦ В СООТВЕТСТВИЕ С УСТАВОМ РПЦ, БУДЕТ УЖЕ НЕВАЖНО, КТО БУДЕТ МИТРОПОЛИТОМ КИЕВСКИМ, «ЮРИДИЧЕСКИ ЗАВИСИМОСТЬ УПЦ ОТ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ БУДЕТ ЗАКРЕПЛЕНА.

Напомним, ранее на заседании Священного синода УПЦ МП 26 января на время болезни митрополита Владимира управляющим Киевской епархией был назначен наместника Киево-Печерской лавры митрополита Павла (Лебедя).

ЧАСТЬ 3.ВОЙНА В УПЦ МП: ВЛАДИМИР ПЫТАЕТСЯ ВЕРНУТЬ ПОЛНОМОЧИЯ, ОТОБРАННЫЕ СИНОДОМ

Митрополит Владимир, который находится в больнице, впервые за последние недели вмешался в кризисную ситуацию, сложившуюся после резонансного заседания Священного Синода УПЦ от 26 января .

Владимир обнародовал свое Обращение к участникам собрания Киевской епархии, в котором дезавуировал решение Синода о назначении настоятеля Киево-Печерской лавры митрополита Павла (Лебедя) временным управляющим Киевской епархией и сообщил, что он, Предстоятель УПЦ, продолжает руководить этой епархией, сообщает корреспондент «Религии в Украине » .

Реагируя на навязываемую ему «недееспособность», митрополит Владимир высказался о своем состоянии иначе: «Я вошел в тот период жизни, который псалмопевец называет «труд и болезнь». Благодаря молитвенной поддержке Господь, по словам главы УПЦ, «уводит меня от «одра болезни»».

Очевидно, имея в виду последние события в УПЦ Предстоятель напомнил духовенству, что Церковь не только «терзаема внешними факторами нынешнего секулярного мира», но и «внутренними расколами и распрями, которые сеет между верными« князь мира сего «». К этому «добавляются и внутренние распри, которые никоим образом не способствуют целям и задачам, которые перед нами, священнослужителями, ставит Господь наш Иисус Христос: соль перестает быть соленой, Мамона опережает Господа (камень в огород Кирилла -ТЕКСТ) , двери в овчарню часто закрыты, а виноградари делят чужой урожай «.

Митрополит Владимир поблагодарил Священный Синод УПЦ «за предоставленную нам помощь в управлении Киевской епархией» при назначении на время болезни Предстоятеля временно управляющего этой епархией митрополита Вышгородского и Чернобыльского Павла, однако заявил, что «оставляет за собой право быть управляющим архиереем Киевской кафедры».

Напомним, что решение Синода о назначении владыки Павла временно управляющим столичной епархией УПЦ произошло без санкции главы УПЦ и фактически устраняло его от власти в епархии «на период болезни». Как видим, это решение Синода глава УПЦ пытается отменить, несмотря на одобрение решений Синода УПЦ Патриархом Кириллом.

Митрополит Владимир напомнил в своем обращении, что в свое время Киевская епархия была разделена на викариатства во главе с викарным епископами. «Как показала практика, — говорится в Обращении, — такой стиль управления оказался эффективным и, который нас удовлетворяет. Несмотря на наше частое отсутствие в прошлом, связанное с визитами архипастырей, в епархиальной жизни не возникало проблем, с которыми не мог бы справиться созданный нами аппарат управления епархией. Надеюсь на то, что так будет и в будущем «.

Фактически глава УПЦ снизил статус митрополита Павла, переведя его из «временно управляющего епархией» в «старшие викарии».

Как рассказал корреспонденту «Религии в Украине» источник в УПЦ, после обнародования Обращение Предстоятеля владыка Павел «не мог себе места найти», но заявил, что «Синод так постановил, а обращение Блаженнейшего могут только прикрепить (похоже, к журналам заседаний Св. Синода — ред.) и рассмотреть на следующем заседании».

http://texty.org.ua/pg/article/editorial/read/31525/Osin_Mytropolyta_Kerivnyka_UPC_Volodymyra_khochut_znaty
http://www.bratstvo.info/ua/novini/3100-v-upts-mp-stavsya-perevorot-na-prohannya-moskvi
http://texty.org.ua/pg/news/editorial/read/34984/Vijna_v_UPC_MP_Volodymyr_probuje_povernuty

Категории: Стена| тени

Метки: , , , , , , , , , , , , , ,