Преданная армия обретенной страны. Часть вторая

Администратор | 28.03.2012 11:21

В указе Президента Украины № 1053/2008 от 18 ноября 2008 года «О Дне флота Украины» тогдашний глава нашего государства Виктор Ющенко распорядился «с целью возрождения и развития национальных морских традиций»:

1. Установить в Украине профессиональный праздник работников морского и речного флота и военнослужащих Военно-Морских Сил Вооруженных Сил Украины — День флота Украины, который отмечать ежегодно в первое воскресенье июля.

2. Признать утратившими силу Указы Президента Украины от 29 июня 1993 N236 (236/93) «О Дне работников морского и речного флота» и от 24 марта праздник работников морского и речного флота и военнослужащих Военно-Морских Сил Вооруженных Сил Украины » .

Но поскольку в Указе Президента Украины на этом поставлена точка, то так и осталось загадкой, почему День флота Украины приурочен именно к первой неделе июля.

Автор этой публикации предполагает, что для Виктора Ющенко принципиальным было на любую другую дату перенести профессиональный праздник военных моряков.

Потому предшественник Ющенко на посту Президента, Леонид Кучма, приурочил эту дату к 1 августа потому , что в этот день в 1996 году завершились первые оперативно-тактические учения Военно-Морских Сил Украины, на которых в честь тогдашнего главы государства как Верховного Главнокомандующего Вооруженных Сил Украины во время его пребывания на фрегате «Гетман Сагайдачный» над этим кораблем подняли президентский штандарт.

«Когда мы были казаками»

Но в действительности наши военные моряки имели более древние «дни рождения». Тем более, что, по традиции, если не известна дата подписания конкретного документа о создании флота, то его «днем рождения» считают день первой победы, одержанной им.

Например, праздник ВМФ США приурочен к первой победе в 1775 году флотилии Поля Джонса над британским флотом во время войны Штатов за независимость.

Русский флот, по свидетельству византийских летописцев, победил греков под Константинополем в 860 году.
В свою очередь, победу украинских казаков над турецким военно-морским судном в Черном море в апреле 1492-го засвидетельствовано в жалобе татарского хана Литовско-Русскому князю.

На протяжении следующих 150 лет наши «москитный флот» и морская пехота, в состав которых часто входили, соответственно 300 чаек и 20000 запорожцев, добились того, что Черное море часто называли Казацким .


Моряки сине-желтые с 1917 года

Желто-синий флаг впервые поднят над кораблем, миноносцем «Завидный», в июле 1917 года в Одессе. Как Государственный Флаг Украинской Народной Республики он впервые развевался 24 декабря того же года в том же порту над линкором «Воля».

Двумя днями ранее в Киеве создали Генеральный секретариат морских дел, занимался как военным, так и торговым флотами. А 29 апреля того же года желто-голубые флаги подняли часть кораблей российского Черноморского флота, большинство офицеров и матросов которого во все времена набирались в Украине.

Зато о Военно-Морских Силах современного Украинского государства впервые речь зашла 24 августа 1991 в постановлении Верховной Рады «О воинских формированиях в Украине». Присягу на верность народу Украины первыми приняли 18 января 1992 года военнослужащие 3-й школы водолазов ЧФ, а 26-го — 17-й бригады кораблей охраны водного района Крымской военно-морской базы.

Однако Указ о создании ВМСУ подписал 5 апреля 1992 тогдашний президент Леонид Кравчук. А 21 июля того года первым кораблем, который одновременно поднял Государственный флаг Украины, вошел в состав ВМСУ и сразу же после этого прошел боевое крещение, поскольку был обстрелян тогда российским десантным судном, стал сторожевик (а по международной морской терминологии — фрегат) СКР -112 еще не поделенного между Украиной и Россией Черноморского флота.

«Братский» огонь

Стреляли по сторожевику из носовых 30-миллиметровых артиллерийских установок малого десантного корабля на воздушной подушке МДК-184, который тоже входил в состав Черноморского флота (далее — ЧФ). И если бы попали в СКР-112, на котором было 40 тонн взрывчатых веществ, то разорвали бы его на куски вместе со всем 96-личным экипажем этого корабля — восемью офицерами, шестью мичманами, 27-ю офицерами и 55-ю матросами.

МДК-184 еще рисковал навлечь на себя ответный огонь двух универсальных артиллерийских установок АК-729 — спаренных 76-миллиметровых пушек с боекомплектом в 1400 снарядов, размещенных в конечной части корпуса СКР-112. Несмотря на это, он был атакован, кроме МДК-184, еще и малым противолодочным кораблем МПК-93 и ракетным катером на подводных крыльях РК-260 из того же ЧФ.

Оба неоднократно пересекали курс сторожевика и сбрасывали швартовые концы, чтобы, намотав их на винты СКР-112, остановить его даже после того, как с него передали радиосообщение: «Иду под Государственным Флагом Украины. Нахожусь в территориальных водах Украины. Вся ответственность за возможные последствия ложится на вас «.

Однако его атаковал еще сторожевик ЧФ «Разительный», на котором в полной готовности стояла группа захвата — вооруженные морские пехотинцы. Перед абордажем он еще и пытался протаранить винты и рулевое устройство СКР-112.

А в это время сверху кружили два гидросамолета Бе-12, чьи пилоты получили приказ имитировать торпедную атаку по СКР-112. Но поскольку командование ЧФ проигнорировало просьбу командира этого авиазвена повторить приказ при включенном магнитофоне, поскольку летчик опасался личной ответственности за провокацию против сторожевика, вооруженного артустановками, то атака на СКР-112 с воздуха не состоялась.

К тому же, вскоре гидросамолеты от сторожевика отогнал его «ангел-хранитель» — истребитель СУ-27, пилот которого присягал на верность народу Украины. Откликнувшись на вызов командования Одесского военного округа спасать сторожевик от расстрела или абордажа, пилот СУ-27 стартовал с аэродрома Бельбек в Крыму даже несмотря на то, что командование ЧФ направило на взлетные полосы аэродрома ракетную установку «Град».

На помощь СКР-112 вышли и дислоцированные в Балаклаве и Одессе пограничные корабли, чьи экипажи тоже присягнули на верность народу Украины. Эскортируя СКР-112, они прервали попытку гидрографического катера ЧФ закрыть сторожевику вход в Одессу, где тот, оторвавшись наконец от преследования благодаря удачному маневрированию, счастливой случайности, истребителю Су-27 и пограничникам, благополучно ошвартовался.

Почему малый десантный корабль на воздушной подушке МДК-184 четыре раза стрелял в СКР-112, а малый противолодочный корабль МПК-93, ракетный катер на подводных крыльях РК-260 и сторожевик «разительного» пытались вывести его из строя?

А потому, что экипаж СКР-112 во главе с капитан-лейтенантом Сергеем Настенко не видели другого выхода из ситуации, о которой в двух словах не рассказать. Поэтому все по порядку.

«Мы уже не те!»

24 августа 1991 Верховная Рада приняла не только Акт провозглашения независимости нашей страны, но и постановление «О воинских формированиях в Украине». А 14 ноября того же года Президиум Верховного Совета одобрил текст военной присяги и временное положение о порядке ее составления.

Когда 1 декабря 1991-го Всеукраинский референдум, в котором приняли участие 97% военнослужащих ЧФ, подтвердил этот Акт, то «за» высказались почти 75% моряков-черноморцев.

Причем это были не только украинцы.

Например, капитан 2 ранга Железков из управления военной контрразведки ЧФ, добровольно клянясь 26 июня 1992 на верность народу Украины, объяснял свои мотивы так: «Пришел к выводу, что было бы аморально работать в Службе безопасности, не присягнув народу Украины. Было бы неестественно работать в спецслужбе на территории независимого государства, не присягнув ему «.

В свою очередь, командир батальона морской пехоты майор Виталий Рожманов, который принес присягу народу Украины 22 февраля 1992 года, сделал свой выбор в пользу нашего государства еще тогда, когда руководство СССР перебросило его в Баку.

Впоследствии он рассказывал начальнику пресс-центра Военно-Морских Сил Украины капитану 2-го ранга Николаю Савченко: «Мы поняли, что нас бросили воевать с народом Азербайджана, выполнять полицейскую функцию, сделать все, чтобы запугать людей, убить в них национальный дух, всякую веру и стремление к свободе «.

А в августе 1991 года Рожманову и его подчиненным приказали уничтожить на аэродроме в Бельбеке в Крыму … самолет президента России Бориса Ельцина, который собирался прибыть туда для освобождение главы СССР Михаила Горбачева, заблокированного на курорте Форос. Однако дали «отбой», поскольку в Бельбек прилетел не Ельцин, а вице-президент России Руцкой.

Поэтому когда командующий ЧФ адмирал Игорь Касатонов потребовал от Рожманова присягать не Украине, а СНГ, то услышал ответ: «Морская пехота уже сделала свой выбор. Нас многому научили Баку, Карабах, Тбилиси. Мы уже не те!»

Впрочем, вполне возможно, что те, кто выбрал 1991-1992 годах Украину, руководствовались не только моралью.

А иначе первый Президент Леонид Кравчук не подписывал бы 18 декабря 1991 Указ о повышении в 1,9 раза денежного довольствия военнослужащих, а в первом полугодии 1992 строительное управление ЧФ не построило бы для моряков-черноморцев за счет средств Министерства обороны Украины 393 квартиры общей площадью 25 168 квадратных метров и общежитие на 110 мест в Феодосии.

«Кто кормит флот?»

Газета ЧФ «Флаг Родины» в публикации «Кто кормит Черноморский флот и Севастополь, почему черноморцы проголосовали за независимость Украины?» капитана 2-го ранга Пасякина — специального корреспондента печатного органа Министерства обороны СССР — газеты «Красная звезда», мотивировала волеизъявления военных моряков так:

«Основные силы флота находятся на территории Украины, и она должна вершить его судьбу; в составе Черноморского флота большинство среди офицерского и мичманского состава -украинцы,они являются основой флота.

Значительная часть воинов срочной службы также украинцы. Особенно повысился их процент при новой системе призыва, когда призывников с Украины не могут послать служить без их воли за пределы республики.

Или такой факт: 98% поставок черноморцам производит Украина. Цифры убеждают лучше всяких призывов и лозунгов. Тем более — касающиеся продовольствия. Ведь голодное время наступает «.

Так или иначе, но решение руководителей Украины, Беларуси и России от 8 декабря 1991 года о прекращении существования СССР приняли на ЧФ спокойно.

(да и большинство простого народа по Союзу приняли это совершенно спокойно. В окружении например наших близких и знакомых никто на себе волосы не рвал. И я ни от кого и нигде не слышал об экстремальных эмоциях. Разговоры, споры были, но чтобы больше — нет. Цены на советскую газонефть рухнули, время было бедное, магазины пустые, инфляция — все думали о хлебе насущном, как прожить. Никакой трагедии, как сейчас иные любят подрассказать закатив глаза и в помине не было. Перелестнули как лист календаря. На независимость были огромные надежды, разговоров о будущем украинском богатстве было немеряно. Все ждали явления «чуда». Модно стало быть яростным украинофилом. Совок со своей неустроенностью и убогостью жизни, бедностью, серостью будней опостылел всем до печенок.

Баснями про Ленина и Партию все были сыты по горло — от них уже давно всех тошнило. Люди ждали перемен. Люди верили в Украину, в украинскую идею. Все хотели житейского комфорта «как на Западе», хорошей одежды и пищи, мир посмотреть, достойного будущего детям в достойной и цивилизованной стране. Короче -«пожить по людски». Но перемен не случилось — вместо серого и скудного, но гарантированного и более менее упорядоченного советского вчера, для простого люда наступило корявое украинское немочное завтра. Хуторянство всех мастей, бандиты, бывшие партаппаратчики, национал-люмпены, нувориши «бизнесмены» — от Востока до Запада правили бал. Общей цели не было, каждый боролся за свой кусок хлеба и шкуру. Основная задача была — украсть и свалить. Забитый простой народ, приученный при Союзе молчать и ничего другого кроме совка не видевший и не знавший — просто мычал. В основном спивался и потихоньку воровал. Короче — разруха и бедность. Так и прожили. Иногда, черт возьми, ловишь себя на мысли о согласии с германскими философами, с тем же Марксом, что славяне-неполноценная раса. Прим. составителя)

Более того — там тогда даже и не спорили по поводу заявления первого командующего Военно-Морских Сил нашей страны вице-адмирала Бориса Кожина: «Украина как наследница СССР, имеет право на 1/15 часть советского флота. Корабли советского Черноморского флота — 350 вымпелов -как раз соответствовали бы ее доле в общесоюзном наследстве «.

К тому же, если даже 62% кораблей Тихоокеанского флота строились в Николаеве, Херсоне, Керчи и Феодосии, то Украине должны принадлежать не менее 90% ЧФ, приписанных к ее портам.

Поэтому капитан 1 ранга Анатолий Данилов вспоминал:

«Черноморский флот с конца декабря 1991 года и в первую декаду января 1992-го полностью подчинялся Киеву и выполнял его распоряжения. Ни одного факта неповиновения на ЧФ в этот период не наблюдалось.

На кораблях, в воинских частях и в штабах соединений живо обсуждались перспективы дальнейшей службы в Украине, местные типографии штамповали бланки с текстом украинской присяги. Был период, когда даже система связи «Вьюга» (управление ядерным оружием) была заведена на Киев.

Тем более, что 30 декабря 1991 года в Минске государства — участники СНГ подтвердили свое законное право на создание собственных Вооруженных Сил в соответствии с их национальным законодательством. На основании этого объекты союзного подчинения, находящиеся на территории Украины, что касалось и ЧФ, становились ее государственной собственностью.

Здесь надо напомнить и о том, что согласно постановлению Верховной Рады Украины от 24 августа 1991 года «О военных формированиях на Украине» все воинские формирования, дислоцированные на ее территории, были подчинены Верховной Раде Украины.

К тому же, все без исключения участники СНГ в Минске юридически признали, что Украина реализует свое право на государственную собственность без каких-либо условий с 3 января 1992 года. По этому поводу Леонид Кравчук объявил, что Украина начинает реализацию своего права на создание собственной армии с 3 января 1992 года «.

Месть адмирала

Однако тогдашнее руководство Украины не учло то, что сыграло роковую роль. Начальник пресс-центра ВМС Украины капитан 2-го ранга Николай Савченко вспоминал по этому поводу:

«Очевидцы первых дней становления наших вооруженных сил рассказывали, что в коридорах Министерства обороны четыре дня подряд ходил командующий Черноморского флота адмирал Игорь Касатонов. Вне всякого сомнения, он готов был передать Украине все свое хозяйство, но его никто не захотел даже принять».

После разговоров с ним начальник пресс-центра ЧФ Андрей Лазебников уверял Савченко: «Не для того он на Юг переводился, чтобы уехать отсюда. Да и жена у него из Киева». Но адмирал, по мнению Савченко, соглашался подчинить ЧФ Украине только взамен за его назначение министром обороны нашей страны, потому что имел тогда самое высокое в ней воинское звание.

Однако в Киеве или не знали об этом, или кандидатура Касатонова не вызвала там доверия. Так или иначе, но после того, как 4 января 1992-го главнокомандующий всесоюзного ВМФ, который на несколько месяцев пережил СССР, пригрозил Касатонову перевести его в случае «разбазаривание» флота на Север, тот вдруг начал … списывать на берег офицеров и мичманов, которые уже поклялись Украине. А тех из них, кто служили в Севастопольской комендатуре, прогнали ее морские пехотинцы.

За «Украинский национализм» в запас уволили даже командира морского тральщика «Сигнальный» капитана III ранга Теймура Сулейманова и помощника командира базового тральщика БТ-126 старшего лейтенанта Теймураза Лордкипанидзе …

А уже в январе 1992-го собрания делегатов от частей ЧФ, отобранных Касатоновым, голосовали за обращение к государствам СНГ, в котором утверждали: «ВМФ — неделимый, Черноморский флот — его неотъемлемая часть и является стратегическим, а значит — должен оставаться в СНГ «.

Ибо хотя руководители стран — членов СНГ договорились, что под общее командование стратегическими силами Содружества войдут только те воинские формирования, которые выделит каждое государство по особому перечню, определенному в отдельном протоколе, представители военного ведомства бывшего СССР потребовали, чтобы под их командование было передано и те, расположенные в Украине, части, которые совершенно не принадлежали стратегическим ядерным силам.

А поскольку в Москве пытались сохранить Вооруженные Силы бывшего СССР как сверхгосударственную структуру, которая препятствовала бы постсоветским странам стать независимыми в полном смысле слова, то Кремль к стратегическим силам СНГ отнес в одностороннем порядке и ЧФ.

И это при том, что его стратегическое значение исчезло сразу после того, как Турция, которая контролирует проливы Босфор и Дарданеллы, вошла в НАТО. Именно поэтому в начале 1992 года доля ЧФ составляла примерно 10% от всего ВМФ бывшего СССР.

Тем не менее 26 января 1992 Касатонов попытался перегнать в российские порты гранды ЧФ «Керчь» и «Безукоризненний», чьи экипажи уже присягали на верность народу Украины. А когда они приблизились к российскому берегу, то приказал им поднять военно-морские и государственные флаги РФ.

Однако матросы украинцы, угрожая сорвать и бросить в воду символику РФ, заставили отказаться от плана перегнать корабли ЧФ с мятежными экипажами в Россию, за что вскоре были переброшены на другие корабли.

Офицеров и мичманов, которые присягали на верность народу Украины, Касатонов продолжал увольнять с военной службы даже после того, как 23 июня 1992 года президенты нашей страны и России согласились, что кто бы где ни служил, каждый дает присягу на верность народу той страны, гражданином которой является.

Поэтому один из отправленных в отставку за присягу на верность народу Украины офицеров — капитан 2 ранга Николай Жибарев — и возглавил упоминавшееся восстание на СКР-112. Ведь до отставки он был начальником штаба 17-й бригады кораблей Крымского Отдельного военного района, дислоцированного в Крымской военно-морской базе на озере Донузлав, в состав которого входил тот сторожевик.

Вот что рассказал сам Жибарев:

«13 июля я вышел из отпуска и доложил об этом капитану 2 ранга П. Калашникову. Он сразу же заявил, что меня отстранили от должности начальника штаба соединения и что я могу заниматься чем хочу, не выходя на службу. Вскоре ко мне обратились мои подчиненные офицеры В.Устименко, В.Горобець, В.Заремба, С.Настенко и в один голос спрашивали:

— Что теперь будем делать? Тебя «угостили», а нам куда?

Решили, что нужно осуществить необычный поступок, который бы приковал внимание к 17-й бригаде кораблей охраны водного района Крымской ВМБ, ибо видели пассивность руководства Министерства обороны Украины. В этом положении, по мнению многих офицеров, если не принять решительных мер, то нас перебьют, как перепелок.

Утром 21 июля я прибыл на корабль СКР-112, который стоял на 2-й площадке. Со мной были флагманский минер бригады капитан 3 ранга А. Шитиков и помощник командира дивизиона капитан-лейтенант Василий Горобец.

Встретились с офицерами и мичманами корабля, обсудили возможность подъема на корабле украинского флага и перехода к одному из портов Украины. Учли то, что весь личный состав еще в январе 1992 года поклялся народу Украины.

Я получил единодушную поддержку и от каждого командира боевой части, и от личного состава корабля. Вместе с командиром корабля капитан-лейтенантом Сергеем Настенко и экипажем было принято решение перегнать корабль в украинский порт Одесса до решения вопроса о разделе Черноморского флота.

От него командование ЧФ уже требовало подать рапорт на увольнение в запас и он был исключен из списков на получение жилья. Части офицеров, которые присягнули Украине, безосновательно не присваивались следующие воинские звания. Исключали неблагонадежных из списков на получение жилья »

Однако повстанцы решали тогда не только свои личные проблемы, поскольку только после их угрожающе отчаянного шага, ускорили встречу президентов России и Украины — Бориса Ельцина и Леонида Кравчука, которая состоялась в Ялте 3 августа 1992, где было подписано соглашение «О принципах формирования ВМС Украина и ВМФ России на базе Черноморского флота бывшего СССР «.

Ведь, как признала газета «Спецназ России»,- «даже холодная война не ставила Россию так близко к границе настоящей полномасштабной войны».

Героя же … уничтожили

Но на этом скандалы вокруг СКР-112 не завершились. Перейдя на сторону Украины, он был переименован в «U-132″, а в 1997 году — разобран на металлолом …

Почему? Капитан 1 ранга Мирослав Мамчак объяснил это следующим образом:

«Вспомните телеграммы народных депутатов, окрики отдельных высокопоставленных чиновников в адрес СКР-112 и ВМС Украины в 1992-93 годах и станет ясной их трусливая хуторянская позиции — не было бы ВМС, не было бы проблемы. Как следствие этой политики, никто из экипажа СКР- 112 не был представлен к наградам …

В 1995 году в Министерстве обороны Украины пришли к мнению поступить с гордым и преданным Украине СКР-112 так, как большевики в свое время поступили с «непобедимой территорией революции 1905 года», восставшим броненосцем «Князь Потемкин-Таврический» — разобрать на металл.

Со стороны министра обороны Украины Валерия Шмарова и главных управлений военного ведомства началось открытое давление на командование ВМС Украины избавиться и списать корабль, наличие которого в Севастополе поднимало кровяное давление у поклонников Москвы.

Легендарный СКР-112, уже с украинской бортовым номером. Фотография — немой укор недостойным

В это же время в Севастополе много общественных организаций хотели видеть СКР-112 в качестве музея Военно-морских сил Украины. Учитывая, что предложения по утилизации корабля побеждают общественное мнение, в Севастополе был даже создан «Комитет защиты сторожевого корабля СКР-112″, к которому присоединились представители общественных организаций из многих областей Украины.

В начале августа 1996 года в украинских газетах, по радио и телевидению было объявлено обращение «Комитета защиты сторожевого корабля СКР-112″, к высшим должностным лицам государства с просьбой не допустить уничтожения корабля.

«Мы, представители общественных организаций и демократических партий города Севастополя, — говорилось в нем, — глубоко обеспокоены тем, что СКР-112, военный корабль, который первым поднял украинский флаг, сегодня продан коммерческим структурам и должен быть порезанным на металлолом. Практически на металлолом отправляют нашу историю.

Просим вас не допустить этого святотатства. Цена металла в сотни тысяч раз ниже цены нашего духа. Поэтому просим вас дать распоряжение об отмене решения о продаже СКР-112. Этому кораблю место в музее Военно-Морских Сил Украины. СКР-112 — это не металлолом, это наша святыня. Ее уничтожение — это уничтожение нашего будущего. Просим вас не допустить этого «.

Но победила позиция нового министра обороны Украины генерала Александра Кузьмука — осенью 1996 года СКР-112 реализовали коммерческой фирме на металл. Пирс на Черной речке стал последней пристанью легенды украинского флота, там его быстро разобрали на металл.

Так глупо был потерян корабль-история, живая морская история современных Военно-морских сил Украины, военно-морская реликвия Украины. Противники возрождения флота Украины откровенно радовались расправе и уничтожению в Севастополе украинского героя-корабля руками самих украинских моряков.

Различные пророссийские организации, начавшие пышным цветом цвести в Севастополе, вместе с черноморскими адмиралами на городских и общественных мероприятиях начали глумиться и смеяться над малороссийством украинских чиновников от обороны, их показательного хуторянского непонимания исторической составляющей боевой готовности флота ..(думаю слово «малороссийство» там вряд ли звучало. Малороссийство в понятии великоросса — это «исконно русская» часть великороссийства;)) Звучала там простая фраза- «хуторянские хохлы снова в ж.пе». Хохлов не жаль — обидно за личный состав 112-го, который это слышал. А ведь у них даже аргументов чтобы честь свою отстоять не было — ведь они думали, что клялись на верность Украине. А на самом деле оказалось, что каким-то хохлам…) .

Но историческую правду порезать как металл корабля невозможно.

http://www.istpravda.com.ua/articles/2011/07/3/44837/

Категории: Мир| государство

Метки: , , , , , , ,