Сто лет равноправия

Администратор | 26.05.2009 19:27
СТРАНА ЖЕНЩИН

СТРАНА ЖЕНЩИН

На мартовских выборах в Финляндии по одному голосу получили Фидель Кастро и Саддам Хусейн, остальные недействительные бюллетени подали “традиционно”, по утверждению информагентства STT, за Дональда Дака. Но победили вовсе не они, а партия Финляндский центр. Лидер этой политической силы – Аннели Яаттеенмяки сформировала правительство. Теперь и премьер и президент страны – Тарья Халонен — женщины. Из 200 депутатов парламента 75 тоже представляют “слабый пол”.

На первый взгляд Финляндия, действительно выглядит страной “победившего феминизма”.

Финские женщины получили избирательные права еще в 1906 году, первыми в Европе. А в 1978 году первыми в мире ввели оплачиваемый отпуск для ухода за ребенком отцов. Так называемый 158-дневный “родительский” отпуск. Правда, отцы не очень активно пользуются этим правом и довольствуются отцовским (от 6 до 18 дней). Всего около трех процентов мужчин “уходят в декрет”. Связано это с тем, что вопреки расхожему мнению о полном равноправии зарплата мужчин в среднем на 20% выше, чем у женщин. А сам “слабый пол”, как правило, задействован в публичной сфере. До 70% сиделок, учителей, медработников, воспитательниц в детсадах и прочих “бюджетников” — это женщины. Хотя, как и у нас в стране это разделение ролей не носит абсолютного характера. Кстати, как женщины, так и мужчины-политики выступают за продление отпуска по уходу за детьми.

Женщины Финляндии только недавно добились вершин политической власти. Невзирая на активное участие в политике им никак не удавалось добиться большего, чем депутатство. И это несмотря на то, что национальная крестьянская культура Финляндии построена на принципах партнерства мужчины и женщины в труде и в жизни, а не на подчинении одной из сторон. Высоколобые исследовательницы “гендерных проблем” разглядели причину этого в пристрастии финских мужчин… к совместному времяпрепровождению в сауне. Многие вопросы финской политики решались прямо в парилке, куда мужчины женщин старались не допускать, как утверждает исследовательница С.Салменниеми. Женщины-политики тоже создали свои “клубы по интересам” и, поддерживая друг друга, довольно быстро завоевали вершины власти. Правда и после прихода к власти СМИ, в том числе женские журналы, продолжают рассматривать женщин-политиков совсем иначе, чем их коллег-мужчин. Когда Президент Финляндии Тарья Халонен совершила свой первый визит в Швецию, журналисты бросились обсуждать манеру одеваться, сумочку, отсутствие подходящей шляпки, внешность. За “гардеробной дискуссией” потерялся смысл визита.

Женщины в своих пристрастиях более миролюбивы. Известный французский социолог Пьер Бурдье доказал, что женщины склонны не к политике прагматизма, а к политике морали. Отсюда меньшая агрессивность и авантюризм. Мужской и женский “авантюризм” в финской политике носят различный характер. Например, во время предвыборной гонки, глава предыдущего левого правительства социал-демократ Пааво Липпонен призвал избирателей не допустить формирования чисто “буржуазной” коалиции и поддержать социал-демократов, как представителей рабочего класса. Ход явно был рассчитан на привлечение крайне левых избирателей, например, сторонников финской компартии, которые уже дважды всухую проиграли парламентские выборы. Любой здравомыслящий избиратель, даже если он считает социал-демократов единственными выразителями интересов финского пролетариата, мог бы просто просчитать, что партия Липпонена, даже при самом успешном для нее исходе голосования, просто не в состоянии сформировать однопартийную коалицию без “буржуазных” партий. А игры в “левизну” в далеко не без проблемном современном финском обществе, на фоне активизации агрессивного антиглобализма, могут породить вполне существенные неприятности. Один только факт. Финляндия раздаст и в этом году своим обездоленным гражданам примерно 2 тыс. тонн поступающих от ЕС продуктов питания. Как сообщило информагентство STT, в денежном выражении доля Финляндии в безвозмездном продовольственном снабжении составит 3,6 млн. евро, что на 700 тыс. евро больше, чем в прошлом году. В стране, которая не в силах прокормить всех своих бедняков, подобные призывы к классовой борьбе со стороны премьер-министра, выглядят, по крайней мере, странно.

Другой полюс. Женский финский авантюризм. В 1996 году 54-х летняя женщина, спикер парламента и видный консервативный политик Риитта Уоскайнен выпустила книгу “Жаркое пламя”. В ней она довольно откровенно описывает свои отношения с мужем — офицером и джентльменом — и обычный в их семье секс в ночь с пятницы на субботу. Этим г-жа спикер показала свою открытость в вопросах пола, то есть доказала, что женщинам-консерваторам ничто человеческое не чуждо. Понятно, что второй PR-ход, по сравнению с первым, выглядит, как детская шалость.

Большинство исследователей сходятся в убеждении, что в целом скандинавский, как и в частности,
финский феминизм есть продуктом построения “государства благоденствия”. После бурных 60-х эта концепция демократичного и социального государственного строительства стала возможностью поглощения конфликтов. Но сейчас мир видит последние судороги этого милого сердцу среднего класса социально-политического устройства. Глобализация экономики требует отказа от “мелочной” с точки зрения монополий опеки над гражданином, требует изменения акцентов и большей мобильности рабочей силы. Попросту, люди должны научится воспринимать потерю работы, легко и непринужденно, как меньшее зло. Мужчины психологически воспринимают потерю уверенности в себе и приспосабливаются к новым условиям тяжелее, чем женщины. Так что феминизм, скорее всего, переживет смерть государства благоденствия, строившуюся на принципах равенства и схожести мужчины и женщины. На уроках труда в финской школе мальчиков и девочек учат одним и тем же трудовым навыкам. Считается, что семейные заботы, выпечка пирогов и общение могут помочь финским мужчинам справится со стрессом. Но, похоже, это время уходит в прошлое. Позволим себе процитировать исследовательницу гендерных проблем г-жу С.Салменнием: “На сегодняшний день в Финлядии мы можем распознать признаки дискурса гендерных различий, оспаривающего гегемонный дискурс схожести. Дискурс гендерного различия эксплицитно деконструирует гендерную иерархию и артикулирует различие, делая его видимым. Эту идею можно вкратце обозначить следующим образом: все разные – равные и достойные”.

Так что похоже на то, что финский феминизм уцелеет даже в условиях глобализации мировой экономики. Мало того, этот же финский феминизм не мешает, а может даже и содействует успешному социально-экономическому развитию финского общества.

Категории: Стена| ева| вверх

Метки: , ,