Кипр станет вассалом России
«Газпром» без лишнего шума предложил Кипру, несогласному со «стрижкой депозитов», собственную программу помощи в обмен на привилегии при разработке газовых месторождений. Западные СМИ бьют тревогу: за спасение от дефолта Москва полностью подомнет под себя остров — в банках будут лежать российские деньги, на месторождениях на шельфе будет хозяйничать «Газпром», а российские военные построят на острове базу, компенсировав возможную потерю военного порта в Сирии.
«Когда ЕС заявил о том, что окажет финансовую помощь кипрским банкам лишь при условии процентного урезания депозитов, киприоты взбунтовались. Правительство России тоже выразило возмущение от лица многочисленных российских вкладчиков», — пишет The New York Times.
В то же время «Газпром» негласно предложил собственную программу помощи, согласно которой Кипр мог бы получить деньги на восстановление экономики, продав газовому гиганту права на исследование газовых месторождений в Средиземном море. «Газпром» отказался подтвердить даже факт подобного предложения, но для автора комментария очевидно, что «богатая разрастающаяся компания, тесно связанная лично с президентом Путиным, готова использовать разногласия внутри Европы, чтобы укрепить собственное положение и власть».
Во вторник кипрский парламент отверг пакет мер экономической помощи в 10 млрд евро, обусловленный налогом на банковские депозиты. При этом было непонятно, рассматривается ли еще российский альтернативный план, говорится в статье.
Российское предложение помочь Кипру средствами «Газфонда», очевидно, было воспринято достаточно серьезно канцлером Германии Ангелой Меркель. Она предупредила президента Кипра, призвав его не рассматривать альтернативы европейской программе помощи.
Председатель Cypriot Investors Association Михаэль Олимпиос не исключил вероятность того, что некий российский банк купит кипрский Popular Bank, что сможет сократить объем европейской финансовой помощи. «Подобное действие, скорее всего, найдет поддержку Кремля и сможет сократить налог, который придется платить российским вкладчикам на Кипре», — полагает Олимпиос.
В то время как в здании парламента в Никосии разворачивалась драма, тысячи протестующих собрались на близлежащей площади, чтобы выразить свое негодование по поводу ситуации, в которой оказался Кипр.
Один из демонстрантов заявил корреспонденту, что он против европейской помощи. «Мы предпочитаем помочь стране, одолжив свои деньги непосредственно государству. Оно бы могло вернуть их через несколько лет с процентами — нельзя становится колонией «тройки».
Министр финансов Кипра отправился в Москву для обсуждения альтернативных возможностей с российскими партнерами. «Многие киприоты опасаются утратить тесные связи с российской диаспорой, если соглашение о помощи в конечном итоге сильно ударит по тем, у кого самые большие счета на острове», — свидетельствует корреспондент Натали Саварикас.
Экономика Кипра незначительна для еврозоны, поэтому отказ от общей валюты был бы крайне болезненным для Кипра и в первую очередь для его банков, но остальные страны еврозоны вполне бы его пережили.
Если Кипр не спасет от дефолта ЕС, то это готова сделать только Россия.
Козлом отпущения в текущей ситуации назначили Германию, поскольку именно немецкое правительство настояло на участии киприотов в спасении банков. В свою очередь, Анастасиадис допустил ошибку, попытавшись спасти Кипр как финансовую площадку. Он хотел бороться с отмыванием денег, но не хотел прогнать сразу всех богатых инвесторов. Поэтому он отказался от повышения налогового бремени на владельцев крупных счетов и согласился возложить часть расходов на обладателей небольших сбережений. Ужасно, что никто в ЕС не смог предотвратить эту глупость.
Пакет финансовой помощи для маленькой средиземноморской республики стал вопросом принципиального значения. Если Еврогруппа откажется от своей идеи списать часть средств с депозитов вкладчиков или вообще даст необходимые 5,8 млрд евро сама, то получится, что еврозону можно шантажировать и впоследствии аналогичным образом будут вести себя и другие кризисные государства еврозоны.
Так что же станет с Кипром? Банки все время держать закрытыми нельзя, но их открытие до окончательного прояснения ситуации спровоцирует массовое изъятие средств, так называемый bank run, который в состоянии обрушить всю финансовую систему острова.
А что если Россия все-таки не даст денег и не найдутся иные спонсоры? Все это похоже на автомобильную забаву, в которой две машины на огромной скорости несутся к пропасти и выигрывает тот, кто не испугается и выпрыгнет последним. И если в этой «дуэли» еврозона уступит Кипру, то участвовать в последующих смысла для нее уже не будет.
Таким образом, кипрский парламент столкнулся с настоящей дилеммой: мелкие или крупные вклады, Россия или Европа — сегодня надо делать выбор.