Югославский сценарий для Сирии

Администратор | 19.04.2012 12:02

После нескольких месяцев препирательств в Совбезе ООН сошлись на том, что для решения сирийского конфликта в страну надо направить международных наблюдателей. Для начала человек десять с перспективой увеличения количества участников миссии. Наблюдатели должны следить за перемирием и режимом прекращения огня между правительственной армией и осевшими в городах повстанцами.

Предложенную США резолюцию Совбез принял единогласно. Россия и Китай объяснили свое согласие тем, что документ называет ответственным за конфликт обе стороны. Результат выглядит как торжество дипломатического разума над военным безумием, но недавний исторический опыт подсказывает, что последнее решение ООН по Сирии – это лишь начало нового этапа войны до победного конца для одной из сторон.

Точно такое же решение 20 лет назад было принято Совбезом ООН в отношении распадавшейся Югославии. Тогда, в 1991 году, вместо бывшего генсека ООН Кофи Аннана между Белградом и Загребом путешествовал экс-госсекретарь США Сайрус Вэнс. Добивался заключения перемирия от лидеров сербов и хорватов Милошевича и Туджмана. И те согласились.

Перемирие было выгодно обоим: один показывал международному сообществу свою сговорчивость и готовность к компромиссу, другому нужно было узаконить независимость своей страны и спасти свои войска от длительной войны с хорошо вооруженной югославской армией. Договор был подписан, и через пару месяцев (в январе 1992-го) на Балканы, как сейчас в Сирию, отправились 50 военных наблюдателей. Через три недели после этого к ним прибавилось еще 25. А еще через месяц (7 апреля 1992 года) была принята резолюция ООН 749 о развертывании в Югославии полномасштабной восьмитысячной миротворческой группировки.

Нынешний сирийский конфликт по формату боевых действий очень похож на Югославский. С одной стороны – вооруженная советской техникой, но страдающая от международных санкций правительственная армия. С другой – повстанцы, имеющие лишь автоматы в руках и лозунги освобождения от тирании на устах. Но они получают помощь от своих друзей на Западе и в исламском мире. Так же, как хорваты получали оружие от немцев, а боснийские мусульмане – от Ирана, Саудовской Аравии и «Аль-Каиды».

Повстанцы терпят поражения в поле и оседают в городах Хомс и Хама, как хорваты – в Вуковаре, а боснийские мусульмане – в Сараево, Горажде и Сребренице. Правительственные силы в ответ на локальные партизанские вылазки и теракты утюжат города артиллерией.

Сейчас ни официальный Дамаск, ни сирийские повстанцы еще не исчерпали своего военного потенциала. Поэтому нынешнее перемирие, скорее всего, – явление временное. Продлится до первого серьезного изменения обстоятельств. Таким изменением могут стать, например, намеченные на 7 мая парламентские выборы – впервые с участием оппозиционных партий. Или правительство Асада может устроить решающее наступление и попытаться разгромить оппозицию, чтобы потом уже не беспокоиться о выборах.

Если этого не произойдет, а в Совбезе ООН сохранится сегодняшняя расстановка сил, то сирийский конфликт, как когда-то югославский, может затянуться на месяцы, а то и на годы. Чем больше будет миротворцев, чем дольше и бессмысленнее они будут стоять в Сирии, тем чаще международное сообщество будет рассуждать о необходимости более активного принуждения сторон к миру.

Нетрудно догадаться, что единственной силой, которая это может сделать, станет НАТО. Сценарий известный и работающий. Придуманный в Боснии в 95-м и улучшенный в Косово в 99-м, он продолжает работать и в 2010-х. Чтобы это понять, не нужны набившие оскомину рассуждения о Ливии. Достаточно вспомнить, что параллельно с ней международные миротворцы спокойно поддержали одну из сторон в прошлогодней гражданской войне в Кот д`Ивуаре, поучаствовав в свержении президента Лорана Гбагбо.

Со времен Югославии даже люди не поменялись. В строю Клинтоны, хотя на этот раз вместо президента действует госсекретарь. Позицию американского Госдепа по Сирии регулярно доносит некая Виктория Ньюланд, в 1999-м получившая высокую правительственную награду за разрешение вопроса с российскими десантниками под Приштиной. Хорошо помнит Боснию и российский представитель в ООН Виталий Чуркин, поездивший по распадающейся Югославии в должности замминистра иностранных дел Козырева.

Чтобы миротворцы активно принялись насаждать мир, понадобится какой-нибудь веский повод, шокирующее событие. В Югославии таким стали теракты в Сараево и взятие Сребреницы. Что там было на самом деле и кто виноват – вопрос сложный и до сих пор не очень ясный. Но это и не важно, в таких случаях обычно достаточно одной только репутации, а она у Асада сейчас не лучше, чем у Милошевича и Младича.

В Дамаске это понимают и хотят сами отбирать наблюдателей в зависимости от их гражданства. Москва тоже подписала резолюцию ООН только в обмен на отправку собственного наблюдателя. Но все тот же югославский опыт свидетельствует о том, что даже гражданство наблюдателей ничего не гарантирует. Когда в Боснии полковник Андрей Демуренко позволил себе усомниться в причастности боснийских сербов к взрыву на сараевском рынке, его тут же изгнали из международной миссии. Так что не стоит ждать многого от случившейся сейчас в Совбезе ООН симфонии согласия. Отправка наблюдателей – это лишь знак того, что сирийский конфликт переходит в новую, хотя и хорошо знакомую стадию.

Источник

Категории: Мир| лобби| продвижение

Метки: , , ,