Бизнесмены 90-х VS бизнесмены 00-х. Кто останется в живых?
Кризис, длящийся с 2007 года, поначалу заставил усомниться в способностях к выживанию постсоветских бизнесменов. Их заявления и действия были похожи на флаг капитуляции. Они обращались к своему врагу за помощью. И враг помог.
Их вечный враг – государство и чиновничья телега, осознали значимость и роль этого нового класса в новой истории, новой страны.
Я думал, что они уже не поднимутся и останутся в экономической истории человечества выжженной тупиковой ветвью. Но они не просто остались, а еще и нарастили финансовые мускулы и начали осваивать новые рынки. Доказав, что они не просто так занимают места на социальной лестнице.
Именно герои 90-х проиллюстрировали главную природную аксиому – выживает сильнейший. А выживший в жесточайших условиях, при постоянном давлении, смене властей, курсов валют, законом и формаций – становится практически неубиваемым. Он уже все видел – братков, биты, прицелы, реформы, кризис 1998 года, маски шоу, налоговые претензии, госкапитализм, 2008 год, инновации, Сколково. И еще миллион подонков, сволочей, предателей, кидал и лжецов. Он вырывал прибыль зубами, с кровью отрывая куски собственности. Это их уникальное конкурентное преимущество.
А что видели герои бизнеса нулевых, стартаперы, выходящие только в онлайн мир?
Один из героев первоначального накопления капиталов, Михаил Фридман, недавно озвучил замечательное определение сути бизнеса. Бизнес – это не экономика, бизнес – это отношения между людьми.
Психология, если хотите.
Все остальное наносная оболочка усложняющая восприятие и готовность рискнуть. Жесткость, уверенность, репутация, воля – основные детали для успешности бизнесмена. Впрочем, эти же условия и признаки должны быть присущи успешному государственному деятелю.
Представители старой школы уже доказали свою эффективность. Что скажет новое поколение?
Боюсь, мы услышим тишину. Нынешние успешные бизнесмены не сталкивались к подобными вызовами. Они птенцы бизнес-инкубаторов, хипстеры, зависящие от вай-фая и смартфона. Они общаются при помощи твитов и мечтают о скорейшей продаже бизнеса и ухода на бизнес-пенсию.
Разработчики игр, социальных гигантов, поисков, онлайн-магазинов, скидочных сервисов не хотят контактировать с внешним миром. Точнее они думают, что они от внешнего мира не зависят и всегда смогут подправить код. Поэтому могут себе позволить тихую фронду, продажу иностранным инвесторам, диктат и популяризацию посредством офлайновых СМИ.
В отличии от них, герои девяностых работают с живым человеческим материалом. Они проводят время в переговорах, стрелках, ублажении, доказывании своей правоты и постоянном риске. Они уже познали реальность и реальные экономические механизмы, позволяющие заработать и остаться в живых. Они быстро адаптируются и начинают выигрывать уже и на чужом для них поле. Алишер Усманов инвестировал в «Facebook», банкир Александр Мамут создает компанию SUP Media.
А вот недавний герой Рунета – основатель «Вконтакте» Павел Дуров – проиграл. Проиграл на своем поле, потому что недооценил реальность. Стол и компьютер не помогут против недружественного поглощения. Красивые жесты быстро закончились, а реальность быстро настучала по голове.
Бизнесмены старой закалки привыкли взвешивать за и против, знают понятие государственный интерес, они стояли под дулами, теряли товарищей и бизнес, поэтому они легко трансформируются в нынешних реалиях. И выигрывают с крупным счетом.
То, что нас не убивает делает сильнее – старик Ницше был прав!
А если тебя не убивают сотни раз…
В бизнес плоскости они победили, а вот в плоскости социальной, они все также остались братками из девяностых. И изменить эту проблему не под силу никакими пиар-стратегиями.
Им осталось недолго — государственная машина перемелет их, под молчаливый восторг обывателей.
Гиганты никогда не нужны стране пигмеев.
Разве что в качестве героев страшных сказок, рассказанных детям на ночь…