Драгоценные калории

Администратор | 2.12.2010 16:37

Сладости в Финляндии подорожалиВ середине ноября правительство Финляндии сделало еще более решительный шаг навстречу здоровому образу жизни и ввело налог на сладости. Теперь сладкие конфеты, мороженое и лимонады с сахаром ощутимо подорожают. Пачка конфет – на 15 евроцентов, а литр мороженого – сразу на 45. Правительство рассчитывает получать с нового акциза до 100 млн евро в год! Ну, а в перспективе – налог на продукцию, содержащую жиры…

Так вот, рыночной экономике и демократии эти меры абсолютно не противоречат. Наоборот, вполне соответствуют логике развития современного общества. Ведь главное право человека – это право на жизнь. Следовательно, государство должно охранять это священное право своих граждан. Армия защищает их от нападения извне, полиция – от посягательств криминального элемента. Минздрав лечит людей, а санитарные службы следят, чтобы народ не отравили. Могут ли быть тут возражения? И если мы защищаем людей от ядовитого смога химических фабрик и отравы в питьевой воде, то почему нужно делать исключение для табачного дыма, алкогольных напитков или продуктов с избыточным содержанием сахара?

Проведу параллель с делом Ходорковского. Многие россияне убеждены, что оно несправедливо, потому что если наказывать за такие действия, как в его случае, то сидеть должно подавляющее количество бизнесменов и уж точно все олигархи. То есть российский человек видит главную несправедливость в избирательности наказания: по справедливости надо наказывать или всех, или никого. Это чувство знакомо и финнам: раз уж бороться с отравой, то с любой. А то получается, что травить народ сигаретами можно, а дымить трубой на смолокурне – нельзя. Непорядок.

Жестокостей, впрочем никто не жаждет, но и отеческими шлепками по мягкому месту ограничиваться не намерены. Поэтому предпочитают шлепать чувствительнее – по кошельку. Финляндия по достоинству оценила принципиальность охраны сетевого магазина Prisma, которая обратила внимание, как молодой человек расплачивался за пиво на кассе. Продавщица не соизволила проверить возраст юнца и приняла деньги. Молодой человек был задержан, и обнаружилось, что это форменный недоросль – в потребительском смысле. Ему было всего 17 лет, а значит, он не имел права покупать пиво. Результат был простым: супермаркет Prisma в торговом центре Sello на пять дней потерял лицензию на торговлю пивом и другими алкогольными напитками. Покупателей встречали стенды, занавешенные белым брезентом, на котором красовалось постановление об изъятии лицензии.

Народ, впрочем, это не сильно смущало – ведь рядом полно других магазинов с пивом. А вот Prisma недополучила за пять суток около 100 000 евро дохода. Продавца, конечно, не уволят – засунут куда-нибудь в подсобку, подальше от клиентов. А вот наверху будут наказания серьезнее: это не просто 100 тысяч убытка, это удар по репутации торговой сети, претендующей на статус «народной» (ее происхождение связано с профсоюзной потребкооперацией).

Но и государственные конторы прокалываются и получают по полной программе. Пороть – так всех! В октябре этого года на шесть дней был закрыт магазин государственной монополии Alko в городке Ярвенпяя. Продавцы халатно относились к своим обязанностям и продали пиво несовершеннолетнему. На этот раз сигнал подала мать мальчика. Она несколько раз замечала, что сынок употреблял пивко, но доказательств того, что он покупал напиток сам, не было. Чеки, которые она находила, были за наличный расчет, а видеозаписи в магазине не сохранились. Но упорство вознаграждается: сынок прокололся и «завалил всю цепочку». Он расплатился карточкой и попал в поле камер наблюдения. Магазин закрыли на неделю, и значит, премий к Рождеству его работники уже не дождутся.

А публика, как и независимая пресса, ждет новых разоблачений, а ко всем этим ограничениям относится вполне благосклонно. Правда, в случае с сахаром, а в перспективе и с жирами, налицо переход к совершенно новому уровню ограничений.

Год назад о принятии налогов на сахар сообщили законодатели Дании. А в январе 2010 г., несмотря на противодействие производителей мясной и молочной продукции, датчане приняли «налог на жир». Логика законодателей «отцов» скандинавской цивилизации проста: государство, а значит весь народ, не должно оплачивать нездоровый образ жизни несознательных своих членов.

Хочешь жиреть, маяться от диабета, задыхаться от астмы и загибаться от цирроза печени – да ради бога! Только не за счет остальных, которые ведут здоровый образ жизни, вкалывают и платят налоги. Поэтому чревоугодник, курильщик и пьяница, покупая дорогие (то есть обложенные специальным налогом) товары, по сути дела, откладывает деньги на свое же последующее лечение. Чего возмущаться-то?

Именно в экономике кроется стремление северян к здоровому образу жизни. В случае с курением даже немаленьких финских акцизов (пачка сигарет в Финляндии стоит более 4,5 евро) не хватает, чтобы компенсировать потери бизнесу и государству. Бизнес ненавидит курильщиков, потому что их «перекуры» – это потерянное время, бесконечные болезни и неровная работоспособность. Ну а с государством тоже все понятно: инвалидность, потребность в лечении, часто в дорогом… То же самое и с алкоголем.

И вот теперь жир и сахар. Ну, нездоровые все эти вещества. Всего два века назад сахар стал доступен широким массам потребителей в чистом виде. В масштабах эволюции – это все равно что сегодня. У нас нет никаких адаптивных механизмов по защите от этой отравы. Все эти ссылки на «традиционные народные рецепты» сладостей и варений – чистой воды перепевание рекламных завлекаловок середины XIX века, когда в России стали производить свекловичный сахар. В Скандинавии тоже, кстати. И что мы имеем в итоге? Диабет и ожирение.

Финские законодатели надеются, что промышленники пойдут на уменьшение содержания сахара в своих продуктах и постараются расширить ассортимент продуктов, в которых не будет «добавленного сахара». Это важный момент: никто не собирается облагать акцизом сладкие ягоды или варенье, если оно будет произведено старинным способом без добавления сахара. Не будет сахара – не будет и дополнительного налогообложения, так как, по сути дела, это естественный продукт, прошедший термическую обработку.

На очереди жиры. Сало, стало быть, в Финляндии перейдет в разряд элитарных продуктов. Производителю уже не будет никакого резона закладывать его в колбасы. Ходят слухи, что физики и химики Финляндии обещают создать сливочное масло без жира. Не маргарин, нет. Настоящее сливочное масло, но масла в нем будет лишь треть от нынешнего количества. Остальной объем будет занимать чистая вода. Вроде бы это возможно сделать с применением новейших нанотехнологий.

Что остается финскому жителю из удовольствий, если нельзя покурить, выпить и обожраться? Наверное, только секс, спорт и рок-н-ролл. Здоровые, полные сил финны спокойно переживут очередное повышение пенсионного возраста. Опытные, но не дряхлые, готовые к постоянному переучиванию на новые специальности, они смогут продолжать приносить устойчивую прибыль работодателю. Не знающие старения до самой смерти, они будут активными потребителями полезных продуктов, спортинвентаря и услуг, обеспечивая здоровье родной экономики.

А если кто-то захочет упрекнуть автора в излишнем восхищении «ограничительными» идеями финнов, то спешу сообщить, что вешу 150 кг, страдаю диабетом, пью пиво, вино и водку, и даже этот пост пишу на диване. И подсознательно жду, когда мое государство придумает очередной закон, чтобы, наконец, перебороть мою проклятую лень. Когда оно отучит меня от привычки есть за работой, заставит выйти на свежий воздух и, вспомнив молодость, весело зашагать в стройных рядах сограждан навстречу утреннему солнцу.

Категории: Мир| государство

Метки: , , , , , ,