Сколько продержится потребитель в обществе с бесконтрольным бизнесом
Бей своих, чтобы чужие боялись! Похоже, сейчас общая политика пошла именно по этому пути, и в этом госмужи первого эшелона преуспели не на шутку. Сейчас вовсю взят курс на предоставление свобод предпринимателям и урезание количества и прав госслужащих. Со второй половины 2014 года правительство объявило тотальную реорганизацию госорганов: сокращение их количества и обеднения функций, ведь так можно неплохо сэкономить расходную часть госбюджета. Мол, аппарат и так раздут, и куда меньшему количеству чиновников под силу справиться с возложенными на них функциями, а чтобы это было наверняка, функции существенно урезали: забрали одну из главных – проведение проверок субъектов хозяйствования контролирующими органами. Эту практику апробировали еще со второго полугодия 2014 года, когда на протяжении августа-декабря наложили мораторий на проверки предприятий, учреждений и организаций контролирующими органами (кроме Государственной фискальной службы).
В 2015-м году эта практика проявилась с удвоенной силой: вышло целых два ограничивающих закона. Первый — Закон Украины № 76-VIII «О внесении изменений и определение такими, которые потеряли силу, некоторых законодательных актов Украины», которым опять же запрещено в первом полугодии контролирующим органам (кроме Государственной фискальной службы и Государственной финансовой инспекции) без разрешения КМУ или без заявки предпринимателя проводить любые проверки.
Второй — Закон Украины №71-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы», который среди прочего, вводит мораторий на проверки для очень большого количества субъектов предпринимательской деятельности. Этим законом с 2015-го на целых 2 года упразднено проверки предприятий, организаций и физлиц-предпринимателей с объёмом дохода до 20 млн гривен в предыдущий год, опять же, если на это нет воли и разрешения КМУ.
Да, эти инициативы правительства, — как минимум, хороший пиар-ход. Чиновников мы все не любим, а вот предприниматели – это наши кормильцы, работодатели, создатели украинского ВВП. Но …все ли так однозначно?! Как известно, в основе гармонии отношений лежит баланс – интересов, полномочий, прав, а в этой схеме он однозначно нарушен. Никто не спорит, возможно, необходимо пересмотреть качество и количество проверок, но чтобы так взять и одним росчерком пера их отменить — это уже не шутки.
Не хочется сомневаться в порядочности предпринимателей, но все же в деле бизнеса для многих главенствует закон выгоды и часто любой ценой – как минимум купить, что подешевле, а продать — как подороже, и этот товар может быть контрабандой, фальсификатом, подделкой. Но кто за этим уследит?! Контролер в дверь не постучит, на горячем не поймает, соответствующих санкций не возложит, потому что ему это все запрещено, то есть делай что хочешь — полная безнаказанность. Вот здесь и оголяется главный изъян предложенной схемы: в ситуации, когда одеяло на себя перетягивает бизнес, в условиях отсутствия надлежащего контроля со стороны государства, в итоге жертвой становится потребитель товаров и услуг, то есть, каждый из нас без исключения.
Теперь мы, как потребители, не сможем чувствовать себя спокойно ни в одной сфере. Обрисуем вкратце ситуацию. Начнем с главных наших потребностей и прав – надлежащего медицинского обслуживания. Оно и так не выдерживало никакой критики, но поверьте — это были еще цветочки. Теперь МOЗ — как сапожник без сапог: возложенная на министерство функция по проверке качества услуг учреждений здравоохранения (больниц, поликлиник) – сейчас под табу, то есть, снят и тот минимальный контроль за работой, этикой поведения и обслуживания медперсонала.
Идем дальше: магазины, рынки, кафе, столовые в школах и садиках, словом, те места, где мы покупаем еду, питаемся, где кормят наших детей. Так вот, эти места — теперь тоже зона риска. Ведь Госпотребинспекция, как и Санэпидслужба, лишены права проверять предпринимателей на предмет соблюдения условий санитарии, правильного хранения продуктов, их качества и безопасности. То есть теперь покупателям придется стать экспертами и выучить все тонкости: как не купить простроченное, некачественное, как не отравиться самому и не подвергнуть опасности здоровье своих близких после покупки и употребления всевозможных гастрономических яств.
А теперь еще один сюрприз: вы беззащитны даже в том случае, если купите откровенно некачественный продукт, который уложил вас на больничную койку. Даже если после всей этой эпопеи вы напишете жалобу в соответствующие органы, они вам при нынешнем законодательстве не помогут. Ведь чтобы выйти на проверку, контролерам нужно получить разрешение самого Кабмина, а это процесс трудный и длительный.
Может, с лекарствами ситуация лучше? Ведь именно они спасают наше здоровье и жизни. Например, при том же пищевом отравлении, но это при одном условии, что лекарства действительно качественные, а не какой-то фальсификат, изготовленный в соседней подворотне. В противном случае эти лекарства могут не помочь, а даже усугубить наше состояние. Лекарства – товар стратегический, это составляющая национальной безопасности страны и его народа. Но, опять же, и на стратегический товар, то ли в угоду экономии бюджетных средств на проведение проверок, то ли, чтобы угодить бизнесу, которому они не по вкусу, существует запрет на проверки.
Как и в других контролирующих органах, инспектора Гослекслужбы уже полгода не проверяют фармпредприятия и аптечную сеть. То есть, придя в аптеку, мы можем под видом официального лекарства купить пустышку либо не понятно из чего изготовленную фармсмесь, ведь отличить подделку от настоящего лекарства потребителю невозможно ни по вкусу, ни по виду. И хотя большинство аптек дорожит своей репутацией, но как это ни печально, есть и другие, которые в погоне за наживой либо по незнанию могут торговать и таким товаром.
И это не домыслы, а реальные факты. Лишь за время действия предыдущего полугодичного моратория на проверки бизнеса, силами СБУ были выявлены два подпольных цеха по производству популярных среди украинцев лекарств в Харьковской и Киевской областях. Псевдолекарства производились из контрабандного сырья в ужасных кустарных условиях, а вот продавались официально в красивой упаковке. Сколько было продано таких лекарств и могли ли они привести к тяжелым последствиям после приема, не известно, ведь пока предприниматели штампуют и продают подделку, контролеры не могут провести соответствующую проверку на рынке и изъять такой некачественный и, возможно, небезопасный товар.
Получается порочный круг: бизнес поднимает цены на препараты, потому как через возрастающий курс доллара растет цена закупки, при этом может безнаказанно торговать, чем он хочет, ведь государство умыло руки, решив побыть добреньким и поиграть в демократию с бизнесом… Но у меня вопрос – почему за все это должен платить потребитель как своим здоровьем, так и своим кошельком?! Почему госмужи так ни во что не ставят наши жизни и здоровье, запретив проверки в стратегических отраслях?
Ведь прошло лишь полгода моратория, а уже приходится тушить локальные очаги – первые последствия от принятых законов-запретов проверок субъектов хозяйствования. Мариуполь: по факту пищевого отравления 2-3-годичных деток в одном из садиков города возбуждено криминальное дело. Тернополь: ситуация та же. 17-19 января медики госпитализировали в инфекционное отделение Тернопольской городской детской коммунальной больницы 3-5-летних деток, воспитанников двух дошкольных заведений города, с острым пищевым отравлением. Смилянский район, село Ташлык: с предварительным диагнозом «острое ингаляционное отравление парами фармальдегида» госпитализированы 5 работников местной птахофермы.
Всех этих случаев, которые напрямую угрожают нашей жизни и здоровью, могло бы и не быть, если бы бизнес понимал, что он не бесконтролен и не может кормить чем попало наших детей, устраивать невыносимые условия труда на производстве, не боясь проверок и своей ответственности. А так он руководствуется правилом: и так сойдет.
В продолжение ужасной хронологии отравлений: 23 января в инфекционное отделение Острожской центральной районной больницы Ровенской области с признаками острой кишечной инфекции госпитализировали четверо детей и двух взрослых. По информации Главного управления госсанэпидслужбы в Ровенской области, заболевание связывают с употреблением воды сомнительного качества из местного водопровода. В это же время такое же несчастье, но значительно больших масштабов, происходит и в Киеве: милиция открыла уголовное дело по факту массового отравления водой из-под крана около 80 жителей микрорайона Бортничи в Киеве, закрыли школы и детсады.
У меня вопрос: если только за начало января столько произошло минитрагедий, какого разворота событий нам ожидать за 2 года, на протяжении которых проверок не будет? Ведь чтобы контролирующие органы смогли проверить бизнес и при необходимости наложить соответствующие санкции и ограничения, должно произойти настоящее «ЧП» – лишь тогда Правительство своим спецуказом разрешит проверки. Похоже, на его взгляд, под формулировку «ЧП» пока попала только ситуация с отравлением водой в Бортничах.
21 января с подачи Госэпидемслужбы и МOЗ, Кабмин своим распоряжением таки разрешил Государственной санэпидемиологической службе провести проверки субъектов хозяйствования в Киеве, которые связаны со вспышкой острых кишечных инфекций в столице. Ведь результаты эпидрасследования были более чем пугающими: без применения неотложных профилактических мероприятий существует значительный риск распространения заболеваний по всему Киеву.
Сложилась абсолютно нездоровая ситуация, которая чревата последующими трагедиями. Не зря все перечисленные выше отравления произошли в один период — за несколько дней января. Ведь за предыдущих полгода бизнес уже почувствовал свою безнаказанность, он расслабился и начал делать первые грубые ошибки. Мне кажется, что у правительства, члены которого тоже есть потребителями услуг и товаров, нет другого пути, чем пересмотреть свой необдуманный шаг и вернуть контроль за рынком. Нигде в развитых странах хозяйственную деятельность не пускают на самотек, государства заботятся о здоровье своих граждан. Кроме того, запрет на проведение проверок бизнеса ставит палки в колеса и самой евроинтеграции. Это может помешать Украине адаптировать под ЕС систему качества продуктов.
Прогнозы экспертов не утешительны: если мораторий на проверки деятельности бизнеса будет продлен до 2019 года и, скажем, Кабмин не сделает исключений для проверки зоны SPS (санитарных и фитосанитарных мер), как этого требует Евросоюз, то Украина не сможет доказать Европе, что полноценно контролирует систему государственных гарантий безопасности и качества пищевых продуктов, экспортируемых в Евросоюз.
Так что с какой стороны ни посмотри, а кроме нечистого на руку бизнеса, отсутствие проверок в итоге не выгодно никому: ни потребителю, ни государству, ни самому же бизнесу, который хочет продавать свой товар на Запад. Если правительству не нравится проведение проверок по-украински, пусть возьмет на вооружение опыт и практику проведения мониторинга европейских контролирующих органов, а там с этим намного жестче, чем в Украине. Но в итоге именно там существует контроль и порядок и именно на ту систему и на соблюдение того баланса интересов между бизнесом, государством и потребителем ориентируется Украина. Но тогда, скажите на милость, почему же мы опять изобретаем заведомо неработающий велосипед и, отменяя проверки, ставим под удар как нашу евроинтеграцию и реноме государства, так и здоровье и безопасность потребителя?
Категории: Мир| государство