Ноу-хау в вымывании денег из госпредприятий или как Гройсман за 2 млн. долларов передал «Укрхимтрансаммиак» российским смотрящим
В Украине появилась очередное ноу-хау в сфере вывода средств из госпредприятий. Если раньше схема выглядела следующим образом: госпредприятия завышали тарифы, покупали на неконкурентных тендерах по завышенным ценам у подконтрольных продавцов комплектующие, горючее и т.п. и так набивались карманы чиновников, менеджмента госпредприятий и пр. То сегодня министерские функционеры принуждают эти самые госпредприятия занижать тарифы на услуги под конкретные компании, а те, в свою очередь, «не имеют границ своей благодарности».
Именно по такой схеме, буквально на днях была достигнута договоренность между авиаперевозчиком-лоукостером Ryanair и министром инфраструктуры Владимиром Омеляном. От чего немой вопрос сразу появился у других работающих в Украине авиакомпаний и у аэропорта «Борисполь». Первые теперь не понимают отчего должны платить больше, если, оказывается, можно, как Ryanair, меньше, а аэропорт рискует превратиться из прибыльного госпредприятия (в прошлом году оно сгенерировало 1,2 млрд грн. прибыли) в убыточное.
Если в ситуации с Ryanair и аэропортом «Борисполь» все-таки есть те, кто окажется в выигрыше – украинские пассажиры. Они, наконец, получат доступные услуги авиаперевозчика. Реализация же подобной схемы на других государственных предприятиях наносит тотальный вред государству, бюджету и самим предприятиям. В первую очередь, речь идет о ГП «Укрхимтрансаммиак», искусственное занижение тарифов на услуги которого уже в самое ближайшее время может стать проблемой национальной безопасности.
«Укрхимтрансаммиак» — клубок проблем, которые не решаются
21 октября 2016 г. В. Гройсман отстраняет от занимаемой должности и.о. директора ГП «Укрхимтрансаммиак» Виктора Полозова. Одновременно Министерство экономического развития и торговли объявляет конкурс по подбору нового руководителя предприятия. В результате даже называют имя победителя, который, правда, так и не занял свою должность.
Несмотря на это, спустя 4 месяца после формального увольнения предыдущего и.о. руководителя, Кабинет Министров Украины издает распоряжение о назначении нового исполняющего обязанности директора стратегически важного украинского предприятия. Им становится заместитель директор «Укрхимтрансаммиак» по производственно-техническим вопросам Трегубенко Игорь Валентинович.
На момент назначения нового руководителя на предприятии существует клубок нерешенных проблем. Например, решение Высшего административного суда Украины о признании незаконным повышение тарифа Министерством экономического развития (с $38 до $48), а это $24 млн., которые теперь нужно вернуть российскому «Тольяттиазот». Существование задолженности перед бюджетом в размере более 160 млн. грн. и Одесским припортовым заводом — 50 млн. грн. Не обеспечена и безопасность аммиакопровода. Оборудование трубопровода устарело и требует безотлагательной модернизации.
К бедам предприятия относится и методичное его разграбление, причем при активном участии россиян. Одним из самых свежих таких примеров можно назвать следующий факт. В декабре 2016 года договорной объем транспортировки аммиака по трубопроводу через территорию Украины был полностью исчерпан. В связи с этим «Тольяттиазот» направляет письмо в адрес ГП «Укрхимтрансаммиак» с требованием транспортировать дополнительный объем, чего нет в условиях контракта, и получает от ГП «Укрхимтрансаммиак» отказ. После этого «Тольяттиазот» обращается в Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Украины и выигрывает его. Что это означает? Теперь ГП «Укрхимтрансаммиак» должно уплатить $2,2 млн. в пользу «Тольяттиазот».
За сто километров видны «взаимовыгодные» отношения между сторонами, суть которых сводится к выводу государственных средств из оборота ГП «Укрхимтрансаммиак» или, проще, обычное воровство.
Среди ключевых проблем ГП «Укрхимтрансаммиак» и убыточный тариф, который невыгоден «Укрхимтрансаммиаку», но выгодный российской стороне («Тольятиазоту»). При минимально необходимом на сегодняшний день тарифе в $58 за транспортировку тонны аммиака «Укрхимтрансаммиак» прокачивает за $38. Возникает вопрос, если при тарифе 48$ предприятие выходило в ноль и денег не хватало на проведение необходимых комплексных мероприятий, обеспечение функционирования критически важных систем, то откуда возьмутся деньги, если цена снижена до $38 за транзит? Отсюда выводы: предприятие хотят угробить, подорвав отсутствием финансирования его безопасность, или хотят загнать в долги и сделать банкротом, или просто беспощадно грабят, а, возможно, и все сразу!
Премьерская «премия» к зарплате от российских смотрящих
Именно решения перечисленных задач ожидало от Трегубенко предприятие и экспертное сообщество. Первоочередным, конечно же, было бы повышение тарифа как ключа к решению всего этого клубка проблем. Но, как оказалось на поверку, ожидания-ожиданиями, а желание наживы и личного обогащения всегда на первом плане. И реализуется оно по лекалам описанным выше. Т.е. тариф на услуги специально устанавливается самый минимальный, а размер личной благодарности со стороны российского «Тольятиазота» не имеет границ.
Именно для воплощения в жизнь такой схемы, а не решения проблем стратегического предприятия, и назначил Владимир Гройсман Трегубенко главой ГП «Укрхимтрансаммиака». Как сообщают наши источники, такой выбор стал результатом договоренности Премьер-министра с российскими «кураторами по аммиаку»: владельцем российского «Тольяттиазот» Сергеем Махлаем и «кошельками» В.Путина братьями Роттенбергами. Эти господа на экспортной торговле аммиаком в год зарабатывают минимум 250-300 млн. долларов (8 млрд. грн.) чистой прибыли. И делится ими с Украиной в их планы не входит.
Поэтому контролировать украинское предприятие для них крайне необходимо. И, желательно, чтобы оно было не прибыльным. «Сливки» собираются снимать не на территории Украины, а в России и многочисленных оффшорных компаниях. Поэтому они и дальше будут лоббировать убыточную для предприятия цену за прокачку. Хотя этот тариф уже сегодня должен составлять не менее $58 за 1000 км.
«Математика» договоренности россиян и Гройсмана следующая: Кабмин игнорирует необходимость пересмотра тарифа за транспортировку аммиака, оставляя его на уровне убийственных для предприятия $38, а за это их ежемесячно благодарят на сумму $2 млн. (или $10 с каждой тонны). Согласитесь, неплохой «дополнительный заработок». Кабмин во главе с Гройсманом такой расклад вполне устраивает. Не нужно «замазываться» с тендерами, откатами и пр. Ты сразу получаешь «кэш».
Поэтому, реализуя этот план, буквально через два дня после упомянутого выше распоряжения о назначении Трегубенко, в «Укрхимтрансаммиак» заходят и смотрящие от россиян.
Среди них оказывается и такой интересный персонаж как Дениса Одд, он же Денис Шевчук, он же родственник судьи Конституционного суда Украины Станислава Шевчука. В свое время этот самый Денис Одд-Шевчук отличился тем, что был активным провайдером «русского мира» в Украине, заявляя, что «вместо нежизнеспособного политического проекта «Украина» надо построить новое, жизнеспособное государство Русь». Теперь этот адепт Руси – смотрящий в государственном предприятии «Укрхимтрансаммиак» от россиян и без его ведома на предприятии сегодня не решается ни один вопрос. Заодно понятно на что будут тратиться полученные от реализации схемы с минимальным тарифом прибыли.
В сложившейся с «Укрхимтрансаммиаком» ситуации Украина лишь теряет. Государство недополучает налоги, граждане социальные выплаты и зарплаты, предприятие работает в убыток, не модернизируется и банкротится. Выигрывают же коррумпированные чиновники, россияне из окружения Путина и опекуны «русского мира».
В то время как максимум усилий направляется на поддержку военных в их противостоянии с российскими оккупантами, руководство правительства в лице Премьер-министра договаривается с окружением Путина об откатах за контроль над стратегически важным государственным предприятием. Причем делает он это в том числе и для того чтобы аккумулировать деньги для борьбы с украинским Президентом.
Возникает вопрос и к СБУ, и к иным правоохранительным и антикоррупционным органам: как такое в принципе возможно и почему мы, страна с уникальным трубопроводом, должны ложиться под путинских олигархов и работать себе в убыток?