Дети богатых и бедных. Резервация или общение?
Как материальное положение семьи влияет на умственное развитие детей? Верно ли, что чем больше у вас денег и чем выше социальное положение, тем лучше будет развит мозг ребенка? На этот жестокий вопрос уже получен адекватный ответ.
Сомнений быть не может, считают нейропсихологи. Тесты, проведенные учеными из Пенсильванского университета, показали, что у дошкольников из бедных семей две важнейшие нейрокогнитивные функции — языковая и исполнительная (которая отвечает за принятие решений и выбор, на какие стимулы реагировать) — работают заметно хуже, чем у сверстников, принадлежащих к среднему классу. Исследователи протестировали и детей постарше, в начальной и средней школе — разрыв в оценках деятельности этих систем сохранился. То есть у более бедных детей недоразвиты конкретные зоны мозга, «ответственные» за языковые навыки и умение действовать по ситуации, а именно — префронтальные области коры и участки левого полушария вокруг латеральной борозды. Плохо развиваются у них и зоны, от которых зависит память. Столь же ярко выраженной разницы в деятельности других систем — визуального и пространственного мышления — исследователи не обнаружили.
Но достаточно уже и того, что у тех, кто растет в бедной семье, проблемы с выражением своих мыслей и усвоением чужих, а заодно и с адекватностью реакций на происходящее. С такими трудностями выбиться в следующий социальный слой почти невозможно.
В чем тут дело — в том ли, что на бедных детей давят плохие условия жизни и недостаток внимания со стороны родителей, или в том, что бедность генетически запрограммирована?
Какая-то часть изменчивости IQ у бедных детей и детей из среднего класса обусловлена генетикой. Это видно, когда сравнивают развитие детей с похожей семейной историей, растущих в собственных и в более богатых приемных семьях. Но по меньшей мере половина различий все-таки связана с воздействием среды. Не надо быть ортодоксальным марксистом и сбрасывать со счетов все условия, кроме социальных, чтобы увидеть, как эти враждебные факторы влияют на развитие детей.
Многие семьи бедны, потому что в них родители пьют или зависимы от наркотиков. Однако очень может быть, что обывательский коллективный разум переоценивает опасность этого фактора. Когда в Америке в 1990-е крэк выкашивал целые кварталы, в моде были страшилки о детях-недоумках, которые подрастут у наркоманов и разнесут в клочья все вокруг. Ничего подобного не случилось. Исследования показывают, что уровнем интеллектуального развития дети наркоманов практически не отличаются от своих сверстников из других небогатых семей.
Тогда какие именно условия мешают развиваться мозгу ребенка, растущего в бедности? Ну, предположим, дефицит железа в организме из-за плохой диеты — доказано, что в определенных условиях он тормозит нейропсихологическое развитие. Что еще?
Два самых важных внешних фактора, из-за которых растущие в бедности умнеют медленнее, чисто социальные. Таким детям не хватает правильных когнитивных стимулов — книг, игрушек, фильмов и, да, родительского внимания. А еще жизнь на нижних ступенях социальной иерархии полна превратностей и неприятных эмоций. Нейропсихологи установили, что бедная стимулами среда (например, недостаток игрушек) негативно влияет на языковую систему мозга, а стресс — на память.
Когда читаешь выводы ученых о взаимосвязи между достатком и развитием мозга у детей, почти инстинктивно хочется загнать свое потомство в какую-нибудь резервацию для среднего класса, за высокий забор, который никогда не перелезут все эти недалекие нищеброды. Не дай бог ребенок от них заразится каким-нибудь дефектом префронтальных областей коры головного мозга! Боюсь, такие импульсы, заставляющие нас исследовать частные школы и детские садики и ограждать сыновей и дочек от общения с менее благополучными сверстниками, не просто гнусноваты с этической точки зрения. Когда мы пытаемся возвести стену между нашими и более бедными детьми, мы, сами того не понимая, увеличиваем разрыв в умственном развитии, связанный с имущественным неравенством. Мы лишаем детей из семей победнее такого важного когнитивного стимула, как общение с более развитыми ровесниками, и создаем дополнительный стресс, провоцируя социальную вражду. Если этого не делать, а принимать как данность то, что в муниципальной школе все учатся и играют вместе, можно надеяться, что мир, в котором будут жить наши дети, не будет таким волчьим, как нынешний. И в нем не придется всю жизнь прятаться за заборами, выгораживать гетто, перемещаться по своему городу, как в тылу врага.
С наследственными различиями мы мало что можем поделать. Как, вероятно, и с имущественным расслоением. Но вполне реально не увеличивать расстояние между нашими детьми и теми, кому повезло меньше. Тогда и интеллектуальная дистанция между средним классом и «народом», о которой часто говорят желающие свалить из России, постепенно начнет сокращаться. Школа — это все-таки не та территория, на которой имеет смысл рисовать классовые границы.