Знаки времени
С наступлением цифровой эры наручные часы во многом утратили свое первоначальное назначение. Это особенно заметно в большом городе, где нас буквально окружают экраны, показывающие время, – на улицах, в автомобиле, в офисе… Из вещи бытовой и практической часы превратились в модный и дорогой аксессуар преимущественно для мужчин.
Аксессуаров у мужчин не так уж много, так что для многих наручные часы – единственное приемлемое украшение (заколки для галстука в настоящее время используются редко, запонки требуют строгого «костюмно-манжетного» стиля, кольца, а тем более перстни, для мужчин часто не являются «бон тоном»). Наверное, ввиду всех этих обстоятельств для многих мужчин часы – фетиш, дорогая любимая игрушка, предмет гордости, а иногда и зависти.
Масла в огонь подливают маркетологи, которые сочиняют сказки о «живой механике» или истории про «тепло рук мастера».
Все правильно: при продаже любых товаров класса люкс продается не вещь, а эмоции. Поэтому ни одни часы класса люкс «не стоят своих денег».
Деньги, которые за них платят, идут на маркетинг, рекламные кампании, торговые наценки и, разумеется, миллионные прибыли владельцам часовых марок.
Продавцы и производители часов даже придумали всякие формулы, определяющие, сколько должны стоить часы. Где-то обосновывается, что часы должны стоить не более месячной зарплаты, другие пишут о «трех месячных доходах». Но многое в этих расчетах вызывает недоумение: а что если человек работает сезонно или у него нет месячного дохода, а есть «гонорары»? Или, например, зарплата у мужчины солидная, но в семье еще имеются неработающая жена и трое детей? Как высчитывать «правильную» стоимость часов в таком случае?
Справедливым можно признать более общее положение о том, что стоимость часов должна соответствовать доходам их владельца (на менеджере среднего звена часы стоимостью выше 5 тысяч долларов будут выглядеть не очень уместно).
С другой стороны, если человек работает с клиентами в качестве консультанта по инвестициям, юристом или врачом – в таком случае часы должны соответствовать уровню клиентуры. Не секрет, что в любом обществе «встречают по одежке», и, в частности, часы на этапе первичного контакта играют немаловажную роль для многих потенциальных клиентов. Одним словом, выводим первое правило: часы должны соответствовать стилю жизни их владельца.
Второй, отчасти связанный с первым момент при выборе часов – это, конечно, стиль одежды (если человек носит костюмы, то логично предположить классический «трехстрелочник», если же человек является приверженцем стиля «кэжуал», то ему подойдут спортивные варианты). Дайверские часы с водозащитой 300 м будут дико смотреться с классическим костюмом (если, конечно, вы не Джеймс Бонд).
Но даже после того, как вы определились с ценой и со стилем часов, остается самый главный вопрос. Какой марке отдать предпочтение?
Конечно, существуют многочисленные часовые рейтинги – уж так устроен человек, что всегда и все хочет взвесить и разложить по полочкам. Но если в случае, к примеру, с машинами есть сведения о продажах, испытаниях на прочность, а, значит, качество товара можно объективизировать, то для часов любой рейтинг всегда будет в чем-то субъективным и зависимым от «посторонних влияний» (легенды, моды и проч.).
Если у вас есть интерес к общественному мнению, можно посмотреть «общественные» часовые рейтинги на тематических форумах. Но, еще раз повторюсь, все часовые рейтинги очень условны, и не стоит слепо им доверять.
То же происходит и с профессиональными часовыми рейтингами: они не отражают действительного положения дел. Понятно, что «Патек» лучше «Мориса Лакруа», а вот что лучше – «Брегет» или «Ролекс», «ЖеЖер» или «Хроносвисс»? Вопрос открыт, и решать его предстоит лично владельцу.
Главные параметры, по которым профессионалы оценивают часы, – это престижность, дизайн, инновации, стиль, привлекательность, сервис, стабильность цен, рекламная поддержка и техническое совершенство. Однако, на мой взгляд, самое большое значение имеет история бренда, а также степень его «мануфактурности». Последнее, говоря простым языком, означает наличие собственного механизма. Если в часах работает стандартный покупной, а не собственный мануфактурный механизм, рейтинг фирмы будет невысок.
Собственный механизм автоматически причисляет одних к элите высокого часового искусства, а других сильно понижает в статусе.
Самостоятельно разработать и запустить в производство собственный механизм мечтают все. Но по силам это лишь немногим: A.Lange & Söhne (Германия), Audemars Piguet (Швейцария), F.P. Journe (Швейцария), Glasshütte Original (Германия), Jaeger-LeCoultre (Швейцария), Urwerk (Швейцария), Nomos (Германия), Patek Philippe (Швейцария), Rolex (Швейцария), Seiko/ Credor (Япония) – это список основных компаний, которые выпускают часы со своим механизмом. Но есть еще частные мастерские, где работают независимые часовщики, принимающие индивидуальные заказы и производящие штучный и очень дорогой товар.
Вышеуказанные марки располагаются в разных ценовых категориях.
Так, можно выделить нижнюю ценовую категорию (до 5000 долларов США). Сюда входят немецкая фирма Nomos и японская Seiko (спринг-драйв). В средней категории (5 000 – 15 000 долларов США) – немецкая Glasshütte Original, швейцарские фирмы Jaeger-LeCoultre и Rolex, а также японская Seiko (семейство 9s, только для внутреннего рынка). И, наконец, в высшем ценовом сегменте (более 15 000 долларов США) располагаются A.Lange & Söhne (Германия), Audemars Piguet (Швейцария), F.P. Journe (Швейцария), Urwerk (Швейцария), Patek Philippe (Швейцария), Rolex (Швейцария), Credor (Япония, только для внутреннего рынка).
Все три ценовых категории отличаются, по большому счету, лишь «эмоциями» и качеством маркетинга. Материал корпуса, даже если это, к примеру, золото, не дает по себестоимости такой разницы со сталью.
Два слова «о камнях». Существует довольно распространенное заблуждение, что на качество часов, а стало быть, и на их цену влияет количество камней, однако это полная ерунда. Условно говоря, «Патек» на 17 камнях может быть лучше «Полёта» на 40 камнях, а у китайских калибров не редкость 35 камней… (Впрочем, качество некоторых «китайцев» очень улучшается… мы еще услышим много хорошего о них.)
Дело в том, что надежность механизма зависит от конструктива и качества исполнения, а количество камней лишь несколько увеличивает межсервисный интервал, но снижает (!) при этом надежность часов.
Приведу наглядный пример: ранее выпускались «Вальжу 7750» (один из самых надежных калибров в истории) на 17 камнях, сейчас они выпускаются на 25 камнях. Тот 17-камневый вариант был просто отличным – добавление камней вызвала усилившаяся конкуренция, но никак не попытка повышения надежности.
Поэтому, выбирая часы, в первую очередь нужно обратить внимание не на количество камней или на материал, из которого изготовлен корпус, а на наличие собственного механизма и стиль часов. И, конечно, на то, какие эмоции часы у вас вызывают.
Выбор часов обычно гораздо более сложен, чем выбор, к примеру, автомобиля.
В автоиндустрии, как уже было сказано, критерии оценок более объективны, и рейтинги, основанные на них, в общем, вполне сформированы. В часовой индустрии такая почти научная четкость рейтингования – дело будущего. При условии, замечу с грустью, если механические часы вообще не «вымрут» как класс. Но надежда есть: вымирание механических часов предсказывается уже давно, а тем не менее цены на большинство брендов, перечисленных в этой статье, растут быстрее, чем инфляция.
Категории: Экстерьер| фейс контроль