Театр как зеркало нашего общества
О чем можно говорить с актером? Только о творчестве и о тех, для кого это творится — зрителях. Сергей Кучеренко – актер Молодого театра – имея за плечами десятки ролей в кино и театре, сегодня в беседе с нашим корреспондентом вспоминает, размышляет, анализирует и мечтает.
Сергей, что для тебя театр, какую роль театр играет в жизни общества? Кто влияет: театр на общество или общество на театр?
Прослужив 15 лет театру, мне кажется – в этой профессии что-то начал понимать. Это как религия – в первую очередь вопрос веры. Веришь ли ты в то, что делаешь, что говоришь. И только твоя искренность, убежденность в своей правоте смогут увлечь зрителя, заставить его вместе с тобой переживать события, происходящие в пьесе, фильме. Изменения в обществе в последнее десятилетие происходили настолько стремительно, что театр за ними не поспевал. Поэтому так часто начинают ставить классику: Чехов, Шекспир, Мольер … Ведь на то она и классика, ведь там поднимаются вечные общечеловеческие проблемы: жизнь, смерть, любовь, предательство … В 70-80-е годы в большинстве своем люди ходили в театр за каким-то глотком правды, свободы. Достаточно вспомнить как гремел тогда Теарт на Таганке. Во времена перестройки – яркая публицистика, неизвестные страницы истории, ее переосмысление. Затем началась разруха, чернуха и т.д. Этот для многих болезненный переход к новым условиям жизни породил множество пьес о помойках, бомжах и т.п. От этого так все устали, что в начале 90-х был массовый исход зрителя из театра.Но стоило вернуться театру к главной теме исскуства – ЧЕЛОВЕКУ, и зритель вернулся. У нас в Молодом театре на Шекспире, Мольере постоянные аншлаги.Может ли театр изменить общество? Сложный вопрос. Если актер создает на сцене или экране образ, которому хочеться подражать в жизни? Хотя мне кажется вряд ли. Ибо, как это не печально, но все же бытие определяет сознание.
Сейчас многие говорят о престижности: актер — престижная профессия?
Что я думаю о престижности профессии актера? Ну, не знаю. Мы все конечно люди безумно честолюбивые, порой тщеславные. Безусловно, приятно, когда тебя узнают на улице, берут автографы. Но высшая похвала – это, когда после спектакля видишь глаза зрителя, их восторг. Тогда чувствуешь, что ты делаешь что-то хорошее, важное, что смог им подарить хотя бы на пару часов хорошее настроение, радость. И опять же – вера. Ты веришь в свой талант, веришь в счастливый случай, который случится с тобой завтра: роль, о которой ты давно мечтаешь или участие в потрясающем фильме. Часто после спектаклей, разгримировываясь, мы шутим: «Ну вот, еще один день прошел, а славы все нет.» Мне кажется, актер уходит насовсем из профессии только, если он уверовал в свою бездарность. А такое бывает очень редко. Это как болезнь. Где, в какой профессии еще нужна повышенная эмоциональность, разболтанная нервная система? Финансовая престижность? В Украине это пока что миф. Прожить на театральную зарплату можно, но только если не кушать и никаких себе вещей не покупать. Поэтому есть реклама, концерты, презентации. Вот недавно за день съемки в рекламе получил как в театре за 4 месяца работы в театре. А кино я люблю. Это что-то другое. То, о чем ты думал, о роли — во время съемки моментально предельная концентрация в кадре.
Ты мог бы сейчас изменить свою жизнь, поменять профессию? Заняться каким-то бизнесом?
Это вряд ли. Ну, во-первых, ничего, по большому счету, кроме профессии я не умею, а, во-вторых, если у меня в голове появится калькулятор, то профессия мне за это отомстит и очень сильно. Да, я и не знаю никого из известных актеров, кто бы успешно им занимался сам лично. Есть вкладывание денег, а все остальное делают директора, менеджеры.Какой промежуточный итог сейчас ты можешь сделать для себя?Я считаю себя самодостаточным человеком. В моей жизни было столько разных событий, которые в эмоциональной памяти засели настолько прочно, что прочувствовать, что я тогда ощущал, о чем думал для меня сложно. Вообще говорят, что актеры – те же дети, только пьют, курят и …