Дмитрий Фирташ — первая жертва украинской революции
Компания проигравших в украинской революции продолжает расширяться, и теперь к ней можно смело отнести и Дмитрия Фирташа. Еще недавно один из столпов режима Януковича теперь рискует остаться без политической поддержки и активов – его агенты влияния переходят под опеку других олигархов, а бывшие соратники уже готовы взять то, что вдруг стало плохо лежать.
Несмотря на открытое против него уголовное дело и необходимость оставаться под домашним арестом, Фирташу долгое время удавалось сохранять иллюзию того, что он пока остается влиятельной в Киеве фигурой. Но, судя по внезапно появившемуся у украинского государства желанию отобрать его предприятия, это уже не соответствует действительности. Хотя сам Фирташ пока еще храбрится и обещает совсем скоро вернуться в украинскую столицу, там уже, кажется, с ним успели попрощаться.
Один из ударов по империи арестованного олигарха нанесли с помощью его титановых активов, которые вместе с газовым бизнесом были основой его бизнес-империи. Иршанский горно-обогатительный и Вольногорский горно-металлургический комбинаты поставляют сырье «Крымскому титану» и Запорожскому титано-магниевому комбинату, и пока что все они принадлежат Фирташу. Но на прошлой неделе Арсений Яценюк заявил, что первые два предприятия будут возвращены в государственную собственность.
В том, что схема приобретения этих активов вряд ли до конца чистая, оснований сомневаться нет. Бизнесмены, принадлежавшие к близкому окружению Януковича, покупали государственные предприятия непринужденно и без особого пиетета к формальностям. К тому же премьер предупредил, что компании Фирташа задолжали Украине около 6 млрд. гривен за электроэнергию, так что теперь его предприятия ожидают судебные тяжбы.
Но проблемы у олигарха начались не только с титановыми активами. Уже скоро он может лишиться и части своего газового бизнеса. В начале июня возобновлено производство по делу о ликвидации «Укргаз-Энерго» – самого крупного частного газового трейдера, контроль над которым сейчас также полностью принадлежит Фирташу. В случае его потери это станет для Фирташа сильнейшим ударом. В прошлом году доход этой компании составил около $750 млн, и она также претендует на газ, накопленный в подземных хранилищах, на сумму около $2 млрд. Хотя юристы уверяют, что ликвидировать компанию будет не так уж и просто. Сейчас украинский «Нафтогаз» не владеет, как раньше, половиной акций «Укргаз-Энерго», поэтому пока не до конца ясно, как в Киеве собираются вести судебное разбирательство с компанией, к которой формально там не имеют никакого отношения.
Наконец, самую большую опасность для газового флагмана Фирташа представляет не украинский суд, а российский «Газпром». Украинскому олигарху не удалось сохранить контракты с российским монополистом, благодаря которым в прошлом году он смог импортировать 12,9 млрд кубометров газа. Теперь объемы уменьшились до скромных ежемесячных 15 млн кубометров. Судя по всему, дальнейших планов сотрудничества с Фирташем у Москвы больше нет. Также «Газпром» запустил процесс ликвидации компании RosUkrEnergo, которой россияне владели совместно с украинским олигархом. Благодаря ее связке с «Укргаз-Энерго» и был заложен фундамент многомиллиардного состояния Фирташа. Поэтому даже сохранив компанию, украинский олигарх, скорее всего, не сможет извлекать из нее такие же фантастические деньги, как раньше.
Понимая, что удача отвернулась от бывшего партнера и соратника, окружение Фирташа пытается извлечь для себя выгоду или как минимум ничего не потерять. К первой категории принадлежит прежде всего бывший глава администрации Януковича Сергей Левочкин – бессменный партнер газового олигарха по бизнесу и политике. Теперь журналисты и эксперты пока что между собой, но уже все громче говорят, что партнерские отношения остались в прошлом. Мол, Левочкин хочет воспользоваться тем, что большинство активов регистрировались не самым прозрачным способом, и в отсутствие их реального хозяина попытаться переоформить их на себя.
Дополнительную пищу для таких разговоров добавили критические по отношению к олигарху статьи и сюжеты тех журналистов, что еще совсем недавно были к нему лояльны. Раньше они пели осанны благотворительной деятельности Фирташа или как минимум скромно не замечали его махинаций, отдавая предпочтение справедливой критике конкурентов. И поскольку именно Левочкин отвечал в этом тандеме за медийную политику, поначалу было непривычно видеть, как радостно встретили новость о раскулачивании Фирташа те СМИ, кто раньше защищал его интересы.
Те же, для кого газовый олигарх был скорее покровителем и спонсором, принялись искать себе новую финансовую гавань. Сергей Тигипко, который считался выразителем интересов Фирташа в парламенте, решил не дожидаться возвращения своего бывшего патрона из Австрии и предусмотрительно наладил контакт с Игорем Коломойским. Последний сейчас претендует на то, чтобы потеснить другие финансово-промышленные группы, представителям которых после побега Януковича как-то не везет.
Поэтому Тигипко решил не изменять своей привычке, предложив услуги наиболее сильной на данный момент фигуре в украинской политике. Именно поэтому, как недавно выяснилось, на последних президентских выборах он решил идти «самостоятельно», оставив Партию регионов в недоумении – там ему прочили стать лицом того, что осталось от политической силы бывшего президента. Но, судя по всему, уже скоро Тигипко возглавит новый партийный проект, рассчитанный на электорат юго-востока Украины, контроль над которым Коломойский усиливает буквально с каждым днем.
Долгое время казалось, что спасти Фирташа сможет Петр Порошенко. По крайней мере, встреча тогда еще кандидата в президенты Порошенко с Виталием Кличко и Фирташем, выпущенным под залог, привела к созданию самого успешного предвыборного альянса в истории Украины. За счет того, что ему удалось добиться от спонсируемого Фирташем Кличко отказа от президентских амбиций, Порошенко получил мощную прибавку к рейтингу, позволившую ему победить уже в первом туре, а Кличко легко избрался мэром Киева, сформировав большинство в городском совете. При этом Фирташ не стеснялся публично выражать свою поддержку Порошенко как до, так и после его победы. Из этого одни комментаторы сделали вывод, что поддержка Фирташа была нужна именно будущему президенту, а другие спешили убедить в обратном – таким образом газовый олигарх пытается доказать свою необходимость и спасти свои активы.
Однако уже спустя неделю представители Кличко начали непублично выражать недовольство тем, что Порошенко не сдержал всех своих обещаний, а люди Порошенко, наоборот, кивали на команду экс чемпиона мира по боксу, обвиняя их в срыве договоренностей. Так или иначе, это вместе с попытками Яценюка вернуть активы Фирташа в государственную собственность свидетельствует о том, что Порошенко вряд ли будет для газового олигарха гарантом финансовой безопасности и безоблачного политического будущего.
Но реальность не мешает слухам о скором возвращении Фирташа в Киев расползаться по столице. Говорят, что и сам он рвется на родину, пусть даже и придется действовать без привычных союзников. Но даже если поверить в то, что газовый король таки сможет избежать экстрадиции в Соединенные Штаты и вдруг окажется на свободе, он вряд ли сможет принципиально изменить ситуацию.
Москве Фирташ был нужен, чтобы с его помощью зарабатывать на газовых махинациях, в Киеве он имел значение благодаря своей связи с Кремлем и опять-таки возможности зарабатывать на газе. Но без российской поддержки и покровителей типа Януковича и Партии регионов Фирташ резко перестал быть нужным. Разве что агенты ФБР, все еще озабоченные секретами украинских олигархов и хитросплетениями российско-украинских газовых схем, могут испытывать к нему неподдельный интерес.