СМИ переходят на платный контент в Интернете

Администратор | 1.04.2010 16:19

Платный контентС завтрашнего дня журнал «Эксперт» закрывает бесплатный доступ к материалам свежего номера на сайте Expert.ru. В интервью «Ведомостям» гендиректор ИД «Эксперт» Валерий Фадеев сообщил, что мера вводится в качестве эксперимента, чтобы узнать, сколько людей готово платить за материалы на сайте. Эксперимент, по словам Фадеева, продлится около двух месяцев. В России журнал стал первым крупным СМИ, решившимся на такой шаг, но в мире желающих становится все больше и больше. Начиная с этой недели бесплатный доступ к материалам газеты будет постепенно ограничивать французская LeMonde.

Частичные ограничения газета практиковала и раньше, но в этот раз намерена пойти до конца. Лондонские Times и Sunday Times объявили на прошлой неделе, что вводят платный доступ с июня, разбив общий сайт на два отдельных. The New York Times начнет брать деньги с пользователей в январе 2011 года. В качестве постоянно действующей меры, а не эксперимента.

Плата за чтение материалов на сайте — давнее изобретение, но до последнего времени к ней прибегали в основном специализированные издания, рассчитанные на заинтересованных пользователей. Например, американская Wall Street Journal или британская Financial Times. В последние полгода брать деньги с пользователей массовым образом стали издания «общего интереса» — общественно-политические газеты и журналы.

Политика у каждого издания своя. LeMonde, например, полностью разделяет газету и сайт, делая фактически два разных издания. Посетители сайта в принципе не смогут прочитать материалы газеты, доступные только через специальное приложение для iPhone (€29,9 в месяц). Лондонская Times будет продавать доступ к свежему номеру на сайте за £1 в день (цену печатного номера) или £2 в неделю. The New York Times не собирается разделять старые и новые номера, посетители будут (или не будут) платить деньги в зависимости от числа просмотренных материалов. Таким образом nytimes.com (17 млн уникальных посетителей в месяц, по данным Nielsen, самый посещаемый газетный сайт в мире) хочет сберечь тех своих посетителей, которые читают материалы газеты время от времени.

О причинах перехода на платный трафик честнее всего рассказала The Times в собственной редакционной колонке. «Мы находимся в абсурдном положении людей, продающих за £2 продукт, который мы же сами бесплатно распространяем в сети. Прежняя ошибочная логика состояла в том, что разницу оплатят рекламодатели. Кризис положил конец этим надеждам». Дело, однако, не только в кризисе, считает вице-президент Гильдии издателей периодической печати Василий Гатов. По его мнению, денег, которые приносит сайт (около 10% доходов), хорошей газете просто не хватает на содержание ньюсрума привычного качества.

В пользу того, что виноват не только кризис, говорят и цифры. News Media Group (издатель The New York Times) умудрилась закончить 2009 год с несущественной, но все-таки прибылью — $20 млн. При этом, вводя платный доступ, самый посещаемый газетный сайт в мире рискует больше конкурентов: когда-то Nytimes.com уже делал часть контента платной, и отказался от этой идеи несмотря на то, что на услугу подписалось 227000 человек. Английские Times и Sunday Times получили в последнем отчетном году (закончился в июне 2009 года) £88 млн убытков — и переходят на платный доступ. Английская же Guardian показала £89 млн убытков — и оставляет свой сайт бесплатным. При этом владелец Times, Руперт Мердок, неоднократно высказывался в защиту платного доступа, а издатели Guardian неоднократно ему оппонировали.

Не желая брать плату с посетителей сайта, Guardian нашла другой способ заработать: приложение для iPhone стоимостью £2,39 ($3,6). Приложение было выпущено в декабре и за первый месяц было загружено 69 000 раз. Издатели, заработавшие за месяц £115 000, сочли опыт успешным. Но содержание сайта обходится им больше чем в £2 млн в год. Теперь они думают о том, чтобы ввести за приложение абонентскую плату. Гатов считает, что для печатных изданий мобильные приложения — самый перспективный способ зарабатывать в интернете. Во-первых, гораздо проще платить за услуги с общего счета, а во-вторых, мобильное приложение — это не только содержание, но и новый функционал.

Насколько успешны окажутся эксперименты с платным контентом? Издатель Times считает, что их читатели будут платить: «Через некоторое время люди будут либо платить, либо читать новости низкого качества — и BBC». Василий Гатов не готов делать прогнозы: пока что известно слишком мало примеров. Но, по его мнению, у «Эксперта» как раз может получиться: «У их сайта слишком мало посетителей, и они просто не смогли бы окупиться за счет рекламы».

Категории: Мир| тренды

Метки: , ,