Молчание Facebook. Крах интернет предпринимательства 2.0

Евгений Галаган | 8.03.2012 16:11

В среду социальная сеть Facebook молчала. При попытке перейти по адресу Facebook.com главная и внутренние страницы сайта не загружались в течение практически двух часов.

По сообщениям пользователей, Facebook работал с перебоями с России, Эстонии, Великобритании, Египте, Турции, Исландии, Франции, Германии, Италии, на Ближнем Востоке, в Африке.
Интернет-мир отключился.

Причины неполадок компания не прокомментировала. Позднее в социальной сети заявили о технических проблемах.

Возможно, все это из-за перехода на новый дизайн внутренних страниц пользователей, а возможно причина кроется во внутренних неполадках кода. Комментариев нет, а мы можем только догадываться.
И это все перед выходом в биржевые сводки.

С 2004 года, когда сайт был запущен, количество активных пользователей достигло 845 млн. человек, что на 39% больше, чем в 2010 году. Количество активных пользователей, которые заходят на сайт ежедневно, выросло на 48% — до 483 млн. в 2011 году.

По данным ComScore, с сентября 2011 года по январь 2012 года зарегистрированные пользователи, которые заходят в сеть через персональные компьютеры, проводят в Facebook в среднем от шести до семи часов в месяц. У людей, оказывается, катастрофически много свободного времени.

Выручка Facebook в 2011 году составила $3,7 млрд. — показатель на 88% выше, чем в 2010 году. Прибыль за год выросла на 65% — с $606 млн. до $1 млрд.

Но сама стоимость Facebook опустилась до $93 млрд. — таковы итоги предварительного аукциона между фондами, владеющими акциями социальной сети. Аукционом управляла SharesPost Inc., которая установила цену продажи для 125 000 бумаг на уровне $40 за 1 штуку. Еще 14 февраля фонд оценивал соцсеть в $98 млрд, на 5% дороже.

Документы на первичное размещение акций в комиссию по ценным бумагам и биржам США Facebook подала еще 1 февраля. В ходе IPO компания намерена привлечь $5 млрд и надеется, что целиком она будет оценена в диапазоне от $75 млрд до $100 млрд.

В общем этот технический сбой не особо порадует инвесторов.

Правда дело этим не ограничивается. Все данные показывают, что чистое интернет предпринимательство не особо выгодная вещь.

Twitter так и не смог выйти в прибыль за шесть лет своего существования, сообщает интернет-ресурс Gawker со ссылкой на попавшие в его распоряжение данные компании. Выручка Twitter в 2010 году составила $28,5 млн, тогда как чистый убыток — $67,8 млн. С января по апрель прошлого года выручка Twitter достигла $23,8 млн, но компания также осталась в убытке, зафиксировав за этот период чистые потери в размере $25,8 млн. В этот период компания потратила $13,1 млн на исследования и разработки, $5,4 млн на продажи и маркетинг, еще $12 млн составили административные издержки.

В 2011 году Twitter вдвое увеличил персонал – с 450 до 900 человек и расширил бизнес, что означает только дополнительные расходы, констатирует ресурс. Gawker называет сервис «самым большим пузырем в истории хай-тека и массмедиа».

При этом на стороне Twitter внушительная и качественная 100-миллионная аудитория, отмечают эксперты. В число пользователей сервиса входит много знаменитостей – президенты США и России, актеры Том Хэнкс, Стив Мартин, Опра Уинфри и Эштон Катчер.

Инвестиции в сервис за весь период его существования составили около $760 млн. «Компания, которой исполняется шесть лет, имела кучу времени на то, чтобы экспериментировать со способами извлечения прибыли из своих активов. Но сервису это так и не удается», – сетует интернет-издание. Совершенно ясно, что предыдущие три года проект работал без какого-либо бизнес-плана, констатирует Gawker.

А российский Форбс в мартовском номере оценил финансовые возможности российских интернет компаний в своем новом рейтинге.

Результаты более чем интересны. Из тридцати лидеров сетевого рынка только две чистые интернет-компании: Яндекc и Mail.ru Group (1 и 2 место соответственно). Остальные участники – интернет магазины, скидочные сервисы, несколько разработчиков игр в социальных медиа. Кому интересно может почитать

Т.е. для большинства компаний прибыль и выручка клепается не в онлайне, а за его пределами. Для них интернет пространство, скорее действует как доска объявлений и визитная карточка. Деньги приходят из проданных реальных товарных единиц.

Лидер рейтинга — Яндекс — чистый поисковик. Не будь контента в интернете, в его услугах пользователи не нуждались бы. Правда у Яндекса существуют интересные услуги, вроде Яндекс-карты или Яндекс-пробки. Удобно и качественно.

Прибыль компании генерируется за счет рекламы. Но, подчеркиваю, его слабым местом является отсутствие своего уникального контента.

Mail.ru Group для меня лично просто, когда-то давно зарегистрированный, почтовый ящик. Я уверен, что для многих эта ассоциация тоже актуальна. Бесплатный ящик – ничего более.
А вот финансовая отчетность. Чистая прибыль Mail.ru Group по МСФО за 2011 год выросла в 2,5 раза — до $207,6 млн, совокупная выручка компании увеличилась в более чем 1,5 раза — до $514,9 млн, показатель EBITDA — в 2,4 раза, до $282,8 млн. Капитализация (компания второй год котируется на Лондонской фондовой бирже) составляет $5,7 млрд.

Откуда такие цифры. Оказывается половину стоимости Mail.ru Group составляют акции лидеров мирового интернета. Доли в Facebook (2,28%), Groupon (4,44%) и Zynga (1,3%), купленные Digital Sky Technologies (DST) накачивают стоимость самой Mail.ru Group (сюда входят почтовая служба Mail.ru, мессенджеры ICQ и Агент@Mail.ru, социальные сети «Одноклассники», «Мой Мир» и «ВКонтакте» и студии, разрабатывающие около сотни онлайн-игр). Прорывных идей пока не видно, хотя аудитория пока еще огромна — 29 млн. посетителей в день и это дает возможность компании зарабатывать на интернет рекламе.

Отдельно стоят разработчики интернет игр. Живы социальные сети – живы игрушки.

Социальные игры в основном относятся к категории free-to-play, то есть их можно скачать бесплатно, а деньги поступают от покупок дополнительных опций пользователями. Этим зарабатываются огромные деньги, но в основном на Западе, славяне любят и чтут халяву. А если финансовый кризис уничтожит возможности западных потребителей покупать новые доспехи для своего виртуального героя, а заставит экономить даже на еде, что будет дальше? Например, российский лидер по разработке игр Game Insight из России получает всего один процент выручки. Главные хиты — Airport City, Rock The Vegas, Mystery Manor — стоят в топах iOS, Android, Facebook.

Все это говорит об одном – модель развития, которой шел интернет все эти годы, подходит к концу.

На интернете зарабатывают все: провайдеры, техники, изготовители оборудования, мобильные операторы и т.д. В общем все те, кто обслуживает интернет пользователей и обеспечивает доступ к всемирной паутине. А в самом виртуальном пространстве действуют такие же виртуальные законы и такие же виртуальные заработки и прибыли.

Если мы говорим о рынке и рыночных отношениях, то о никакой бесплатной услуге или товаре, речи бы не может. Интернет предприниматели сами себя загнали в угол. Они не могут оправдать свое существование только объемом трафика. Где монетизация в сети? Ее нет и ей неоткуда взяться. Благотворительность имеет огромную отрицательную доходность.

Что такое вообще социальная сеть? Странички людей, которые подтягивают музыку, фильмы, ссылки, ролики, фото и т.д. Их мысли, возможно, интересны для их ближнего круга, не более того. То есть никакого полезного контента социальная сеть не создает. Она вампир, питающийся за счет интернет-донорства.

А без качественного и эксклюзивного контента, кому ты интересен? Это не только данные, но и расследования, инсайд, фото, возможность общения с другим кругом лиц. Так получается, что зарабатывают в интернете (только в интернете!)могут только те компании, которые берут за это плату, например LinkedIn.

Но это выход только для глобального игрока.

Прав был Руперт Мэрдок – время бесплатных новостей должно закончиться. Он лишь слишком рано об этом сказал вслух. Впрочем, медиа-магнат тоже может ошибаться.

Неприятно и удручающе выглядит 9 место РБК. А это более 25 интернет-ресурсов. Основные — деловой портал Rbc.ru (20,2 млн посетителей в месяц), новостной агрегатор Readme.ru (11,7 млн), ежедневная газета Utro.ru (9,2 млн) и сайт знакомств Loveplanet.ru (4,9 млн человек). РБК также принадлежит интернет-мессенджер Qip.ru и ряд активов за пределами интернета — канал РБК-ТВ, журналы РБК, «Идеи вашего дома» (1,9 млн человек) и др. Летом 2010 года контроль над РБК получила группа «Онэксим» Михаила Прохорова, заплатившая $80 млн. и договорившаяся с кредиторами о реструктуризации задолженности на $220 млн.

Да, оказывается, свой телеканал и журнальная версия не спасает финансовое положение для интернет СМИ.

В общем, интернет должен измениться или умереть. Как – это тема отдельной статьи. Видно лишь одно – всемирная паутина сильно переоценена, как финансово, так и идеологически.

Как бы ни хотели пользователи, но бесплатной, интересной и полезной информации не бывает. Мы платим за газеты, книги, журналы и качественную музыку в оффлайне, то почему же мы не хотим платить за все это в онлайне? Нас приручили бесплатными сервисами, но их разрабатывают большие компании, и если они не смогут получать прибыль из интернет пространства, то их триумф рано или поздно закончиться.

Математики и программисты при нынешней модели не захватят надолго бизнес высоты, пока финансисты и промышленники играют интернет сообществом, вкладывая в него реальные деньги. Их места в списках самых богатых скоро могут занять другие.

Но толстосумам эта игра может скоро надоесть, рисковать они страшно не любят. А глобальный сбой нынешнего лидера интернет пространства, может стать спусковым крючком для цепкой реакции нового краха доткомов.

Категории: Эксклюзив| мнение

Метки: , , , , , , , , ,