Солнечная система и греческие мифы. Венера. Аврора. Афина. Афродита
Второй от Солнца планетой является Венера. Так же как римский Меркурий у греков, пардон — раздваивается на утреннего Аполлона и вечернего Гермеса, так и Венера имеет у греков две ипостаси – богиню утренней зари Аврору(она же Афина) и богиню вечерней Афродиту. Правда, историки утверждают, что Пушкин назвал Аврору богиней утренней зари по недоразумению, по ошибке. Это мол, такая себе, поэтическая отсебятина, мухи творчества. Но лично у меня данная оговорка вызывает большие сомнения. Пушкин был человеком глубоких знаний, широкого кругозора, и недюжинного интеллекта. Поэтому обвинение его в непонимании, незнании, нерадении кажется весьма надуманным. Вообще не первым мною замечено, что если воззрения некоего древнего(или не очень) автора не вписываются в построения, в схемы современных историков, то этого автора лёгко, не мудрствуя лукаво записывают в ряды нерадивых баснословцев. Оными баснословцами объявлены такие выдающиеся историки – без преувеличения – кладези энциклопедических знаний, как Татищев, Щербатов, Лызлов. А уж с Пушкиным что церемонится, ведь он даже не историк — а с поэтов какой спрос? Посему любите Пушкина, читайте Пушкина, наслаждайтесь Пушкиным уж таковым, каков он есть. А ежели вам вдруг попадется какая-то нелепость типа :
…Но Кочубей богат и горд
Не долгогривыми конями,
Не златом – данью крымских орд,
Не родовыми хуторами…-
Так это вот самое – «не златом – данью крымских орд» — не стоит принимать близко к сердцу. Так уж у них, у поэтов, мозги устроены – несут всяку-разну чушь, а что до исторической достоверности, так до того им и дела нет.
А Венера между тем, так же как и Меркурий, является внутренней (относительно нас – земных наблюдателей) планетой Солнечной системы. И так же как Меркурий никогда не удаляется далеко (опять же, с точки зрения земного наблюдателя) от Солнца. Но диаметр орбиты Венеры значительно больше орбиты Меркурия, следовательно, и угол ее отклонения от Солнца значительно больше. Поэтому если Меркурий мы можем наблюдать очень небольшой промежуток времени(иногда исчисляемый минутами) либо утром перед самым рассветом, либо вечером, сразу после заката, то Венера являет себя нашему взору на несколько часов. Видеть ее в средине ночи невозможно в принципе, поэтому наблюдается она в одном из двух случаев.
Первый : восход Венеры в восточной части горизонта за час-два до рассвета – это и есть Аврора – богиня утренней зари. В этом случае она угасает с восходом Солнца.
Второй : Венера загорается в западной части неба вечером, сразу после заката – и это богиня вечерней зари Афродита. И когда она, двигаясь позади Солнца по плоскости эклиптики, склоняется уже к самому горизонту, мы можем наблюдать божественной красоты зрелище – заход оранжевой планеты Венеры.
Между прочим, убеждение древних в том, что Венера – оранжевая планета – это потрясающий, из ряда вон выходящий факт. Но сейчас я оставлю его в стороне и обещаю вернуться к нему в самом конце статьи.
Пара девственников — Аполлон + Афина. Пара супругов — Гермес + Афродита.
Из изложенного выше можно легко понять, что именно в греческой мифологии скрывается под покровом понятия «Гермес и Афродита – счастливая супружеская пара». Вечерний красавец – планета Меркурий и вечерняя красавица планета Венера – это и есть Гермес и Афродита. Оба они внутренние планеты Солнечной системы. Оба находятся близко к Солнцу и никогда не удаляются от него(и друг от друга) далеко – то есть, как муж и жена, всегда находятся рядом друг с другом. Каждый в отдельности являют собою великолепное зрелище. А когда они на небе вместе, именно это состояние вечернего неба и есть то самое, что древние назвали термином Гермафродит, то есть Гермес + Афродита на небе одновременно. Именно в такой момент мы и наблюдаем самые лучшие из свойств Гермеса и самые лучшие из свойств Афродиты – именно то, чем греки наделили их сына.
Мне могут возразить: а почему же тогда Аполлона и Афину-Аврору греки не удостоили такой чести, как счастливый брак, ведь все те свойства, о которых только что было сказано применительно к Гермесу и Афродите, все эти свойства присущи и их утренним ипостасям?
А дело вот в чем. Наряду с эпитетом Портена (от этого эпитета и название афинского Парфенона) Афина является еще и обладателем эпитета Вирго. Это слово означает буквально – дева, девственница. По мифам дева-воительница Афина никогда так и не вышла замуж, никогда так и не познала мужчину, не скрывала это, гордилась и похвалялась этим (несчастная девушка – было бы чем гордится, было бы чем хвалится).
Аполлон же, как уже отмечалось – это мальчик-подросток, и в римском пантеоне кроме Меркурия есть еще один странный, незамеченный исследователями его аналог – злой шутник, озорник Купидон, он же Эрот, он же Амур.
Причем здесь Купидон – удивились бы скептики?
А вот при чем :
1. В этрусских – более ранних вариантах мифов — Аполлон наделeн непонятным (я имею в виду — для историков) эпитетом «Купавон». Можно конечно было бы сделать вид, что мы не видим ни малейшей связи между именами «Купавон» и «Купидон», если бы не :
2. Одним из главных отличительных признаков Аполлона является лук. Если мы видим на античной посуде жанровую сцену из мифа, и один из персонажей изображен с луком в руке – можно с девяностопроцентной уверенностью предположить, что сей персонаж ни кто иной, как Аполлон! То же самое мы видим в случае с Купидоном. Лук – неотъемлимая принадлежность Купидона. Принадлежность настолько очевидная, что даже не стану объяснять – почему!
3. Другой отличительной особенностью Аполлона является его юношеский, подростковый возраст. Тот самый возраст в котором еще бывает трудно отличить мальчика от девочки. И действительно, когда мы рассматриваем изображение Купидона(особенно в том случае, когда художник изобразил его в ракурсе, с которого не видно гениталий) можем ли мы однозначно определить его пол? Пухлый карапуз, розовые щечки, хитрые глазки, а ну-ка отгадай – мальчик это или девочка?
Мне могли бы возразить – но ведь есть изображения Аполлона во вполне зрелом возрасте. На этих изображениях он совсем не мальчик, но муж, хотя и молодой. Согласен! Но история знает четкие границы между ранними и поздними вариантами мифов. В данном случае возраст Аполлона – это индикатор, лакмус, по которому можно безошибочно определить возраст, древность той же самой, например, амфоры. Если Аполлон изображен в виде мальчика – то это действительно может быть очень древнее изделие. Если же мы видим то, что называется красавец-мужчина, то такое изделие может быть, конечно, очень старым, очень ценным, антикварным, но ни как не эпохи рассвета этрусской цивилизации.
4. Еще одна черта – крылышки. У Аполлона крылатые сандалии, у Меркурия шапка с крылышками, и Купидон тоже чудо-ребенок, вундеркинд с теми же самыми крылушками.
5. Купидон – вечный спутник Венеры. Гермес (ипостась, один из ликов Меркурия) – муж Афродиты (Венеры), ее неразлучный спутник, и он же одна из ипостасей Аполлона. Следовательно, римский Купидон – один из ликов Аполлона, нарекаемого Купавоном.
Так что же, «Купавон» и «Купидон» – это совершенно разные слова, совершенно разные понятия и совершенно разные имена, по совершенно случайному совпадению имеющие некую схожесть звучания?
Нет!
Это одно и то же слово, одно и то же понятие, одно и то же имя, имеющее альтернативный фонетический окрас. Так же как Иван – Ян — Жан – Джон. Так же как Георгий – Жорж – Джерси — Гарсиа.
Вот это и есть та самая причина, по которой Аполлон и Афина-Аврора не удостоены, подобно Гермесу и Афродите, высокой чести счастливого брака. Вот почему Афина строго хранит девственность-целомудрие. Потому что суженому ее еще не вышел срок, потому что пацан он еще, мальчишка, потому что женилка у него еще для счастливого брака не выросла, потому что ждет она его, смотрит на него и думает про себя : «Хай ще трохи підросте…»
Категории: Мир| Contra Historia