История добровольного падения военно-морского флота Украины

Администратор | 12.10.2015 14:26

OlshanskyПосле распада Советского Союза Украинское государство нежданно для себя стало обладателем третьего (после российского и турецкого) по мощи флота на Чёрном море.

Военно-морские силы Украины изначально представляли собой грозную силу как в военном, так и в идеологическом плане (костяк офицерского корпуса флота составили националисты). Однако за годы независимости украинские ВМС существенно деградировали. Сильно ухудшилось материально-техническое состояние флота, многие боевые корабли продали в другие государства или вообще распилили на металлолом.

Критически упал боевой дух моряков, чему немало способствовало их доброе и относительно бесконфликтное соседство с российскими коллегами в Крыму. К тому же большинство моряков и солдат были выходцами из Крыма, что очень упростило задачу по аннексии Крымского полуострова. Сопротивление было минимальным, но крымские события и война на востоке послужили катализатором трансформаций в ВМС Украины, которые впервые в своей истории получили чёткую стратегическую цель — противостоять России на море.

Раздел советского наследства

Формирование ВМС Украины началось сразу после провозглашения страной независимости осенью 1991 года. Тогда президент Леонид Кравчук обратился ко всем военнослужащим группировок войск, базировавшихся на украинской территории, с заявлением, что они входят в Вооруженные силы Украины. От личного состава потребовали до 20 января 1992 года принять воинскую присягу на верность народу Украины. Несмотря на это, первое подразделение ЧФ ВМФ СССР присягнуло Украине только 18 января. Чтобы привлечь военнослужащих на сторону украинцев, на флот срочно направили агитаторов из числа лояльных офицеров и гражданских активистов.

6 апреля 1992 года Кравчук издал указ, заявлявший, что Черноморский флот является собственностью Украины. На следующий день Борис Ельцин объявил ЧФ собственностью России. Чтобы избежать военного конфликта, главы государств отозвали указы, и между сторонами начались переговоры. С переменным успехом они продолжались целых 5 лет, сопровождаясь периодическими провокациями с украинской стороны.

Первой, самой крупной и известной из них, стал мятеж на сторожевом корабле СКР-112, случившийся в июле 1992 года. Инициированный ранее снятым с должности начальника штаба 17-бригады кораблей Николаем Жибаревым и командиром судна Сергеем Настенко, он чуть было не привёл к войне между Украиной и Россией. Украина даже применила морскую авиацию, находившуюся на базе Бельбек в Крыму. Россия уступила, и в итоге СКР-112 был угнан в Одессу. СКР-112, включённый в состав ВМС Украины под маркировкой U-132 в 1992 г., через 4 года оказался распилен на металлолом, как и многие другие корабли.

Затем последовала грандиозная капитуляция России в сфере раздела имущества — 28 мая 1997 года стороны заключили так называемый «Большой договор». По нему ВМС Украины получили около половины имущества Черноморского флота бывшего СССР: 43 боевых корабля, 132 судна и катера, 12 самолётов, 30 вертолётов, 227 береговых объектов, значительное количество техники, вооружения, боеприпасов и иного имущества.

«Я думаю, что Украина не выиграла ничего, практически всё проиграла! Потому что ни одно государство, которое отдаёт контроль над значительной территорией иностранному государству, ничего никогда не выиграет. Тем более, когда это иностранное государство не является дружественным. И мы это видим на протяжении всех этих лет. По крайней мере, другие дружественные государства так свои отношения с соседями не строят. Для этого Украина фактически лишила себя возможности быть суверенным государством, потому что мы страна с ограниченным суверенитетом», — считает эксперт по вопросам флота Игорь Лосев.

Экс-министр обороны Анатолий Гриценко полагал, что Россия должна была больше заплатить за право размещать свой флот на территории Украины. «В соответствии с действующим законодательством Украины, за аренду тех огромных территорий, сооружений и всего остального Россия должна была бы выплачивать ежегодно Украине около $800 млн — $1 млрд. В то же время был заложен механизм погашения долга, который был на рубеже 1993-го зафиксирован в сфере энергетики и Россия этот долг погашала примерно по $98 млн ежегодно. Живых денег Украина не получала для развития Крыма, для развития Украины».

В кризис 2013 года Украина вступила уже не с тем мощным флотом, который она имела в начале 1990-х годов. Большая часть судов нуждалась в капитальном ремонте, однако непрозрачная и чрезвычайно коррумпированная система финансирования вооружённых сил не позволяла его осуществить. Вместо этого стандартной практикой стало списывание боевых и вспомогательных кораблей с последующей продажей преимущественно на металлолом.

Так, только в 2012-2013 годах были списаны:

— ракетный корвет «Кременчуг»
— противолодочный корвет «Ужгород»
— базовые тральщики «Мелитополь» и «Мариуполь»
— ракетный катер «Каховка»
— рейдовые катера «Конотоп», «Ритм-450» и «РК-1935»
— морской катер «Острог»
— транспорт вооружения «Джанкой»
— учебный корабль «Симферополь»
— водолазное судно «Вольногорск»
— сухогрузная баржа «Брянка»
— гидрографический катер «МГК-1694»
— водоналивной танкер «Бахмачи» и др.

Далеко не все из этих кораблей полностью исчерпали свой ресурс. На ЧФ РФ до сих пор успешно служат их ровесники, а иногда даже более старые суда, которые находятся в приемлемом состоянии. В случае с Украиной причиной списания часто оказывалось банальное отсутствие денег на содержание кораблей, а иногда и просто коррупционные мотивы.

Исключённый в 2012 г. из состава ВМС Украины U-156 «Кременчуг» и однотипный «Заречный», торжественно отметивший в 2014 г. своё 25-летие на службе в Балтийском Флоте РФ

За годы независимости Украина отказалась не только от многочисленных малых судов, но и от крупнейших боевых кораблей, которые могли бы обеспечить стране безраздельное господство в акватории Чёрного моря и отдельных районах Средиземного. В частности, тяжёлый авианесущий крейсер «Варяг» («близнец» флагмана Северного Флота РФ «Адмирала Кузнецова») продали Китаю, а ракетный крейсер «Украина» так и не достроили — он до сих пор стоит у причала Судостроительного завода имени 61 коммунара в Николаеве. Он является самым мощным боевым кораблём, имеющимся в распоряжении Киева. Каждый год его простоя обходится казне в среднем в 7 млн гривен

В 2012 году в интервью украинской службе «Голоса Америки» эксперт проукраинского севастопольского аналитического Центра «Номос» Павел Лакийчук заявил: «В тех условиях финансирования, которые были и остаются, через 5-6 лет численность кораблей ВМС Украины уменьшится до 5 единиц. Это даже не флотилия, а тактическая группа».

К началу 2014 года полноценно выполнять боевые задачи могли лишь около 20 кораблей, большинство из которых базировалось в Крыму. Активный состав ВМС Украины сократился почти в 10 раз. К тому же среди оставшихся экипажей только часть обладала достаточной боевой подготовкой. Последний фактор, за счёт которого поддерживалась относительная боеспособность Сил быстрого реагирования ВМС — военные учения со странами Черноморского бассейна и отдельными странами НАТО (главным образом США). Среди всех украинских кораблей настоящая боевая практика имелась только у флагмана фрегата «Гетман Сагайдачный», который принимал участие в международных операциях по борьбе с пиратством в Аденском заливе.

Главной площадкой для регулярных тренировок украинских моряков с 1997 года являются учения Sea Breeze.

В них в разное время участвовали от 6 до 17 стран. Самые крупные военно-морские учения перед вторжением состоялись в 2012 году. Их ключевым достижением для Украины стала сертификация НАТО украинских боевых кораблей «Гетман Сагайдачный» и «Константин Ольшанский», а также нескольких подразделений морской пехоты, которым ещё предстояло сыграть особую роль в будущей войне в Новороссии. В следующем году Sea Breeze проводились в Одессе, в них приняли участие военные из 10 стран НАТО и стран-партнёров альянса. За ходом учений впервые наблюдали представители Объединенных Арабских Эмиратов, Катара, Таиланда и Ливии.

Флоты отрабатывали совместные действия при эвакуации мирного населения, контроль над безопасностью морских перевозок, а также борьбу с пиратами. На учения собрали 1700 военнослужащих, 15 кораблей, 10 самолетов, 35 единиц бронетанковой техники. Эта история косвенно повлияла на крымские события год спустя. На Sea Breeze-2013 готовились к операциям «Океанский щит» и «Антланта» — не пройди тогда «Гетман Сагайдачный» сертификацию, он не ушёл бы в Аденский залив и достался бы вместе с остальным украинским флотом России. Тогда ВМС Украины как реальное боевое соединение просто прекратили бы существовать.

В ходе аннексии украинцы потеряли 51 корабль. На сторону России перешла даже единственная украинская подводная лодка U-001 «Запорожье», одной из первых поднявшая Андреевский флаг. Переподчинение крымской группировки украинских ВМС прошло мирно — никакого заметного сопротивления личный состав не оказал. К концу марта 2014 года у Украины остались лишь 10 судов, из которых только два — фрегат «Гетман Сагайдачный» и артиллерийский катер «Скадовск» — были условно боевыми.

Кроме материальных потерь, ситуацию в ВМС Украины усугубляло падение боевого духа. Личный состав, несмотря на все попытки офицеров, отказался идти на открытую конфронтацию. Вот что писал под впечатлением от событий в Крыму координатор группы «Информационное сопротивление» Дмитрий Тымчук: «Но как получилось, что мы столь серьезно „усилили“ врага? И возникает вопрос: почему в наших ВМС не нашлось ни одного экипажа, повторившего судьбу крейсера „Варяг“? Почему экипажи не затапливали свои корабли, чтобы они не достались противнику? Неужели не нашлось патриотов? С точки зрения эмоций вопрос понятный». Казалось, что Русская Весна нанесла последний сокрушительный удар по и так уже ослабленным годами независимости ВМС Украины — но это было не так

Как только началась война на Донбассе, положение в ВМС и ВСУ Украины стало быстро меняться. Новые власти впервые за всю историю страны чётко обозначили смысл её существования — теперь Украина «защищает от России не только свой суверенитет, но и безопасность Европы». Об этом заявил 28 мая 2015 года президент Пётр Порошенко, выступая на международном Киевском форуме по безопасности.

Осознание своего места в новой военно-политической реальности пришло к украинским морякам значительно раньше — с первым боевым контактом с русскими в Донбассе. В середине-конце августа 2014 года командование АТО нуждалось в любых силах, способных противостоять ДНР и ЛНР. Не применять в этих условиях спецназ и морскую пехоту ВМС было бы непозволительной роскошью. К тому же ВМС до сих пор не сталкивались с открытым вторжением, и властям хотелось проверить их лояльность.

Одним из первых на Донбасс отправился личный состав 73-го Морского центра спецназа. По данным издания «Український тиждень», в боях на Иловайском направлении принимали участие 30 бойцов из этой части. При выходе из окружения двое из них погибли, двое попали в плен. Прорвались 25 спецназовцев, в том числе шестеро раненых. Ровно через год, в августе 2015-го, отдельные подразделения морской пехоты (сформированные из остатков 1-го Феодосийского и 501-го Керченского батальонов морской пехоты и 36-й бригады береговой обороны) попали под Мариуполь. Особенной эффективности морская пехота не показала, но по крайней мере подтвердила свою лояльность и получила еще один мотив для войны — месть за убитых товарищей.

Параллельно украинская власть запустила процесс качественного и количественного восстановления ВМС. В апреле 2015 года во время посещения флагмана «Гетман Сагайдачный» Порошенко призвал «с нуля создать военно-морские силы Украины»: боевое ядро ВМС должны составить корабли-носители ударного оружия, береговые ракетные и артиллерийские комплексы, а также морская авиация и морская пехота. Тогда же украинский президент поручил разработать и реализовать Государственную целевую программу развития кораблестроения на период до 2035 года. Официальные задачи этой программы — обеспечение безопасности и обороноспособности Украины в Азово-Черноморском регионе.

Президент Ассоциации судостроителей Украины Виктор Лисицкий считает, что Украина вполне способна строить военные корабли. Он убеждён, что флот можно увеличить в пять раз. «Имеющиеся в Украине сохранившиеся производственные мощности позволяют это сделать. Необходимо, в первую очередь, четкое понимание того, что мы собираемся строить, соответствующее финансирование и, конечно же, кадры. На раскачку уйдет два-три года, но, в принципе, выполнить это задание возможно».

В отличие от президента, военные более конкретны. Главком морских сил вице-адмирал Сергей Гайдук в конце июня этого года заявил, что основная ставка будет сделана на строительство сверхмалых подводных лодок и корветов. Это разумная стратегия. В акватории Чёрного моря неудобно использовать корабли крупнее корвета, а малые подводные лодки на шельфовых глубинах могут быть для Черноморского Флота РФ серьёзной угрозой.

Категории: Мир| государство

Метки: , , , , , ,