Влиять — значит контролировать

Администратор | 7.05.2009 9:12

ЛоббиЕсли государство хочет называть себя демократическим, оно должно помимо всего прочего обеспечить каждому гражданину право иметь реальную возможность для участия в политическом процессе страны: от пассивного созерцания к высокой политической и экономической активности. Любое государственное решение затрагивает как интересы отдельных граждан, разных пластов населения, так и отдельные виды деятельности всего общества. То есть возникают и начинают сосуществовать две заинтересованных стороны: государство, которое требует выполнения своих решений, с одной стороны, и общество, или его часть, которая должна это решение выполнять. Абсолютно логическим выглядит тот факт, что появляется определенная заинтересованность субъектов политических отношений в принятии конкретных решений и как следствие – давление на структуры власти, должностных лиц, средства массовой информации для достижения желаемого результата. Это и есть лоббизм, политико-правовой институт, формирование которого является условием политических и экономических реформ.

Лоббирование, заложенное в самой природе интерперсональных и межинституционных отношений, призвано обеспечить определенную открытость политического процесса, возможность законным путем влиять на принятие государственных решений, контролировать власти.

Слово «лоббизм» пришло в наш лексикон из латыни. Древние римляне так называли проходы,  крытые галлереи в монастырях, а с XVI век так начали называть вестибюль и два корридора в помещении Палаты общин Парламента Великой Британии, предназначенных для отдыха. Номинально явление сформировалось в XIX столетия, с тех пор как в Великой Британии и США представители разных заинтересованных групп большинство времени проводили в куллуарах (с англ. Lobby — куллуары) залов заседаний законодательных органов, надеясь пообщаться с законодателями чтобы повлиять на процесс голосования в парламенте.

Политический словарь понятие лобби, лоббисты трактует как систему агентств больших монополий и организованных групп при законодательных органах США, которые совершают давление (даже применяя подкуп) на законодателей и государственных служащих с целью принятия решений (определенных законопроектов, получения правительственных заказов, субсидий) в интересах организаций, которые они представляют. Лоббизм — это система, позволяющая на практике реализовывать интересы разнообразных групп граждан путем организованного влияния на законодательную и исполнительную деятельность государственных органов.

Большинство аналитиков и експертов считают лоббирование лоббированиеположительным явлением для общества по формально-демократическим причинам, поскольку создает сложную систему сдерживаний и противовесов экономических субъектов. Более того, лоббизм дополняет конституционную схему демократического представительства, разрешая участвовать в принятии и реализации политических решений тем группам, которые не имеют другой возможности. В этом смысле лоббизм отвечает духу демократической политики.

Но это не единственный способ взаимодействия организованных интересов разных групп и государства. Существует другая схема, при которой государство заключает своеобразную сделку с определенной группой давления или группой интересов, получая взамен на предоставленные им привилегии лояльность и гарантию содействия со стороны лоббистов государственным интересам.

Если в первом случае лоббирование является давлением на государство со стороны групп интересов, то во втором лоббирование выступает своеобразной сделки.

Формы и методы лоббистской деятельности в Украине достаточно разнообразны. Они присутствуют в Верховной Раде, Администрации Президента, Кабинете Министров, в министерствах и других органах власти.

 Спецификой украинской практики лоббирования является преобладание методов лоббирования через Кабинет Министров и Администрацию Президента, в меньшей степени через Верховную Раду. Свидетельство тому количество выдвинутых и принятых законодательных инициатив от разных субъектов. Причина тому усложненный, забюрократизированный механизм прохождения законопроектов через Верховную Раду и эффективность способов «внутреннего» лоббирования в Кабинете Министров. Постановление Кабинета Министров является более эффективным средством, чем закон. Оно вступает в силу с моменту подписания и не проходит трех чтений в Верховной Раде, стоимость такого документу для заказчика значительно ниже и позволяет избежать лишней публичности процесса.

Сейчас в Украине чаще всего используют методы прямого лоббирования, которые доказали свою эффективность. Среди возможных вариантов развития лоббизма в Украине можно рассматривать три сценария. Первый. Установление границ влияния групп давления, открытость их деятельности. Составная сценария — принятия законодательных актов о лоббизме, финансирование избирательных компаний, ограничение в руководстве, владение средствами массовой информации. Второй. Лоббистские структуры будут стремиться к к наиболее полному вовлечению органов государственной власти в свою деятельность и ликвидации своих неприятелей, используя при этом все возможные меры. В результате лоббирования приобретет криминальный характер, сложиться коррумпированная власть. Третий. Ограниченность ресурсов и политическая нестабильность предопределяют борьбу групп давления за монопольное представительство определенной категории интересов. Органы государственной власти предоставят такую монополию в обмен на политическую поддержку. Наиболее мощные группы превратятся у партнеров власти.

Первый вариант нереалистичен. Сильные группы давления в условиях политической и экономической нестабильности не возьмут на себе дополнительные обязательства в социальной сфере и не будут отказываться от своих властных амбиций.

Осуществление второго сценария развития — маловероятен. Современные группы давления заинтересованы в стабильности внутри страны, в благоприятных политических и экономических отношениях со мировой общественностью. Создание «марионеточной» правительственной группы давления или их объединением в долгосрочной перспективе означало бы неизбежность политической и экономической катастрофы.

Третий вариант наиболее реальный, через особенность сегодняшней политической ситуации, существование традиции протекционизма в отношениях государственных органов и определенных групп давления.

Для детальной разработки правовых актов о лоббировании необходимо время. Первочередными есть принятие ряда законов, регулирующих и ограничивающих лоббистское влияния. Это закон о государственной службе, законодательные акты, которые регулируют финансирование избирательных компаний, владения и использования средств массовой информации и много других. Лишь на этой основе возможно принятия закона о лоббизме. В тоже время это не решит в полной мере проблемы правового оформления института лоббизма. В целом же перспективы легализации лоббизма в Украине на сегодняшний день тяжело квалифицировать как оптимистичные. Следует заметить, что сейчас в общественной мысли доминируют обобщенные отрицательные оценки лоббирования, которое большинство украинцев отождествляет с понятием “коррупция”.

Категории: Мир| лобби| интересы

Метки: , , ,