Блоггеры всех стран, обвиняйтесь
В Казахстане 2 августа вступил в силу закон о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам информационно-коммуникационных сетей.
Отныне все интернет-ресурсы: веб-сайты, блоги, интернет-магазины, электронные библиотеки и т.д. — приравниваются в республике к средствам массовой информации (СМИ) с соответствующей уголовной и гражданской ответственностью, хотя и не регистрируются уполномоченным органом и не получают соответствующую лицензию.
Этот закон был принят парламентом республики 24 июня и подписан главой государства 11 июля.
Закон вызвал жаркие дискуссии в обществе, был критически воспринят в журналистском сообществе, в оппозиции, а также в международных организациях, включая ОБСЕ, в которой Казахстан будет председательствовать в 2010 году.
Один из инициаторов принятия этого закона, Куанышбек Есекеев, выступая в парламенте, отмечал: «Интернет должен подлежать какому-то регулированию. Если это пустить на самотек, то мы повторим исторический опыт Молдовы, когда все — через интернет — вышли на забастовку, и все события в мае проходили через интернет».
«И это законодательство для того, чтобы таких массовых беспорядков не было», — подытожил Есекеев.
При этом, зарубежные интернет-ресурсы также должны выполнять решения казахстанского суда.
В документе есть норма, согласно которой сообщение иностранного СМИ о событиях в Казахстане может быть поставлено под сомнение и оспорено заявителем на территории республики, то есть по месту нахождения последнего.
«Не важно, где физически находится тот или иной интернет-ресурс, пусть хоть в США, он все равно должен исполнять решение нашего суда», — говорил Есекеев.
По его словам, в рассматриваемом документе «очень четко проговаривается», какого рода информация считается вне закона в Казахстане, — «например, информация, способная разжечь межконфессиональную, межнациональную вражду, а также порнографические материалы».
При этом, личная переписка в интернете, в том числе, электронная почта, к СМИ приравнена не будет. Чаты также не подпадают под действие данного закона, хотя в этом случае ответственность несет модератор, обязанный удалять «нецензурщину».
Отметим, в 2007 году клиенты Казахтелекома (государственного интернет-провайдера) лишались доступа к ряду оппозиционных сайтов.
Большинство казахстанских СМИ лояльны властям, а тиражи оппозиционных изданий невелики. Трибуной для выражения иных, чем государственная, точек зрения стал интернет — число пользователей которого в Казахстане, по различным оценкам, приближается к двум миллионам.
В прошлом году несколько дней не работал «Живой журнал». Блокировка ЖЖ совпала с тем, что опальный политик Рахат Алиев, скрывающийся от бывшего тестя, президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, завел там свой блог.