Приднестровье: цена признания
Еще немного и на два десятилетия вглубь истории уйдут кровавые события на берегах Днестра, где брат шел против брата и сын против отца. Итогом гражданской войны в конце двадцатого века стали тысячи жертв. Но заложников и жертв Большой политики куда больше.
Самое плохое, что даже столь дорого оплаченный жизненный урок не пошел впрок. Двадцать лет перед мировым сообществом разворачивается бесполезная буффонада урегулирования приднестровского конфликта.
Лицемерная говорильня с подключением все большего числа участников – удобная трибуна для выяснения отношений и торгов перед очередной схваткой за передел мира. В этом рыночном процессе Молдова, Приднестровье и даже Румыния – всего лишь мелкая разменная монета.
За спиной Румынии «банкуют» Соединенные Штаты, для которых цена всему – затраты на печать необходимого количества зеленых бумажек с изображением американского президента. Именно в Вашингтоне точно знают, сколько стоила Оранжевая, Розовая, Тюльпановая, или любая другая из запланированных «революций».
Сегодня речь идет о стоимости Украины, ключевом игроке в розыгрыше приднестровско — молдовской партии в этой глобальной игре.
Трудности новой роли
Заявление президента Януковича о намерении Украины играть на юго – западном направлении более значимую роль, вселило надежду на перелом во внешней политике, по крайней мере, в этом секторе. Дай Бог, стать ей достойной, самостоятельной, в соответствии с «весовой категорией» и транзитным статусом государства наступательной.
В конце концов, ключ от геополитических и военно-стратегических приоритетов страны, которым последнее время бесконтрольно манипулировали США и некоторые страны Евросоюза, должен использоваться в сугубо национальных интересах.
Естественно, что выбор собственного пути во внешней политике на начальном этапе сопряжен с трудностями. Интересы родины не всегда совпадают с интересами других, даже дружественных держав.
Роль пассивного наблюдателя, которую Украина играла многие годы в непосредственной близости от «замороженного» конфликта, сегодня ей не подходит и более того, опасна. Критической массы внешнеполитических ошибок, совершенных в данном секторе, с лихвой хватает для взрыва политического Чернобыля.
Ставки сделаны
Брошенная президентом Европарламента Ежи Бузеком раздраженная реплика, будто бы из-за ухудшения ситуации со свободой слова и прессы Европа больше не делает ставку на Украину, прозвучала тенденциозно. Тем более, что сравнение Украины с учеником класса в регионе не очень корректно.
Если же господина Бузека что-то не устраивает в «поведении» Украины, то беспокоиться ему следует все-таки больше за истерзанную Молдову, которую он назвал надеждой региона, а не за Украину, утвердившую, наконец, стабильность в обществе.
Чем же так мила еврочиновнику Молдова, находящаяся на грани потери своей государственности, и не устраивает Украина сегодняшнего дня?
Может, из-за прекращения взаимоотношений Молдовы с Украиной на односторонне выгодных для Республики условиях?
По причине возобновления сотрудничества с Россией?
Или в связи с отсутствием конфронтации ветвей власти в Украине, в отличие от продолжающегося безвластия в Молдове?
Сравним характеристики вышеназванных стран:
Украина выстояла и движется вперед
Несмотря ни на что, Украина выстояла и уверенно движется вперед, выстраивая вертикаль власти с опытным лидером Януковичем и деловым Кабмином профессионалов. В стране функционирует единый механизм принятия государственных решений, законодательная и исполнительная власть работают слаженно и конструктивно. Курс на проведение сбалансированной внешней и продуманной внутренней политики показал, что восстановление традиционно дружеских связей с Россией, отнюдь, не противоречит развитию взаимовыгодных отношений с Евросоюзом.
Румынизация Молдовы
Молдавское государство с приходом к власти либерального Альянса открыто демонстрирует полную зависимость от Румынии. Правительство ни одно решение не принимает без согласования с «братьями» из-за Прута. Этим обстоятельством объясняются, в частности, противоречивость внешней политики страны, зачастую отсутствие логики, расчета и здравого смысла. Европейские державы предпочитают воздерживаться от близких связей со страной внешнего управления, неспособной нести ответственность за данные слова и взятые обязательства. Генсек ЕС не прислушался к мнению экспертов ПАСЕ, когда одобрил проведение референдума в Молдове, и поплатился авторитетом
Независимые эксперты, анализируя ситуацию в Молдове, порой оценивают действия руководства медицинским термином: «идиотизм». Наиболее распространенная форма этого социально-политического недуга — «евроидиотизм». Ее симптомы: безосновательная конфронтация с Россией, маниакальное возведение в абсолют идеи евроинтеграции.
Политические подмостки страны оккупировали политики – банкроты. Результаты их правления стандартны: личное обогащение и еще большее обнищание населения. Бухарест после падения режима проамериканского Ющенко старается оградить Молдову от самостоятельных шагов в отношениях с Украиной и Россией.В то же время, связи молдавских политиков используются Румынией для лоббирования своих экономических интересов на Востоке.
Задолго до 28 ноября — проведения повторных досрочных парламентских выборов в Молдове, я несколько раз отмечал в печати, что все пройдет по заранее утвержденному в Бухаресте плану – сценарию. (Так и вышло).
Зарубкой на память политическим элитам Молдовы мною для большей наглядности был выведен график обострения социально – политического кризиса. При подобном развитии событий высшая точка графика неминуемо упрется в парадигму потери государственности.
Заговор против Молдовы
Как это ни покажется странным, но именно лидер молдавских коммунистов Воронин в его бытность президентом Молдовы при содействии Виктора Ющенко подготовил почву для прихода к власти унионистов, ныне представленных Альянсом либералов и демократов.
Странный, чудовищный союз коммуниста Воронина и антикоммуниста Ющенко при участии униониста Рошки и русофоба Саакашвили сформировался на Майдане. На нем вышеупомянутые лидеры, объединенные в борьбе против Партии Регионов, всенародно клялись в вечной дружбе и оказанию друг другу взаимопомощи.
Как известно, долг платежом красен. Стремление президента Ющенко выслужиться перед западными покровителями (лучший способ – навредить России) совпало с желанием Воронина – зажать Приднестровье в экономических тисках.
В ущерб украинским интересам и в нарушение ранее принятым договоренностям были введены новые таможенные правила оформления грузов на приднестровской границе, заблокировано движение пасскажирских поездов на Запад через Приднестровье, предоставлены льготные условия для функционирования молдавского терминала Джурджулешты на Дунае, заключен невыгодный для Украины Договор по Паланке.
Эти так называемые уступки обходятся Украине потерями в сотни миллионов долларов. (Большие сомнения в обоснованности вызывают решения евросудов по территориальным спорам Украины с Румынией).
Наши люди в ЕС и ПАСЕ
С целью выяснения вклада полномочных представителей Украины в Евросоюзе и Европарламенте в защиту национальных интересов на юго-западе я несколько раз пытался переговорить народным депутатом Верховной Рады Украины, заместителем председателя ПАСЕ Ионом Попеску, с которым ранее встречались на различного рода мероприятиях в Посольстве Румынии. Но безрезультатно. Ион Попеску сильно занят. Диапазон его деятельности настолько велик, что ему не до локальных проблем.
У него куча обязанностей и полномочий: заместителя председателя Комитета Верховной Рады Украины, руководителя Постоянной делегации Верховной Рады Украины в ПАСЕ и секретаря группы по межпарламентским связям с Румынией, многочленство в группах целого ряда стран: Государства Кувейт, Федеративной Республики Германии, Республики Казахстан, Республики Перу, Французской Республики, Республики Болгария, Королевства Марокко.
Думаю, теперь он сожалеет о своем признании в интервью газете «2000», насколько ему было тяжело материально без депутатского статуса. Но нас, людей простых, искренне волнует ситуация, сложившаяся на юго-западном фронте внешней политики Украины.
Что делать?
По моему мнению, начинать надо с предоставления Украине особых полномочий и особого статуса в переговорном процессе. В этом должны быть заинтересованы, прежде всего, Россия и особенно Приднестровье, народ которого за 20 лет препятствия румынской экспансии смертельно устал, хочет мира и спокойной, обеспеченной жизни.
«Эта растянутая по левому берегу русла Днестра узкая полоска земли — единственное препятствие на пути движения НАТО к границам Украины»,- уверяет начальник Штаба армии ПМР Владимир Атаманюк. Но вечно так продолжаться не может, при всем уважении к ветеранам ПМР.
Недавнее заявление главы МИДа ПМР об их неготовности к переговорам с Молдовой подтверждает мою мысль, что переговорный процесс в любом формате исчерпал свой ресурс. Украина вправе, как единственная страна, непосредственно граничащая и с ПМР и с РМ, поставить вопрос об едином перспективном варианте переговоров — с участием только трех равноправных сторон – Украина, РМ, ПМР.
В качестве гаранта безопасности от возможной румыно-молдовской агрессии, Украина может предложить ПМР свои услуги, как некогда это сделала Россия.
В конце концов, Молдова, признав недействительным Пакт Молотова-Риббентропа, тем самым вернула статус-кво вхождения Левобережья в состав Украины. Почему-то все закрывают на это глаза. Сожалею, что в Приднестровье не осталось приверженцев развития идеологии Единого евразийского экономического пространства и гуманитарного сотрудничества на берегах Днестра, как средства объединения дружественных России сил в регионе. Появилсь бы возможность функционирования региональных языков – украинского и болгарского, подобно гагаузскому в Гагауз-Ери.
Когда-то экс-председатель Верховного Совета ПМР Григорий Маракуца выдвигал подобную идею. Он предлагал создать геополитический треугольник: Тирасполь-Бэлць-Комрат с последующей интеграцией сообщества в молдавский Таможенный Союз.
Я неоднократно добивался участия Григория Степановича в работе Парламента РМ, но унионисты этому категорически воспротивились.
Объект чужих интересов
Происходящее в сопредельных странах не может не задевать Украину. Даже просчеты союзников порой грозят нам фатальными последствиями. Инициируя включение Румынии, США и ЕС в число полноправных участников переговоров по приднестровскому урегулированию, Россия рискует региональный конфликт превратить в мировой.
Апрельские беспорядки в Кишиневе, инспирированные Бухарестом с целью продвижения во власть унионистов из либерального Альянса, — промежуточный этап плана неоконсерваторов из Вашингтона и натовских стратегов сделать Румынию единовластным лидером Черноморского региона. Для этого спецслужбы Румынии при поддержке западных экспертно-аналитических центров распространяют свое влияние на Причерноморье. Хотим мы того, или нет, но главным авторитетом по вопросам СНГ и для нынешнего президента США остается Збигнев Бжезинский, который рассматривает правительство Виктора Януковича, как союзника Кремля. Соответственно, Румыния, лично заинтересованная в выводе остатков российских войск из Приднестровья и Черноморского Флота РФ из Крыма, выступает против коалиции Кремля и Киева.
Экс-советника президента США по национальной безопасности поддерживают бывший директор ЦРУ Джеймс Вулси, эксперт Джеймстаунского фонда Владимир Сокор и другие бывшие советологи. При такой мощной поддержке Румыния, невзирая на внутриполитические распри, наращивает обороты распространения своего влияния не только на территории Молдовы, но и Украины.
Румынские власти активно и довольно успешно продолжают противодействовать строительству судоходного канала Дунай – Черное море, одновременно модернизируют свою дунайскую военную флотилию, организуют учения НАТО на украинской границе с участием подразделений спецназа, дислоцирующихся напротив Измаила, проводят ряд других мероприятий специального назначения.
За единую Молдову
В недавнем интервью Интерфаксу министр иностранных дел Грищенко обозначил позицию Украины в отношении урегулирования приднестровского конфликта, как четкую, объективную и взвешенную, подчеркнул мирную направленность в этом вопросе на основе уважения территориальной целостности и суверенитета Молдовы. Утверждение министра, что Приднестровье должно получить особый правовой статус исключительно в составе Молдовы, как известно, полностью совпадает с прошлогодними договоренностями Дмитрия Медведева с Ангелой Маркель на саммите ОБСЕ в Астане.
И хотя намерение Федерального канцлера Германии более активно участвовать в разрешении молдово-приднестровского конфликта преследует цели, абсолютно противоположные российскому президенту, тем не менее, их общее желание сохранить территориальную целостность Молдовы должно в некоторой степени охладить пыл президента Румынии. Траян Бэсеску увлечен (пока только на словах) перекраиванием границ в сторону расширения территории Евросоюза (а заодно и Румынии) до Днестра.
Революция замедленного действия
Генерирование военно-политической напряженности в румынско-молдово-приднестровском треугольнике с целью дестабилизирования обстановки в западных и южных регионах Украины, требует организации противодействия этим угрозам.
Тем самым Украина помогла бы Кремлю выстраивать более внятную и последовательную политику в отношении Молдовы, на территории которой действуют антироссийские и антиукраинские формирования. Процессы поглощения Молдовы Румынией зашли слишком глубоко, но им нет организованного противодействия.
Оранжевая революция замедленного действия в Молдове использует апробированную тактику румынизации, эффективную в условиях обнищания населения. При сложившейся ситуации любой формат переговорного процесса – бесперспективен. Деятельность по урегулированию отношений между Кишиневом и Тирасполем уже много лет всего лишь имитация таковой. Ни Кишинев, ни Тирасполь не собираются выполнять обязательств, выработанных в процессе переговоров.
Украина – заложник?
Что касается попыток Кремля примирить Кишинев и Тирасполь, то в патовой ситуации молдавского Парламента и при устойчивом государственном механизме ПМР, приднестровцам на руку продолжение хаоса и безвластия на правом берегу. Они в ожидании «падения» Молдовы в объятья запрутских братьев. Тогда они смогут апеллировать к России о признании ПМР для защиты их от румынской экспансии.
Может повториться сценарий начала 90-х годов. Украина опять станет заложником ситуации, чреватой для России потерей не только Приднестровья, но и блокировкой силами НАТО ее выхода в Юго-Западную и Центральную Европу.
Как бы там ни было, но факт остается фактом: и Молдова, и Приднестровье – крохотные, но решающие довески на чашах весов Большой Политики, развернутой между Западом и Восточной Европой. Двадцать лет тому назад приднестровцы выполнили свою историческую миссию в пользу Восточного вектора. Ответный шаг за конкурентами, которые делают ставку на официальный Кишинев.
Человеческий фактор
И в заключение хотелось бы выделить особую значимость наших полномочных представителей страны за рубежом в проведении внешней политики. От их престижа, авторитета, который им удалось завоевать у местной администрации, зависит многое, если не все. В той же степени это относится к общественным организациям, прежде всего союзам украинцев, первым помощникам наших полпредов.
С сожалением хочу отметить, что статус руководителей и результативность работы с диаспорой этих союзов с каждым годом в Румынии, Молдове и Приднестровье все ниже. В частных беседах ветераны – общественники отмечали недостаток внимания этничной родины к их проблемам. Но больше всего лично меня покоробила, казалось бы, случайность, когда на юбилее Тираспольского госуниверситета забыли предоставить слово представителю Украины.
Владимир ЛУПАШКО для -Хвилі-
Категории: Мир| государство